"Электронные книги" делят рынок

Дебют новых приборов оказался успешным

Идея перевода всей накопленной человечеством информации в электронную форму не нова, но всех пугает неудобство чтения с компьютерного монитора. Поэтому несколько энтузиастов решили сделать прибор, совмещающий удобство книги с удобством передачи информации по компьютерным сетям. Так родились "электронные книги", которые представляют собой приборы, созданные специально и только для чтения текстов. Это отличает их от компьютеров типа Palm, которые обладают и другими функциями. "Компьютерные Вести" уже писали об "электронных книгах" в прошлом году, когда эти приборы только анонсировались. С того момента прошел почти год и сегодня с уверенностью можно сказать, что идея себя оправдала. В США продано порядка 6.000 данных устройств, и они имеют хорошую прессу. Конечно, эти цифры не сравнить с миллионными продажами ПК, но для начала тоже неплохо. Причем следует отметить один интересный момент. Если вначале "Экниги" (дословный перевод на русский слова Ebook) позиционировались как независимые электронные приборы, то сегодня они рекламируются как периферийные устройства типа принтеров, только не требующие бумаги и картриджей с краской. Действительно, если раньше потребитель сравнивал стоимость прибора с ценой обычной книги (около 20 долларов), то сегодня - с ценой лазерного принтера (около 300 долларов) и его ежемесячного обслуживания. Именно это обстоятельство привлекает сейчас новых покупателей. Сегодня на рынке представлены две модели "электронных книг".


SoftBook

Наверное, имеет смысл в двух словах повторить технические характеристики приборов, которые уже вышли на рынок. SoftBook представляет собой устройство с жидкокристаллическим дисплеем 9,5 дюймов по диагонали и встроенным модемом 33,6К. После включения в обычную телефонную сеть прибор автоматически соединяется с сайтом www.softbook.com, и пользователь загружает выбранный текст. Вес SoftBook составляет1300 граммов, вместимость - 1500 страниц текста. Стоимость - $599, однако возможно приобретение в рассрочку. Модем загружает около 100 страниц в минуту (по данным компании). Основным инвестором компании являются финская Nokia и несколько венчурных фондов.


RocketEBook

Производитель - компания Nuvomedia (www.nuvomedia.com). Данный прибор появился в продаже в декабре прошлого года. В отличие от SoftBook, он получает информацию, используя персональный компьютер. Пользователь вначале должен загрузить текст в ПК и только потом сбросить его в "Ракету". Однако поскольку подавляющее большинство покупателей имеет компьютер, волнений среди потребителей это не вызвало. Продается прибор пока только в США, но компания заявила, что в конце этого года она начинает продажи в Европе, в частности, в Германии. Официально его стоимость составляет $399, но во многих электронных магазинах его можно приобрести за гораздо меньшую цену. Активная часть экрана 11,43 на 7,62 см. с разрешением 104 dot., вес прибора 627 граммов. Время работы батарей: 20 часов с подсветкой, 40 часов - без подсветки. Требование к ПК - 486 или выше, Windows95/98, 16 Mb RAM, 10 Мб на диске. С осени этого года компания начала продвижение RocketEBook с 32 Мб добавочной памяти, что позволяет включать дополнительно более 100 книг. Получить представление о том, как работает "Ракета", может и наш пользователь. На сайте www.rocket-ebook.com можно загрузить симулятор eRocket, который воспроизводит функции "Ракеты" на персональном компьютере.


Другие производители

К выходу готовятся и продукты других производителей. Самым "продвинутым" из них является Dedicated Reader компании Everybook (www.everybk.com). Он самый дорогой, стоит около $1200, но зато имеет не один, а два дисплея, причем цветных. Свои продукты собираются представить компании Librius и GlassBook, однако коммерческий успех их продуктов маловероятен. Все-таки лучшие перспективы из-за своего раннего старта имеют Nuvomedia и SoftBook.


Контент для "электронных книг"

Мало выпустить "электронные книги", надо обеспечить людей, купивших их, качественными текстами. Сегодня этим занимается около полусотни фирм. В основном, они перекодируют свободные от копирайта материалы, пользуясь сканерами или проектом "Гуттенберг". Список этих компаний можно найти на www.ebooknet.com - специализированном сайте, посвященном "Экнигам". Одной из таких компаний является www.fatbrains.com, которая предложила очень интересный вариант для авторов. Пользуясь его услугами, любой, в том числе и нерезидент США, может помесить свой текст за 1 доллар в месяц, назначить свою цену и получать 50% дохода. К публикации принимаются тексты на любых языках, но естественно, предпочтение оказывается английскому. Сайт специализируется на научной литературе и статьях и имеет все шансы на успех. Программа стартует 15 октября. Компьютерная пресса восторженно приняла данный проект, объявив, что "это первая ласточка в деле освобождения авторов от тирании издателей".

Сами "тираны" тоже начинают обращать внимание на рынок электронных текстов. Прежде всего это коснулось периодических изданий. Сегодня владельцы SoftBook могут читать журналы Time, Fortune и Money, а владельцы RocketEBook - интерактивную версию The Wall Street Journal.

Справедливости ради следует отметить, что проблема контента сегодня является первоочередной для большинства пользователей "Экниг". Энтузиазм по поводу инвестиций издательских домов в две вышеупомянутые фирмы сменился скептицизмом и разочарованием, после того как выяснилось, например, что Barnes&Noble (сеть книжных магазинов в США, инвестор RocketEBook) продает электронные тексты даже дороже их бумажных аналогов. По телеконференциям прошла буря возмущения, цены упали, но кардинальных изменений пока не видно. Текстов явно не хватает.

Сегодня каждая компания продвигает свой вариант представления электронных текстов. Потребитель может читать книги в формате HTML, PDF, RocketEdition, SoftBook, ну и, конечно, как обычный текст. Форматов слишком много, поэтому бум на рынке "электронных текстов" связывают с принятием единого языка, который будут понимать все "Экниги". И этот язык был создан.


OpenEbook 1.0. - язык электронных текстов

23 сентября этого года в Геттисберге, штат Мериленд, состоялась конференция, организованная Национальным институтом стандартов и технологий США. На ней была представлена спецификация специального языка под названием Open eBook Publication Structure 1.0. Его основная цель - наделить разрозненные группы конструкторов, издателей, авторов и читателей единым методом создания, форматирования и аннотирования электронных книг. В настоящее время для этих целей применяется ряд разных методов. Новый стандарт, использующий сочетание HTML и XML, регламентирует форматы файлов, передачи данных, разметки и сертификатов, защищающих авторские права. Он допускает, например, такие возможности, как подгонка текста под размер экрана при его передаче из настольного ПК в карманный.

Приняв спецификацию, входящие в консорциум компании обязались использовать ее для форматирования и отображения содержания электронных книг. В числе этих компаний находятся разработчики устройств Glassbook, Librius, RocketEBook и SoftBook; производители ПО Microsoft и Adobe Systems; а также издательские дома Hougton Mifflin, Simon & Schuster и MacMillan Publishing. Всего консорциум насчитывает около 50 членов.

Стандартные электронные книги будут работать на всех системах чтения, отвечающих принятой спецификации. Это означает, что издателям не придется создавать по несколько вариантов книг, а производители устройств смогут сосредоточиться на совершенствовании аппаратуры. Консорциум предполагает, что ряд компаний выпустит программные инструменты для преобразования в Open eBook Publication Structure 1.0 таких форматов, как Quark или PDF.

Следующая задача организации - по возможности приблизить Open eBook к чистому XML. Будущие версии стандарта станут шире использовать возможности XML, но на это уйдет несколько лет, так как разработчикам аппаратуры требуется освоить новую спецификацию. Open eBook Authoring Group предлагает им приступать к этому уже сейчас: спецификация опубликована на www.openebook.org. В существующих конструкциях электронных книг применяются процессоры, недостаточно мощные для обработки кода XML.


Перспективы

Несмотря на достаточно теплый прием, электронные книги еще не воспринимаются компьютерным сообществом как полноценный и полезный прибор. Связано это прежде всего с фактором стоимости. Все-таки даже $200 достаточно дорого для подобных вещей. Причем эту мысль высказывают сами американцы (минимальная зарплата $5 в час, средняя стоимость бумажной книги - $15). Да и качество воспроизведения отстает. Интересное мнение по этому поводу высказал Джефф Безос, основатель книжного магазина www.amazon.com: "Еще слишком рано инвестировать в это. Это не вопрос того, нужно ли это вообще, это вопрос - когда. Электронные книги пока не оправдывают ожиданий. Причина в том, что дисплеи не могут пока сравниться по качеству воспроизведения с печатью на бумаге. И, конечно, беспокойство среди издателей относительно пиратства - но это вторично. Прежде всего, проблема в дисплеях. Они недостаточно хороши для конечного пользователя. Но "электронные книги" будет отличным бизнесом через некоторое время, когда технология дисплеев будет усовершенствована".

Подобные опасения высказывает и Microsoft, но и Билл Гейтс уверен в конечном успехе этой идеи. Хорошо это или плохо, пока не ясно, но все идет к тому, что наши дети и внуки вряд ли будут учиться по бумажным учебникам.

Юрий А. ДРОЗДОВ,
компания "Соло",
drozdov@belsonet.net


Расписание для "электронных книг" по Microsoft

2000. Выходит программное обеспечение Microsoft's Reader. Потребители покупают более 1 миллиона электронных книг.

2002. ПК и "Экниги" предлагают дисплеи по качеству аналогичные бумажному носителю с разрешением 200 dpi в обычных условиях и 500 dpi - с использованием технологии ClearType (также разработка Microsoft).

2003. "Экниги" весят меньше 600 граммов и работают в течение 8 часов на одной подзарядке. Стоимость составляет от $99 за обычный черно-белый прибор до $899 - за самый мощный, цветной, формата журнала прибор.

2004. TabletPC становятся обычным аппаратным приложением к компьютеру. Они представляют собой прибор размером с ладонь, позволяющий читать и вводить текст, а также запускать компьютерные приложения. Более половины общего объема чтения электронных документов приходится на ПК, остальная половина - на "Экниги", TabletPC и другие приборы.

2005. Продажи текстов в электронной форме превышает $1 миллиард. Многие периодические издания распространяются бесплатно с условием чтения рекламы, размер которой также оценивается в $1 миллиард. Около 250 миллионов человек регулярно читают электронные тексты на ПК, "Экнигах" и других подобных приборах.

2006. В общественных местах (улицах, аэропортах) начинают появляются "информационные киоски". Как обычно, авиакомпании предлагают пассажирам книги и журналы, но они загружаются в электронные приборы.

2008. Электронные тексты начинают занимать доминирующие позиции на рынке книг и масс-медиа. Средняя стоимость книг опускается до $8-9.

2009. Популярные авторы начинают продавать свои книги напрямую своим читателям, многие из которых просто подписываются на автора, а не покупают книгу за книгой. Многие авторы создают кооперативы, которые занимаются продвижением их книг. Издательские дома меняют направление деятельности и предлагают авторам услуги по подготовке изданий и маркетингу.

2010. "Экниги" весят около 400 граммов, работают без подзарядки более 24 часов, предлагают отличное качество воспроизведения текста и содержат больше книг и журналов, чем стандартная университетская библиотека. Они стоят меньше чем $100 и часто предлагаются бесплатно вместе с подпиской на определенный пакет книг или других текстовых материалов.

2011. Новые технологии позволяют электронным книгам размещать в себе более 4 миллионов книг - больше чем все университетские библиотеки или все газеты, когда-либо выходившие в США.

2012. Типографии разворачивают рекламную кампанию "Покупай настоящее" со слоганом "Покупай настоящие вещи - настоящие книги, напечатанные на настоящей бумаге".

2018. В обычном разговоре электронные книги называются просто "книгами". Старый вариант называется "бумажная книга".

2020. Девяносто процентов всех текстов продается в электронном виде. Словарь Вебстера меняет значение слова "книга" на "информация, обычно отображающаяся на компьютере или другом подобном приборе".

Источник: www.microsoft.com/READER/press/timeline_future.htm

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 1999 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!