Aureal - мягкое завоевание нескольких рынков

Мы уже рассматривали технологии A3D 2.0 - wavetracing в обзоре по саундкарте Diamond Monster MX300. Напомню, что данная карта была "первенцем" на новом чипе Vortex 2 от Aureal. Рождение данного чипа позволило реализовать новые расширенные возможности в использовании звуковых устройств на PCI-слоте. Появилась возможность аппаратного 3D-моделирования источников звука, многоканальная система прослушивания и встроенные эффект-процессоры, реализованные на аппаратном уровне. Несмотря на огромное количество возможностей, поражала низкая стоимость комплектующих на базе Vortex 2, что означало их конкурентноспособность. Хотя рекламную кампанию данных устройств можно оценить как среднюю. Это можно заметить хотя бы по тому, что сейчас наш среднестатический покупатель, имея в кармане порядка $60, предпочтет приобрести SB Live! в 8-ми случаях из 10-ти. И это показатель.

Но вернемся к Aureal.

Первая новинка - аудиокарта Vortex2 SQ2500.

Технические характеристики

Слот: PCI

Частота дискретизации: 48 КГц

Отношение сигнал/шум: >98dB

Частотный диапазон: 20Hz-20kHz

Дуплекс: Full-duplex

Акселерация: A3D 2.0 (16 потоков -16-bit, 48kHz) A3D 1.0 (76 потоков) DirectSound3D (76 потоков) DirectSound (92 потока)

Синтезатор: 576-голосный wavetable

MIDI: GM, DLS

Встроенные эффекты: Ревербератор, хорус, делэй, флэнджер, дисторшн, wah-wah и другие...

Входы/выходы: Line 1 out - для передних колонок,Line 2 out - для задних колонок, Line in, Microphone in, Game/MIDI port, Coaxial S/PDIF out.Внутренние коннекторы (все MPC3):CD input,Auxiliary input,TAD (modem) input/output.

Минимальные требования к системе: Процессоры Intel, AMD 133 MHz и быстрее,PCI 2.1 слот, 16 Mб RAM и больше, CD-ROM, 40 Mб свободного места на диске. Активные колонки или наушники.

Операционные сиситемы: Windows 95/98/NT, DOS

Сравнивая со спецификацией, выставленной на SB Platinum!, более чем скромно смотрится SQ2500. Последняя предназначена для геймеров, продвинутых юзеров, задачей которых является поработать дома с музыкой на РС и послушать все в сурраунд-качестве. Производитель выставляет цену $99.99. Есть и более дешевое решение - SQ1500.

Технические характеристики

Слот: PCI

Частота дискретизации: 48 КГц

Отношение сигнал/шум: >92dB

Частотный диапазон: 20Hz-20kHz

Дуплекс: Full-duplex

Акселерация: Поддержка A3D 1.0 поддержка DirectSound3D поддержка DirectSound

Синтезатор: 512-голосный wavetable

MIDI: GM, DLS

Встроенные эффекты: Ревербератор, хорус, делэй, флэнджер, дисторшн, wah-wah и другие...

Входы/выходы: Line 1 out - для передних колонок, Line 2 out - для задних колонок, Line in, Microphone in, Game/MIDI port, Coaxial S/PDIF out. Внутренние коннекторы (все MPC3):CD input,Auxiliary input,TAD (modem) input/output.

Минимальные требования к системе: Процессоры Intel, AMD 133 MГц и быстрее,PCI 2.1 слот, 16 Mб RAM и больше, CD-ROM, 40 Mб свободного места на диске. Активные колонки или наушники.

Операционные сиситемы: Windows 95/98/NT, DOS

Цена от производителя - $69.99. Заметьте, на этой же ценовой планке находятся урезанный вариант SB Live!, Diamond Monster MX300, Montego II. Отличительной особенностью SQ1500 является наличие цифрового коаксиального выхода.

Что мы имеем? Добавилось еще одно имя на рынке саундкарт стоимостью ниже $100.

Но не только на рынке саундкарт. Есть еще один рынок - программного обеспечения, который сейчас активно развивается в сторону 3D.

A3D Pro - DSP plug-in, позволяющий создать из моноисточника стерео с выбранным положением в трехмерной системе координат. В расчет можно включить не только положения источника звука относительно слушателя, но и материалы стен, пола, потолка в виртуальной комнате. Интефейс выполнен интуитивным и не вызовет особых проблем при обучении. Основное направление сбыта данного программного модуля - системы Digidesign Pro Tools, на которых работает большое количество музыкантов за рубежом.

Итак, что мы имеем на выходе? Недостаточно удачная раскрутка Vortex 2 способствовала умеренному успеху Aureal, хотя при другой расстановке сил данная корпорация могла захватить пальму первенства в современных продаваемых технологиях, по уровню идей превосходя EAX реализованный в SB Live! Если бы фирму признали профессионалы из мира звука, то их благосклонное отношение могло явиться отправной точкой на массовый потребительский рынок. Пожалуй, это отношение должен был сформировать совместный продукт с Turtle Beach - Montego II. Но Turtle Beach, мягко говоря, "напортачили" со своим урезанным дешевым вариантом и сырыми драйверами. Я считаю, что его вообще не стоило выпускать. Diamond не являлся на то время супер-именем, хотя в ряде сравнительных обзоров МX300 занял второе место после урезанного SB Live! Поэтому появление собственных аудиокарт от Aureal - вполне нормальное развитие событий. А профессиональный рынок можно завоевать и через удачное программное обеспечение, ведь A3D - довольно мощное и своевременное вливание в рынок современных технологий, отмеченное несколькими наградами.

На базе Digidesign Pro Tools работает большое множество передовых западных студий, и когда в альбомах ряда известных музыкантов можно будет услышать результат обработки с помощью A3D Pro plug-in, то это, естественно, заставит ориентироваться на новые технологии. Это новые звуки, это новые возможности и это дополнительные области для творчества. Поэтому можно смело дать 80% за то, что данная технология скоро сработает и выйдет на массовый рынок.

Но ближайшие успехи будут у SB Platinum!, то есть ее уже сейчас можно назвать картой 2000. Поддержка 96 КГц - такого нет в ряде профессиональных карт:) Если у технологии A3D будет успех, то Aureal при хорошей поддержке может стать законодателем мод. Причем произойти это может незаметно, пока все будут наслаждаться Platinum!, технологии поменяются. Creative Labs, в свою очередь, может выпустить аппаратную заплатку наподобие wavetracing, но это будет действенным, если Aureal остановится на месте в развитии технологий.

У многих, прочитавших данные строки, возникнет вопрос: что лучше приобрести в ближайшем будущем для занятий музыкой таким образом, чтобы система заранее не устарела...

Для ответа на этот вопрос надо рассмотреть рынок программных продуктов и плагинов. Реально сейчас можно выделить несколько фирм, которые могут выпустить продукты для 3D. Это 3rd Ear, Arboretrum, Waves, Steinberg, Canam Computers, теоретически Voyetra, IK Multimedia. Следовательно, достаточно мощного компьютера, саундкарты с хорошим DSP и набора свежих программных продуктов. Приобретение SB Platinum! выглядит довольно симпатичным для низкой ценовой планки.

Аппаратная реализация эффектов имеет свои положительные стороны, поскольку профессиональные звуковые системы на базе РС приближаются к студийному варианту с отдельными рэковыми блоками и т.п. Реально аппаратная поддержка эффектов имеет более консольный смысл. Например, для каждого трека в мультитрековом рекордере можно выставить свои настройки компрессора эквалайзера и т.п. наподобие микшера. В софте эта идея отлично реализована в программе Quartz Audio Pro от Canam Computers. Но если это будет реализовано на аппаратном уровне без участия центрального процессора, то система станет оптимальной для хорошей профессиональной работы.

Поэтому нельзя не следить за поведением на рынке корпорации Aureal. Оно может оказаться определяющим.

Кристофер М.ИХИХО,
chris_ih@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!