AltaVista преображается

Визитная карточка
AltaVista Company

Президент: Род Шрок (Rod Schrock)

Владелец: CMGI, Inc.

Штаб-квартира: Пало-Альто, Калифорния, США

Число сотрудников: 680

WWW: www.altavista.com

Компания AltaVista относится к старожилам Интернета. В далеком декабре 1995 года исследовательская лаборатория DEC (Digital Equipment Corporation) представила на суд публики, только начинающей осваивать просторы Паутины, полнотекстовую поисковую машину AltaVista (как сейчас помню - www.altavista.digital.com). Дальнейшая судьба новорожденной компании сложилась очень интересно. Ей было суждено переходить из рук в руки и продаваться по несколько раз в год (звучит несколько неприлично, правда?). Впрочем, об этом позже.

Основной своей заслугой создатели AltaVista считают обеспечение поддержки множества языков, в том числе китайского, японского и корейского. Действительно, это можно считать подвигом. В 1997 году еще ни одна поисковая машина в Сети не работала с несколькими языками, тем более с такими... Отличный механизм поиска, обеспечивающий мгновенный отклик на запрос, а также удобства и многоязыковая поддержка обеспечили поисковику AltaVista лидирующие позиции среди подобных сервисов в Сети. Этот результат был достигнут в начале 1998 года.

Понятно, что на бесплатных услугах в Сети много денег не заработаешь. Каждый выживает как может. Но AltaVista успешно эксплуатировала собственную популярность и известность марки. Индексация огромных объемов информации, мгновенный поиск в громадных базах данных - такие возможности не останутся невостребованными. И AltaVista начала продавать свой поисковый "движок" всем, кто в этом нуждался. Самой громкой сделкой компании стало оснащение базы данных ФБР (десятки миллионов записей) поисковыми возможностями AltaVista, после чего, если верить рекламной пропаганде, "время поиска сократилось с нескольких часов до 2-3 секунд". Остается только догадываться, сколько федералы заплатили за эту услугу. Ясно только, что торговаться они не стали.

AltaVista совсем не стеснялась, устанавливая цену на подобные "услуги". Действительно, если кто не нуждается в рекламе - так это они.

Компания выкупила у сторонней фирмы за пару миллионов долларов домен www.altavista.com, который она не сообразила застолбить в свое время (видно, не рассчитывали ребята из Digital на такую популярность). Дела у AltaVista шли в гору, чего никак не скажешь о корпорации DEC. AltaVista явно переросла уровень DEC, где ее поначалу планировали использовать в качестве внутрикорпоративной поисковой машины для архива электронной почты, а затем растерялись от неожиданно свалившегося на голову счастья.

И развязка не заставила себя долго ждать. Правда, была она несколько неожиданной. В июне 1998 года богатая корпорация Compaq Computer купила с потрохами (т.е. вместе с AltaVista) Digital Equipment Corporation. Конечно же, не AltaVista была основной причиной этой громкой сделки, которая стала одной из самых крупных в компьютерном бизнесе за всю историю.

Сразу после "слияния гигантов" появились слухи, что Compaq собирается продать AltaVista. Эти слухи начали подтверждаться в начале этого года, когда AltaVista получила статус самостоятельного подразделения, а руководство Compaq сообщило о намерении преобразовать его в открытое акционерное общество.

Акционерным обществом AltaVista так и не стала, но нового владельца все-таки нашла. Инвестиционная компания CMGI, специализирующаяся на вложениях в Интернет-бизнес, достигла в июне этого года договоренности с корпорацией Compaq о покупке 83% акций AltaVista. Остальные 17% акций остались у Compaq. Кроме того, в течение ближайших трех лет CMGI выплатит корпорации Compaq $220 млн. Стороны также договорились о взаимных маркетинговых услугах.

"На первом этапе мы намерены интегрировать в AltaVista ряд собственных технологий электронной коммерции, ориентированных на конечного потребителя", - сообщил директор CMGI Дэвид Уэзерелл, разъясняя детали соглашения, подписанного между его компанией и Compaq. На AltaVista появятся средства электронной коммерции, предназначенные для финансового рынка, а также для торговли предметами интерьера и запчастями для автомобилей.

Использование технологий CMGI позволит превратить узел AltaVista в своеобразный мегапортал. Компания сможет расширить число имеющихся ссылок и предложить клиентам инструменты и технологии, поддерживающие Internet-торговлю и помогающие пользователям быстро найти требуемые товары и услуги.

Уже сегодня эти планы начинают воплощаться в жизнь.

CMGI и Compaq подписали соглашение, превращающее AltaVista в эксклюзивный механизм поиска, которым оснащаются компьютеры Compaq Presario. Соглашение заключается сроком на три года, впоследствии оно может быть пролонгировано. Пользователи новых Presario получат в свое распоряжение браузеры, оснащенные специальной кнопкой для оперативного доступа к узлу AltaVista.

Compaq станет крупнейшим внешним держателем акций CMGI. Соглашение предусматривает тесное взаимодействие CMGI с исследовательскими лабораториями и коммерческими подразделениями Compaq и обмен информацией о передовых технологиях Интернета. Таким образом, AltaVista принадлежит CMGI, а сама CMGI контролируется корпорацией Compaq. После этого становятся понятны слова председателя совета директоров Compaq Бена Розена на пресс-конференции, приуроченной к этой сделке: "Единственное, что мне хотелось бы сказать: мы не продали AltaVista".

Сейчас AltaVista представляет собой удобный и очень быстрый поисковый механизм. Время реакции системы - 0.4-0.5 секунд, объем индекса - 150 миллионов страниц. Более того, AltaVista начала предоставлять многочисленные услуги (например, хранение и поиск изображений с удобным рубрикатором), превращаясь в настоящий портал, который может полностью изменить наше представление об этой компании.

AltaVista со временем превратится в сеть, которая объединит 25 новых служб и будет оснащена модернизированным поисковым механизмом, индексы которого будут обновляться не реже чем через каждые 28 дней. Эти планы являются частью совместной стратегии, выработанной компаниями CMGI и Compaq в отношении AltaVista.

Анатолий АЛИЗАР,
alizar@softhome.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 1999 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!