Неделю назад журнал "The PC Magazine" опубликовал список сотни самых влиятельных компаний мира в сфере Интернета и компьютерных технологий. Конечно, подобную характеристику ("влиятельный") нельзя назвать объективной. Объективны цифры финансовой прибыли и годового оборота, курс акций и процент роста в год. Однако такая характеристика, как "влияние" - отдельное понятие. Она, естественно, зависит от вышеперечисленных данных, но представляет собой нечто качественно другого порядка и не может быть объективно определена на основе каких-либо численных характеристик, так как очень сильно зависит от уровня известности брэнда (марки), "раскрученности", перспективности и уникальности бизнеса, доли рынка. Все это в цифрах не измеришь (кроме, пожалуй, последнего). Именно уровень этой самой "влиятельности" говорит нам гораздо больше, чем сухие цифры квартальной и годовой финансовой отчетности.
Список составлялся по результатам оценок и жестоких споров нескольких десятков экспертов и журналистов "The PC Magazine", и, как они выражаются, "окончательные оценки столь же научны, сколь и субъективны".
Рейтинг | Компания | Доходы в 1998 г. (млн $) |
Рост по сравнению с 1997 г. (%) |
Чистая прибыль в 1998 г. (млн $) |
Бюджет исследований и разработок 1998 г, в % к общим доходам |
|
1999 | 1998 | |||||
1 | 1 | Microsoft | 14 484 | 27.5 | 4490 | 17.3 |
2 | 8 | America Online | 2 600 | 54.3 | 92 | 6.7 |
3 | 2 | Intel | 26 273 | 4.8 | 6 068 | 9.5 |
4 | 3 | IBM | 81 667 | 4 | 6 328 | 6.2 |
5 | 6 | Cisco Systems | 8 459 | 31.3 | 1 350,1 | 12.1 |
6 | 33 | Amazon.com | 610 | 312.7 | -124.5 | 7.7 |
7 | 13 | Yahoo! | 203 | 188.4 | 25.6 | 11.2 |
8 | 11 | Oracle | 7 144 | 25.7 | 813.7 | 10.1 |
9 | 9 | Dell | 18 243 | 48 | 1 460 | 1.5 |
10 | 5 | Hewlett-Packard | 47 061 | 9.7 | 2 945 | 7.1 |
11 | 7 | Sun | 9 791 | 13.9 | 762.9 | 10.4 |
12 | 4 | Compaq | 31 169 | 26.8 | -2 743 | 4.3 |
13 | 12 | 3Com | 5 420 | -3.3 | 30.2 | 10.7 |
14 | 16 | Apple | 5 941 | -16.1 | 309 | 5.1 |
15 | 24 | RealNetworks | 65 | 98.2 | -16.4 | 32.1 |
16 | ~ | eBay | 47 | 724.4 | 2.4 | 9.7 |
17 | 45 | AT&T | 53 223 | 3.2 | 6 398 | 1.2 |
18 | 25 | Sony | 56 622 | 10.6 | 1 491.7 | 5.5 |
19 | 15 | Adobe | 895 | -1.9 | 105.1 | 23.2 |
20 | 19 | Macromedia | 150 | 32.5 | 19.8 | 23.7 |
21 | 14 | Gateway | 7 468 | 18.7 | 346.4 | 1 |
22 | 31 | Lucent | 30 147 | 14.4 | 970 | 12.2 |
23 | 17 | Novell | 1 084 | 7.6 | 102 | 20.8 |
24 | ~ | Walt Disney | 22 976 | 2.2 | 1 850 | Нет данных |
25 | 40 | Computer Associates | 5 253 | 11.3 | 626 | 8.1 |
Газетные рамки этой статьи обрезают список самых влиятельных компаний до первых 25-ти. Но основные тенденции видны и здесь. Для анализа мы будем пользоваться информацией из полного списка, по ходу сообщая необходимые цифры.
Понятно, что главный фактор "влиятельности" - деньги. Однако в первых рядах списка есть несколько компаний, доходы которых нельзя назвать выдающимися, - они резко выделяются из общей массы миллиардеров. "Почему, собственно?" - рождается немой вопрос. В том-то весь фокус, что к числу "везунчиков" с маленькими доходами, но входящими в первые ряды Top 100, относятся фирмы, сфера влиятельности которых находится в области Интернета. Сейчас к ним можно относиться двояко, но нельзя не помнить о многочисленных прогнозах, предрекающих бум электронной торговли в ближайшие годы. Этими прогнозами объясняется и резкий рост акций этих компаний, и серьезные инвестиции в них.
За счет инвестиций обеспечивается "рост доходов". К доходам ведь относится не только прибыль от продаж, но и инвестиции в компанию. Самыми "быстрорастущими" являются именно Интернет-компании: eBay (724%, 16-е место), Excite@Home (548%, 31-е место), Amazon.com (312%, 6-е место), что связано с тем, что темпы развития фирмы в Интернете отличаются (и очень сильно) от привычных. Фирма может за неделю приобрести мировую известность и еще быстрее исчезнуть. Кроме того, большинство Интернет-компаний - молодые, а поначалу проценты имеют совсем иной вес. В этом смысле удивляет безусловный лидер, Microsoft, при своих многомиллиардных оборотах добавившая, по сравнению с прошлым годом, 27%. Не менее серьезных успехов добились Compaq (27%, 12-е место) и Dell (48%, 9-е).
Упомянутые инвестиции в Интернет-компании отнюдь не способствуют повышению прибыльности последних. Большую прибыль в Интернете сейчас удается получать немногим, остальные вкладывают все деньги, которые у них есть, в развитие, весьма разумно ставя перед собой задачу захватить как можно больший кусок быстрорастущего рынка он-лайн-торговли. Поэтому почти все Интернет-компании из списка убыточны. Лидирует по "убыточности" Excite@Home (31-е место, убытки $144.2 млн. при доходах $548.6 млн.), она же - один из лидеров по темпам роста и по бюджету исследований и разработок (35.4%). Курс акций этой компании растет как на дрожжах. Вот это - тенденция. Понятие прибыли на американском рынке - совсем не главное, фирма может процветать, будучи убыточной из месяца в месяц.
Проследим изменения по сравнению с прошлым годом. Сразу очевидно наступление "новичков из виртуальности" - молодых и амбициозных, быстрорастущих Интернет-компаний, которые потеснили в списке "стариков" с огромными прибылями, но не столь многообещающим будущим. Сдали свои позиции Hewlett-Packard, Sun и Compaq (10-е, 11-е и 12-е места по сравнению с прошлогодними 5-м, 7-м и 4-м). Gateway опустился с 14-го на 21-е, Canon - с 23-го на 34-е, Silicon Graphics - с 29-го на 40-е, Seiko Epson - с 30-го на 41-е и т.д. Потрясающий по глобальности откат совершила компания Corel - с 27-го на 95-е место. Многие компании, занимающиеся "традиционным бизнесом", успели приспособиться к новым условиям рынка и сохранили свои прошлогодние места в списке самых влиятельных и даже поднялись в нем (Oracle, Dell, Sony, Xerox, Acer и др.). Показателен захват второго места компанией America Online, отобравшей эту позицию не у кого-нибудь, а у самой Intel! Кстати, AMD поднялась с 41-го на 27-е место.
Самая главная тенденция этого года - большое количество новичков "из Интернета" и мощнейший старт других компаний оттуда же. Amazon.com и Yahoo укрепились в первой десятке, и на следующий год у них явно есть свои планы. В списке 24 новичка, из них 18 - Интернет-компании. Многие новички сразу же заняли ведущие позиции в рейтинге. Замечательного успеха добились eBay (крупнейший аукцион он-лайн, 16-е место) и Walt Disney (24-е), а главный феномен - MP3.com, умудривший с мизерными доходами в $1.2 млн. застолбить 90-е место.
В долгосрочном плане прогноз предсказывает индустрии еще более неустойчивую погоду. Интернет продолжит доминировать, но шквал Y2K и антимонопольные потрясения могут вызвать новые изменения в списке Top 100 будущего года.
Посмотреть полную версию списка самых влиятельных компаний можно по адресу www.zdnet.com/pcmag/stories/reviews/0,6755,2337304,00.html.
Анатолий АЛИЗАР,
alizar@softhome.net
Горячие темы