Время от времени в компьютерной прессе мелькает термин "управленческое ПО". Невольно возникает впечатление, что речь идет об определенных программах для руководителей. Так ли это на самом деле? Есть ли, действительно, какие-то программы, предназначенные непосредственно для руководителей?
Прежде всего, как-то трудно себе представить нашего отечественного руководителя крупного производственного предприятия, сидящего за компьютером, и тем более - самостоятельно разбирающегося с теми или иными показателями деятельности своего предприятия. В нашем менталитете он чаще ассоциируется с большим кабинетом, Т-образным столом, многочисленными совещаниями, беспрерывными телефонными звонками, поездками в министерство и очередями в приемных для бесед "по личным вопросам".
Не удивительно поэтому, что при таком режиме работы сложно говорить даже о наличии на рабочем месте руководителя компьютера как такового.
Другое дело - руководители малых и средних предприятий, особенно коммерческих. Здесь без компьютера редко кто обходится. Правда, используется он по-разному. Например, один из моих знакомых с удовольствием пользуется программой по бизнес-планированию, другой рассчитывает в Excel'е себестоимость производимой продукции, третий, в мою бытность на этой фирме, часто заходил в отдел продаж и просматривал в "1С: Торговле" наличие товаров на складе. Наконец, еще один - руководитель банка - пользовался построением сценариев в том же Excel`e.
Постепенно меняется ситуация и на крупных предприятиях. В подтверждение этому приведу такой пример. В свое время мы помогали одному из наших партнеров, софтверной фирме, в подготовке семинара по презентации их программного комплекса для крупного потенциального клиента. В этом семинаре участвовали три категории сотрудников предприятия-клиента: руководители предприятий (головного и структурных подразделений), бухгалтера и программисты (отделы АСУ). Поэтому при подготовке текстов выступлений и написании буклета, который планировалось использовать в качестве раздаточного материала, необходимо было учитывать возможные ожидания каждой из этих категорий слушателей.
В итоге оказалось, что если для бухгалтеров и программистов было достаточно много конкретной информации, то с руководителями предприятий дело обстояло сложнее. Из опыта предыдущих контактов было известно, что их, кроме всего прочего, интересует вопрос и о том, "что будет сделано для руководства". Иначе говоря, наряду с пользой для своих подчиненных от внедрения программного комплекса по автоматизации учета, руководитель рассчитывает и на какую-то пользу непосредственно для самого себя.
Таким образом, руководители явно испытывают потребность в использовании современных информационных технологий, причем не только по отношению к своему предприятию в целом, но и для организации своей собственной работы.
Что же может предложить им сегодняшний рынок ПО? Для ответа на этот вопрос я обратился вначале к данным мониторинга строчной рекламы, проводимого нами с сентября 1998 г. Оказалось, что программ для руководителей за этот период на белорусском рынке никто не предлагал, во всяком случае, непосредственно об этом не говорилось. Та же картина и в российских источниках, например, в каталогах программных продуктов ЦИЭС "Бизнес-Программы-Сервис" (www.finsoft.ru), журнала "Автоматизация бухгалтерского учета" и недавно появившемся "SoftLine-direct".
И только буквально в последние месяц-два стали появляться сообщения о выходе на рынок подобных программ. Вначале довелось узнать, что корпорация "Галактика" сделала АРМ Руководителя по непосредственному заказу одного из своих московских клиентов. Затем в российской прессе появилась информация, что "Интеллект-Сервис" выпустил информационно-аналитическую систему "Бэст-Анализ", "адресованную руководству торговых компаний". Наконец, в Oracle Applicatios (семейство модулей, представляющие собой готовые программные решения), которое, опять же, появилось сравнительно недавно, тоже есть рабочее место руководителя под названием "Oracle Financial Analizer".
Заслужила упоминания здесь и наша собственная программа - "Товары: Анализ реализации" (ПКП "Веспол"), которая также выпущена на рынок совсем недавно. И пусть она не претендует на уровень корпоративной системы, поскольку автоматизирует только несколько управленческих операций, но именно благодаря ей и возникла идея исследования рынка программ для руководителей.
Первое впечатление по результатам данного исследования состоит в том, что это особая рыночная ниша для разработчиков, причем пока еще недостаточно осознанная. Об этом свидетельствует и отсутствие соответствующих разделов в каталогах ПО, и то, что информацию о некоторых уже выпущенных программах доводилось узнавать почти случайно.
Здесь мне могут возразить, что есть ряд программ, которые прямо не заявляются как предназначенные для руководителей, но которые так или иначе ими используются. Прежде всего это относится к так называемым экспертным системам, например, "Project -, Audit -, Marketing -, Forecast Expert ("Про-Инвест Консалтинг"), "Альт-Финансы", "-Инвест", "-Прогноз" (ИКФ "Альт"), "Бэст-Маркетинг" ("Интеллект-Сервис"), недавно появившаяся "Касатка" (SBI Inc.) и др.
Можно даже выделить определенные области их применения. Это - бизнес-планирование, финансовый анализ и маркетинг. Но именно поэтому несколько сложно позиционировать их непосредственно по отношению к руководителям предприятий. Ведь они охватывают пусть важные, но все-таки отдельные стороны управления предприятием. Закономерно поэтому, что на практике подобными программами чаще пользуются руководители соответствующих отделов.
Примерно то же можно сказать и о комплексах по автоматизации учета, среди которых наиболее известны на белорусском рынке "1С", "Анжелика", "Бэст", "Ветразь", "Профит-Комплекс". Прежде всего нельзя сбрасывать со счетов, что все они выросли из бухгалтерских программ и во многом сконцентрированы на решении именно этого класса задач, во всяком случае, бухгалтерия остается здесь центральным звеном.
С другой стороны, практически в каждом из этих комплексов есть определенные настройки для реализации тех или иных отдельных управленческих задач. Насколько мне известно, например, в "Анжелике" есть настройки для анализа продаж (кстати, "Golden Software" еще весной обещала выпустить новый модуль с интересным названием - "Анжелика Директор"). "Ветразь", в части розничной торговли ("ЛюксСофт"), позволяет строить достаточно разнообразные управленческие отчеты по текущей реализации товаров, а в плане финансовой деятельности - отслеживать данные по выполняемым договорам ("ЛюксСофт Плюс"). Есть готовое работающее решение по автоматизации некоторых управленческих задач и на основе "Профит-Комплекса".
В отношении же "1С" можно видеть как данный продукт все больше эволюционирует именно в сторону комплексного охвата основных аспектов деятельности предприятия и все более тесной интеграции отдельных модулей между собой на программном уровне. Отсюда и соответствующее название - "1С: Предприятие". Тем самым гласно и негласно подчеркивается, что "1С: Предприятие" - это система, предназначенная как раз-таки для управления предприятием в целом. Поясняется это следующим образом, что руководитель может получать информацию обо всех интересующих его участках работы. Добавим сюда и широко известные и активно рекламируемые возможности гибких настроек в данном комплексе.
Тем не менее, позволю себе утверждать, что наличия всех этих настроек недостаточно для того, чтобы считать решенной проблему управления предприятием на основе информации, накапливающейся в подобных комплексах. Вот только один пример, что называется, из жизни компаний. Директор фирмы, торгующей расходными материалами для принтеров и копиров, попросил своих программистов подготовить отчет о том, сколько каких товаров было реализовано ("ушло со склада") за прошедший месяц. Не говоря уже о том, что на подготовку такого отчета ушло несколько недель (вот вам и гибкость настроек!), в результате директор просто не захотел им пользоваться. Мол, зачем мне все эти проводки, дебет, кредит и т.п. (Во избежание ненужных ассоциаций отметим, что это была программа, не упоминаемая в данной статье.)
Наконец, несколько слов о корпоративных информационных системах (КИС). Им, вроде, сам бог велел служить инструментом управления предприятием. Вот, например, один из ставших уже своеобразным шаблоном рекламных текстов для подобных систем: "Программный комплекс корпоративного учета позволяет руководству компаний принимать управленческие решения на основе полной, достоверной и оперативной информации о деятельности корпорации и ее ресурсах".
Но вопрос общего управления и здесь остается открытым. Насколько возможно судить о наиболее известных зарубежных разработках типа SAP, Baan, PeopleSoft, о которых мы пока больше слышали, чем видели, а также о наших отечественных - "Архипелаг" ("БелХард"), или безымянной пока системы автоматизации управления предприятием ("АлтоЛан"), решение управленческих задач в них так или иначе подразумевается, но детально они не прописаны. Поэтому чаще всего получается как в случае с "Галактикой", т.е. конкретные АРМы руководителей создаются под конкретный заказ.
Таким образом, с одной стороны, практически любая КИС имеет в себе потенциальные возможности для автоматизации управленческой деятельности, с другой - эти возможности, опять же на мой взгляд, не конкретизированы. В реальной жизни это повторяет известную классическую ситуацию взаимоотношений программиста и заказчика - "скажите, что вам нужно, и мы это сделаем".
Резюме:
Подводя итог сказанному, берусь утверждать, что программы для руководителей - перспективная рыночная ниша для разработчиков ПО. Об этом свидетельствует и сам факт появления на рынке буквально в последнее время подобных программ, а также то обстоятельство, что в уже существующих продуктах ощущается недостаточная конкретизированность управленческих операций.
Сергей ДМИТРИЕВ,
ПКП "Веспол",
[email protected]
Горячие темы