Практически частью любого процесса обучения является общение с мастерами. Это нельзя передать пересказом или суммирующей статьей. Живое общение всегда позволяет полнее раскрыть аспекты той или иной профессии. Конечно, хорошо описывать плагины и новинки software, hardware, но нельзя не учитывать и тот факт, что в любой профессии есть ступени мастерства и переход на каждую ступень осуществляется путем приобретения знаний. Причем скомбинированных знаний, часть из которых не является сугубо техническими или сугубо музыкальными. Поэтому, чтобы читатели смогли из нашей газеты извлечь как можно более широкий спектр информации, я ввожу подрубрику раздела "MULTIMEDIA" "Звук за чашкой кофе", где буду знакомить наших читателей с людьми от мира звука.
Итак, прошу любить и жаловать - гость нескольких номеров "КВ" Сергей Александрович Осипов. Музыкант, аранжировщик, звуковик. 28 лет. Работал в проектах: "Amalgamated passages" 1992 (Англия), "Nevermore" 1995 (Англия), "Лявоны" 1996 (Беларусь, "Песняры"), "4 Измерение" 1997 (Беларусь,Белконцерт), "Purple birds" 1997 (Home Studio), одна из последних работ - сборник "Роса собранная в пуще" 1998-99 (Home Studio). Работал в таких студиях, как CMI (Англия), Amalgamated records (Минск), "Песняры" (Минск), "Мосфильм" (Москва). Аранжировки выделяются своим почерком и глубоким подходом к партитуре и звуку.
- Сергей, ты себя ощущаешь больше аранжировщиком или звуковиком?
- Всем сразу...
- А что доминирует?
- В последнее время стараюсь не делить аранжировку и звук. То есть стараюсь все расценивать в одном целом...
- То есть, обработку звука заранее предусматриваешь в аранжировке, так?
- Да.
- Расскажи, как ты это делаешь... :)
- Все зависит от задачи, то есть от композиции и концепции произведения, с которым я работаю. Процесс обработки может быть разным, но всегда для меня он начинается с первой ноты. То есть, я могу приколоться от какого-нибудь сэмпла, что-то на нем или его превращениях построить, а могу, наоборот, отталкиваться от партитуры, от задачи композиции.
- С каким спектром стилей ты работаешь?
- Основной стиль - это фьюжн. Все, что можно фьюжновать между собой, является на сегодняшний день моим...
- Ты работал над многими проектами, которые имели резонанс за пределами нашей республики, причем, в основном, это были популярные стили. Что бы ты выделил как закон сведения поп-композиции? К примеру, перед человеком стоит задача создать поп-композицию. У него есть партитура, но, помимо ее наличия, он должен обладать какими-то навыками, знаниями...
- Конечно, для создания популярной музыки с современным звучанием у меня есть свои шаблоны. Если я работаю с данной областью музыки, то применяю такие плагины, как Waves. Останавливаться чисто на сведении не вижу особого смысла, так как все равно все зависит от композиции, хотя, когда дело доходит до pre-мастера, то там я использую такие шаблонные системы, как Ultramaximizer и Special Enhancer Stereo Manager Plus, Reneissance Compressor. Очень нравится Waves EQ. Работаю с параметрикой, которая входит в CakeWalk'овский пакет. То есть, я сейчас перечислил ряд плагинов и программ, которые имеют к этой музыке постоянное отношение.
- Компрессируешь ли ты инструменты потреково?
- Конечно. Все зависит от звучания. Если стоят ударные дела, то стоят свои настройки. Бас я больше лимитирую, дабы не срывать его дыхание. Имеет значение и суммарная компрессия. Если проект дэнсинговый, для дискотек, то компрессия должна быть соответствующей.
- Есть еще одно направление - pre-master, как radio-edit, tv-edit. Делаешь ли ты это отдельно или закладываешь все сразу в композицию?
- Я, конечно, слежу за точкой, чтобы всегда это было и для радио, и для телевидения, и для FM, но не всегда нововведения вообще нужны заказчику. На сегодняшний день такая ситуация, что многие используют один вариант сведения для всех целей.
- Не говоря уже о западном, ты отличаешь белорусское сведение от российского?
- Да, конечно, отличаю...
- То есть, есть белорусская школа сведения!?
- Да, попытаюсь, чтобы было понятнее, взять более широкий диапазон. Начиная от наших матерых звукорежиссеров, у которых есть свой выработанный почерк (Петровский, Попровский), и заканчивая более молодыми режиссерами, которые только сейчас начинают, это их авторская эпоха, скажем так, нашего поколения. Каждый преследует свой конек сведения и его придерживается. У стариков он более выработан, но там больше Led Zeppelin, применение аналоговых консолей, многие не верят в компьютерные технологии... И наше поколение, которое слушает и смотрит, что делают они, пытается применять теории мастеров западного сведения и плюс к этому проецировать свою энергию. Вот это и есть современное белорусское молодое сведение :)
- Гм... А российское?
- Российское сведение делится на несколько, скажем так, школ. Одна из них - это люди, которые получили специальное образование и работают за "большой речкой". Основные кухни по изготовлению российской эстрады находятся, как ни странно, в США. В Москве на сегодняшний день во главе довольно-таки среднее звено, молодежь набирает обороты. Вот на такие условные три группы я их поделил. Не думаю, что мы сильно уступаем им по мозгам, единственное, в чем наши возможные потери, - это оборудование и деньги. Если бы развитие нашего шоу-бизнеса находилось на более высоком уровне, нежели теперь, мы бы никак не уступали, а по многим параметрам, так как имеем довольно серьезную культуру, даже превосходили Россию...
- Затронем тему сведения вокала. Расскажи о технологии, которую ты применяешь.
- Все зависит опять же от задачи и уровня работы. Если я свожу заслуженного артиста Республики Беларусь, то вокал находится :))), как и положено заслуженному артисту. Если же я имею дело с более творческим подходом, чем конвейер (скажем, эстрадным искусством), то я стараюсь вокалом импровизировать, располагать и в центре, и с малым смещением, давая эффект в другой канал. Работать с ним по частотной характеристике, то есть просто вращать его в объеме, делать смещение с фазой. Во многом все зависит от функции вокала: основной, бэк...
- Многих наших читателей интересует вопрос сведения ударных. Этот вопрос был всегда спорным. Что ты скажешь по этому поводу?
- Старая школа рекомендовала разбрасывать ударные по панораме, имитируя положение слушателя в центре установки. Более поздняя школа работает со смешением. Скажем, loop'ы или рифы ставить по середине, а кухню опять же рассыпать по панораме. Хотя тоже имеет значение характер. Если я имею дело с академической эстрадой, я стараюсь придерживаться академического сведения ударных, то есть, хэты смещаю вправо или влево, снэр и бочка у меня посередине, соответственно, переходники, крэши вместе с перкуссией находятся в зависимости от расположения оркестра, как я его поставлю, состава оркестра, какова в нем полифония... В зависимости от этого я позиционирую звук ударных.
Если же идет работа с современными стилями, имеет место использование loop'ов, то я уже по-другому использую панораму и частотную характеристику звучания.
- Как звуковик, как ты относишься к тому, что современные акустические системы для прослушивания музыки в домашних условиях, автомобилях, некоторых клубах, как бы это выразиться, "сабвуферизированы"?
- Однозначного отношения у меня к этому нет, поскольку бывают моменты, когда я испытываю как положительное чувство к сабвуферам, так и отрицательное. Отрицательное - иногда меня "бесит" этот гул. Но многим эти частоты нравятся. Я стараюсь работать с мыслями, что это устройство есть, но не замыкаюсь на этом.
- А как же звуки TR909?
- Да, все подобные тембры, которые имеют "резиновую" низко опущенную структуру, конечно, с сабвуферами дружить не будут. И при написании и сведении музыки, которая связана с ними, например, стандартный джангл, нужно стараться работать с фонограммой так, чтобы выстраивать звучание, ориентируясь на сабвуферы, поскольку ими сейчас оснащены основные танцевальные залы.
Беседовал
Кристофер М. ИХИХО,
[email protected]
Горячие темы