Начало и середина летнего периода на рынке ПО ассоциировались у меня с одной из песен Сергея и Татьяны Никитиных к музыкальному спектаклю по мотивам "Волшебной лампы Алладина" из тех, уже давних, времен, когда в моде еще были большие и красивые грампластинки. "Летом, - пелось в ней, - можно делать и то, и другое, и третье, но, очень жарко".
Что-то похожее происходило и нынешним летом. Навалившаяся жара усугубляла впечатление сезонного спада деловой активности. Тем не менее, за эти два месяца произошло довольно много интересных событий. Лично мне удалось поучаствовать, как минимум, в трех из них: конференция по информационным технологиям в БГПА, школа-семинар по искусственному интеллекту на Браславских озерах (БГУИР, кафедра ИИТ) и, конечно же, пятилетний юбилей "КВ".
В свою очередь, результаты мониторинга строчной рекламы также дают пищу для размышлений и определенных выводов.
Как и следовало ожидать, летом произошло довольно существенное уменьшение общего количества предложений ПО. Свою лепту внесла сюда и "Компьютерная среда", отправившись в отпуск до августа. Но уже в апреле-мае было заметно резкое сокращение в ней рекламы софта за счет ухода основного рекламодателя соответствующих строк в лице SKY Systems.
Та же тенденция, хотя и в меньших размерах, наблюдалась и в других анализируемых нами изданиях. Напомним, что мониторинг проводится на основе анализа девяти основных белорусских периодических изданий, в числе которых (наряду с "КС") "Белорусская деловая газета", "Бизнес-Инфо", "Белорусский рынок", "Компьютерные Вести", "Компьютерная газета", "Коньюктура рынка", "Национальная экономическая газета", "Цены и товары сегодня".
В то же время, что интересно, доля предложений ПО в общей массе предложений других товаров и услуг даже немного увеличилась. Это наводит на некоторые размышления о том, что летний спад влияет на активность продавцов и, соответственно, на покупателей программного обеспечения в меньшей мере, чем на другие сегменты рынка. Действительно, летом, когда меньше работы по основной деятельности, у клиентов появляется больше времени, чтобы решить некоторые организационные вопросы, в том числе и связанные с обновлением и упорядочиванием используемого софта.
Программы
Посмотрим теперь, какие программы предлагались чаще других в июле 99.
Рейтинг программ в июле-99 | ||
Программа | Объем
предложений (рекл.строк) |
Рейтинг июль (июнь)-99 |
БЭСТ | 12.15% | 1 (2) |
1C: Бyхгалтеpия | 7.06% | 2 (1) |
1C: Пpедпpиятие | 5.25% | 3 (4) |
Пpофит-комплекс | 4.27% | 4 (3) |
Ветразь | 2.46% | 5 (6) |
Oracle | 2.30% | 6 (7) |
1C: Торговля и склад | 1.81% | 7 (5) |
1C: Зарплата и кадры | 1.31% | 8 (7) |
Инфо-Бyхгалтеp | 1.31% | 8 (9) |
БД "Кто что производит" | 0.99% | 9 (10) |
Как видим, первое место в рейтинге, как и в апреле, снова заняли предложения комплекса "Бэст". Это связано, как минимум, с двумя обстоятельствами: снижением общего количества предложений "1С Бухгалтерии", которая все чаще уступает место предложениям "1С Предприятия" и возвращением в строчную рекламу в июле фирмы "ОргСервис" с предложениями по "Бэсту".
Появились в первой десятке и новички. Это еще одна программа автоматизации учета - "Инфо-Бухгалтер" и база данных "Кто что производит".
Во второй программной лиге отметим появление у "Анкона" новых версий таможенных программ - "ДТС-5" и "ДТС-6". Интересно наблюдать и эволюцию рекламирования "Бухсистемы": вначале она преподносилась как "самая земная программа", потом как победитель конкурса, а сейчас уже предлагается не только целиком, но и по частям - банк, касса, ОС, МБП и т.д. В общем, джентльменский бухгалтерский набор.
А вот "АлтоЛан", наоборот, пошел вверх: если раньше он предлагал программу для организации документооборота "Orchid" на базе "Lotus Notes", то теперь - "Систему автоматизации управления предприятием на базе IBM/Lotus Notes и 1С".
Наконец, несколько внестрочных новостей на опережение, т.е., тех, которые даже еще не вошли в строчную рекламу. Здесь целый букет новых программ - АРМ руководителя от "Галактики", "Ветразь 4.2" от "ЛюксСофт Плюс", а также "Хранитель Анжелики" и "Анжелика-Турист" от "Golden Software". Лето, похоже, и вправду неплохое время для внутренних перестроек и перегруппировки сил.
Продавцы
Данные о десятке наиболее активных продавцов ПО приведены в таблице.
Первая десятка продавцов в июле-99 | ||
Продавец | Объем
предложений (рекл.строк) |
Рейтинг
активности июль (июнь)-99 |
Ланц Консалт | 9.20% | 1 (4) |
IBA | 6.90% | 2 (3) |
Интеллект-Сеpвис | 6.73% | 3 (1) |
ОРГСеpвис | 5.91% | 4 (0) |
МиСофт | 5.42% | 5 (2) |
Пpофит | 4.43% | 6 (6) |
Триумф | 3.94% | 7 (5) |
CompIT Systems | 3.28% | 8 (7) |
FLORINwest | 3.12% | 9 (8) |
Кpедо-Диалог | 3.12% | 9 (0) |
Гор | 2.63% | 10 (7) |
На первое место в десятке наиболее активных продавцов вышел "ЛанцКонсалт". Причем, следует отметить изменение ассортимента предлагаемых им программ, где, наряду с продуктами "1С", появился полный спектр известных экспертных систем - Marketing, Project, Audit и Forecast.
Упомянутый раньше "ОРГСервис" занимает четвертую позицию, а вот "МиСофт" впервые сместился на пятую.
Здесь же, в первой десятке, засветилась в июле и фирма "Кредо-Диалог". Ее специализация, судя по строчным объявлениям, - программы в области САПР, некоторые из них названы довольно-таки колоритно - "Откос", "Труба" и т.д.
Из других летних новичков в строчной рекламе можно назвать "Archi" (1 С: Бухгалтерия), "Адекватные системы" (рабочие места контроллера ОТК, конструктора, технолога), "Интеллектуальные системы" (Бюджет), "СофтКлyб" (банковские программы), "МХМ плюс" (разработка Интернет-презентаций) и "Би-Лоджик" (Автоматизация учета в лечебном учреждении).
Заметно увеличили количество своих предложений "С-Сеpвис Инфоpм", "Инфотех" и "Авенир". И наоборот, уменьшили свою активность "Бенетон", "Триумф" и "Office Technologies".
В некоторых случаях снижение активности, как, например, в случае с "Бенетоном", насколько мне известно, связано и с тем, что апробируется реклама в новых изданиях. В частности, некоторые бухгалтерские журналы также начали недавно публиковать рекламные строки с предложениями соответствующих программных продуктов. Заодно, раз уж речь зашла о бухгалтерских журналах, отметим появление в Минске нового российского специализированного журнала "Автоматизация бухгалтерского учета", где, кроме всего прочего, мне особенно понравился каталог программных продуктов.
Наконец, целая группа фирм в июле прекратила публиковать свою строчную рекламу. Среди них - "Аpмандо", "Калагия АЦ", "Лименс", "Системы автоматизации НИП", "Sliders", "СФИНКС", "ТОП СОФТ", "ЭкоПрограммСервис", "Элмис и Ко".
Будем надеяться, что это просто небольшой летний отдых, и мы скоро опять со всеми встретимся.
Определенный оптимизм в этом отношении вселяет и активизировавшаяся в последнее время подготовка новой выставки "Инфобел", которая заявлена на 6 октября.
И в заключение, еще одна интересная новость. Московская фирма "Бизнес-Программы-Сервис", известная своей активной и профессиональной работой по организации конкурсов экмономических программ, предложила нам сотрудничество в области обмена информацией о развитии рынка программного обеспечения на просторах СНГ. Так что в ближайшем будущем тоже намечаются интересные события.
Сергей ДМИТРИЕВ,
ПКП "Веспол",
vespol@mail.ru
Краткая справка
"Адекватные системы"
Как пояснил по телефону технический директор Валерий Литвин, фирма работает на рынке 4 года и специализируется на программном обеспечении по автоматизации производства. Сюда входит автоматизация рабочих мест конструктора, дизайнера, технолога и др. При этом реализуется принцип так называемой "сквозной технологии", т.е. создание цепочки автоматизированных и взаимосвязанных рабочих мест, что существенно сокращает время от возникновения конструкторской идеи до получения готового изделия.
За основу при этом берется программное обеспечение известной английской фирмы "Delkam International", которое локализуется к местным условиям, проходит определенную стандартизацию, организуется перевод документации, обучение, а также собственно внедрение, сопровождение и разработка соответствующих технологических цепочек на конкретных предприятиях.
"Интеллектуальные системы"
Фирма работает с 1992 г. Профиль деятельности - разработка ПО для автоматизации учета в бюджетных организациях (бухгалтерия, зарплата и т.д.). Основные пользователи - учредения системы народного образования (около 300-т).
В настоящее время фирма решила расширить круг пользователей и предлагает свои программные продукты для более широкого круга бюджетных организаций, в связи с чем и появились новые рекламные объявления в газетах.
"Би-Лоджик"
В настоящее время фирма вышла на рынок с предложением ПО по автоматизации учета в лечебных учреждениях.
Партнер известной фирмы "СофтКлуб". Отсюда, в ближайшее время "Би-Лоджик" планирует начать продвижение нового комплекса управления предприятием. Сами разработчики при этом выделяют две особенности своего программного продукта: построение схемы автоматизации не от бухгалтерии, а по типу мини-банка, от документа; использование в новой разработке идей известных американских бухгалтерских программ.
Программа уже проходит период опытной эксплуатации и в ближайшие месяцы будет предложена широкому кругу пользователей.
Горячие темы