Глава из книги "Музыкальная студия на базе РС: запись, сведение, мастеринг..."
Удаление шума и фона без шумодава
У Вас все плохо, жена забыла разбудить на работу, вокруг бегает много кричащих детей, да и в студии не все хорошо. Шумит системный блок, а провод микрофона очень короткий:), нечаянно записался звук люминисцентных ламп, некачественный микрофон и т.п.
Вы можете запросто решить свои студийные проблемы, не прибегая к довольно спорным по качеству де-нойзерам. Каким образом?
Есть одна маленькая опция или функция, именуемая Invert. Она переворачивает синусоиду, попросту говоря, ставит ее в противофазу. Возьмите стереофайл, образованный из моно-трека. Сделайте Invert на один из каналов. Сведите все в панорамный ноль. Что звучит? Тишина.
Поняли...
Вы пишете "живой" голос или инструмент. В процессе записи есть какие-то шумы. После записи не поленитесь записать просто пустой трек, содержащий в себе то, что записывающий тракт пропускал кроме голоса. Поставьте два трека в одно панорамное положение. Если запись велась с нескольких микрофонов, то треков должно быть по их количеству.
После этого сделайте Invert на трек шумов и мягко изменяйте позицию трека шума относительно основного. Это можно легко сделать в хорошем мультитрековом рекордере. Добейтесь такой позиции, чтобы шум Ваш съедался по максимуму и экспортируйте все в новый wav-файл. Почему надо двигать трек? Очень много шумов имеют вибрационную природу: тот же звук системного блока или люминисцентной лампы. А Вам надо сделать противофазу.
Если получится не идеально, то хотя бы значительно убавит долю шумов.
Противопоказания: если Вы после записи делаете сразу Normalize (Maximize), то удалить шумы данным способом практически невозможно, так как Вы потеряете значения амплитуды. В этом случае при записи живых инструментов нужно использовать Scale, где Вы четко знаете уставку кратности.
Как проверить, насколько шумит
саундкарта
Работая с шумами, я изобрел свой недорогой способ проверки того, насколько шумит устройство при записи.
Наши современные саундкарты, в основном, полнодуплексные. Они могут воспроизводить и записывать одновременно.
Эту функцию я и использовал.
За воспроизводящий трек я брал некий низкий тон (100 Гц). После этого нехитрым подключением выход-вход, я заставил карту писать саму себя. В некоторых саундкартах это невозможно, поэтому писать надо с задержкой или через сопротивление. Можно подключить усилитель. Я подключался именно так.
Итак, второй трек записан. Теперь, с помощью любой хорошей программы спектроанализатора, выставляю уровень амплитуды, равный уровню первого трека.
Ставлю один из них в противофазу и свожу панораму в ноль. Вот, в принципе, и все: тон удаляется - остаются шумы и фон.
Этот метод хорошо подходит для сравнения между саундкартами. Звук усилителя можно и не вырезать, так как он постоянен для всех сравнений. Единственное, где может быть загвоздка - Вы выбрали плохой усилитель и он фонит громче саункарты:) Тогда данный метод не пойдет.
Кристофер М. ИХИХО
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: chris@tm.minsk.by
Комментарии