Глава из книги "Музыкальная студия на базе РС: запись, сведение, мастеринг..."
Один из главных столпов - это вокальная партия. Человеческие голоса отличаются друг от друга, и, в силу своего отличия, имеют различный спектр и шарм. Вокальную партию можно смело делить на три части: тембровую составляющую голоса, гласные и согласные. При эквализации можно увидеть, что управлять каждой частью в отдельности возможно с помощью изменения амплитуды некоторых частотных полос. Передняя часть находится в диапазоне в среднем до 1 КГц. Если ее редактировать, то надо знать, что тембр голоса в нашем понимании находится там. При неуспешном редактировании эквалайзером данного спектра из вокальной партии можно сделать голос-"призрак", отличающийся металлизмом и неестественностью. Отдельные проблемы при записи вокала в ряде случаев возникают с буквами "б", "п", "с", "ш", "щ". Многие для решения данной проблемы используют де-эссер (устройство, позволяющее убирать данные огрехи), но учитывая мой опыт работы с данным классом устройств, реализованных на РС, результаты заставляют искать другие возможности. Ощутимо, что картина вокала после де-эссера теряет прозрачность - этого следует избегать. Почему появляются проблемы с согласными? Во-первых, это неправильно подобранный микрофон, во-вторых, неправильно выбранное расстояние от вокалиста до микрофона. Посудите сами, свистящие находятся в верхнем диапазоне частот голоса, следовательно, длина волны у них меньше и затухают они на меньшем расстоянии. Очень часто, особенно в непрофессиональной деятельности ошибки возникают и на исполнительском уровне. Для этого вокалиста следует попросить: петь более отчетливо, шире открывать рот, проговаривать каждую букву и громко подавать горлом гласные. Очень важно в этом случае не забывать о гласных, поскольку они - носители мелодии. Попробуйте спеть какую-нибудь партию согласной буквой "с", так как голосовые связки участвуют меньше всего в ее создании. Ничего не получилось? А теперь - буквой "а"... Красота, да и только. Оперное пение - это, вообще, практически одни гласные.
Согласные, в свою очередь, управляют динамикой и во многом отвечают за ритм и, следовательно, за современность произведения. Возьмем простой пример. Подберу что-нибудь известное... Пришло в голову... Prodigy - Poison. Prodigy, пожалуй, самые сильные ритмовики в современном искусстве. Партии вокала больше напоминают голосовую имитацию ударной установки, и все это благодаря согласным. Если бы эту партию спели оперным вокалом, то динамики бы намного поубавилось.
Анализируя множество произведений, я выделил для себя несколько согласных, которые могут давать разную динамику. Острая динамика - "д", "п", пространственная динамика - "в", "с", "лащеная" динамика - "т", "б", "м", "г". Многие, прочитав предыдущее предложение, подумают нечто типа: "ИХИХО пошел далеко в лес и начал рубить много дров...". Ничуть. При обработке многих вокальных партий, особенно партий-подкладок (бэк) или партий-вставок, следует обращать внимание на то, какими согласными лучше управлять, чтобы достичь нужной композиционной картины.
Итак, мы обсудили три важных составляющих человеческого голоса. Единственное, что не отметили: на бэк-вокалах надо "снимать краску" в диапазоне 1-4 КГц и подчеркивать их существование в полосе 400 Гц.
При записи вокала важными являются еще такие показатели, как громкость вокала и актерские способности исполнителя.
От вокала зависит все (может, и не все, но коммерческий успех все-таки зависит:)). Для каждого исполнителя надо подбирать свои микрофоны. Например, новая вокалистка нашей группы ("S-MEDIUM DX") Яна Савицкая, обладающая чудным фолковым вокалом, при записи как нельзя лучше смотрится с SHURE и AKG, но я не уверен, что также будет и с NEUMAN, на которых я предпочитаю обычно отписывать более тихие голоса. Каждый микрофон имеет свои характеристики и сферы применения и должен подбираться для каждого голоса или инструмента в отдельности!
Исполнительское искусство обычно или есть, или его нет. Вы знаете, что многие певцы распеваются простым криком? Что это позволяет? Это позволяет более ювелирно владеть голосом после, управлять его громкостью. Голос приобретает более насыщенный тембр и располагает к актерству при пении. Есть два типа голосов: громкие и тихие. Громкие смотрятся за счет исполнительского искусства и подачи энергии, тихие за счет сексуальности. Это и надо подчеркивать в каждом отдельном случае. Многие считают, что тихий голос - это отсутствие голоса, с чем частично можно согласиться, хотя музыкальная форма может быть абсолютно любой, поэтому тихие голоса - хорошие инструменты для создания музыки.
Громкий голос. Для него, пожалуй, главное - грамотная запись. "Подкладка" может включать в себя инструменты с яркими тембрами. Кульминации за счет голоса и инструментов.
Тихий голос. Никаких ярких тембров. Все приглушено. Подчеркивается дыхание, легкость на верхних частотах. Кульминации за счет других инструментов. Обычно песни с тихим голосом не имеют кульминаций вообще, а только проигрыши и/или изменения ритма.
В завершение темы о громких и тихих вокалах хочется отметить, что громкие вокалы обладают многостильностью (аранжировки можно делать практически в любом музыкальном направлении), тихие же наоборот зажимаются в одном спектре, том, что им больше подходит. С громкостью приобретается выразительность. Представьте, что Вам надо сделать танцевальные ремиксы на Freddy Mercury (Queen) и Suzanne Vega. Что будет легче осуществить? Большинство скажут, что первое, и во многом окажутся правы, даже не зная конечного результата. Тихий голос требует гораздо большего проявления мастерства со стороны звукооператора и аранжировщика, и от них, собственно, все и зависит.
После того, как записана основная вокальная партия, делается аранжировка - записываются другие партии и проверяются на тембральную сходимость с первым. Вокал делает политику композиции. Наша совковая школа приучила людей к тому, что артисты заказывают аранжировки у аранжировщиков, причем вторые делают это как удобно им, совершенно не зная тембр заказчика. Качества, собственно, не наблюдается... У каждого исполнителя должен быть свой аранжировщик, знающий все тонкости вокала, стилистической направленности, характера, наконец. Аранжировщик - это "жена" исполнителя.
Еще один нюанс, с которым я столкнулся при работе и который мне кажется весьма существенным: бэк-вокалы, если их много (идут "одной пачкой"), лучше писать все сразу двухмикрофонным способом. От этого приобретается пространственность и сложенность партии.
Кристофер М. ИХИХО
Комментарии