Начинает приоткрываться завеса тайны. Amiga опубликовала технические данные о своей новой "революционной" платформе и начала маркетинговую атаку на компьютерные СМИ. Самым интригующим оказался кадр из рекламного ролика "Amiga: back for the future", на котором в числе прочих промелькнул логотип Transmeta, скромно дающий понять, что именно эти процессоры лягут в основу новой "Амиги". То есть уже в ноябре появятся компьютеры на процессоре, о котором до сих пор никто ничего не знает.
Армия революционеров
Amiga, некогда бывшая популярной и весьма технологически продвинутой платформой домашних компьютеров, восемь лет назад покинула рынок, потесненная безжалостным IBM PC. Все это время сообщество пользователей Amiga, еще более преданное, чем фанаты Macintosh, продолжало использовать и развивать эту платформу, не утрачивая надежды на возрождение компании из пепла. И вот в этом году компания вновь напомнила о себе, пообещав нанести ответный удар и вернуться в компьютерный мир с революционной платформой, которая потрясет основы мироздания и умы покупателей.
С тех пор до последнего времени разработки Amiga были закрыты для публики и лишь периодически в прессу просачивались интригующие сообщения, содержащие минимум информации. Первоначально речь шла о создании мультимедийной надстройки над "нано-ядром" операционной системы реального времени Neutrino компании QNX, и лишь совсем недавно компания сделала от ворот поворот и обратилась к Linux, оценив новаторские способности армии вольных разработчиков выше достоинств готового, но закрытого микроядра. Тогда же прошел и первый слух о сотрудничестве с Transmeta - о чем еще можно было подумать, когда глава Amiga Джим Коллас "невзначай" обронил, что "в то время, как у других компаний возникают проблемы с Linux из-за того, что они не могут обратиться к одному ответственному лицу, мы можем обратиться к самому Линусу"... Который работает в Transmeta...
Секретные трансметариалы
В свою очередь, Transmeta - и вовсе самая таинственная компания за всю историю компьютерного мира. Первый раз ее имя всплыло, когда она наняла создателя Linux Линуса Торвальдса в числе ряда других "лучших умов" в области операционных систем и процессоров. Сама компания о себе не говорит ничего вообще, ее сайт состоит из одинокой страницы с отговоркой, и единственным источником информации о ее разработках служат патенты, которые она время от времени регистрирует.
На сей момент известно, что Transmeta работает над Intel-совместимым процессором и что основатели компании интересовались "Эльбрусом" и приезжали в гости к команде Бабаяна. Отсюда патенты и о поддержке процессором нескольких наборов команд, и о корректирующем ошибки компиляторе (о соответствующих возможностях "Эльбруса" я писал в статье "Парад процессоров" в "КВ"-7/1999). Совсем недавно Transmeta зарегистрировала еще один патент, описывающий систему кэширования с размещением в кэше ключевых программ, в первую очередь - ядра операционной системы.
Электронный друг, второе поколение
Вернемся к герою дня, показавшемуся, наконец, на свет Божий. Новая "Амига" ставит перед собой цель создать операционную среду для потребительских компьютеров, обеспечивающую управление новым классом переносимых приложений, существующих в распределенной вычислительной среде и предоставляющих прозрачный доступ к ресурсам Интернета. На человеческом языке это обозначает проводную или беспроводную домашнюю сеть, объединяющую персональные компьютеры, мультимедиа-станции, игровые и интернет-приставки и прочие электронные причиндалы. При этом операционная среда Amiga Operating Environment будет использовать новую, более дружественную, по сравнению с современными ПК, парадигму взаимодействия с пользователем, а ее подмножество Amiga Information Appliance Environment будет перенесено на ряд специализированных информационных устройств.
В основе среды Amiga OE лежит сетевая компонентная архитектура AmigaObjects, объединяющая возможности множества различных технологий. Объекты AmigaObjects могут свободно перемещаться по сети и использовать сетевые ресурсы, так что в приложениях Amiga OE стирается граница между данным отдельным устройством и остальной сетью.
Основным языком программирования AmigaObjects избран Java - как "скромно" заявил Джим Коллас, Sun не знала, что делать с Java, а Amiga обеспечила ответ на этот вопрос (его бы апломбом да гвозди забивать). Использование kJava, pJava, Java2 и Java Enterprise Edition позволит распространить технологию AmigaObjects на широчайший спектр устройств: от карманных компьютеров до мощных серверов. При этом будет обеспечена и поддержка других языков программирования, как то C/C++, и интеграция в среду других технологий, в частности, Jini, OpenGL и ряда аудио- и видео-кодеков - Amiga не собирается тратить время на разработку замены существующих решений.
Операционная система - Linux
Amiga OE не зря называется операционной средой - это не есть операционная система, которую Amiga будет устанавливать на свои компьютеры, а переносимая надстройка над ОС. Со временем Amiga рассчитывает соблазнить своей средой разработчиков других ОС, но ей нужна и своя, собственная, операционная система - одной распределенной компонентной среды недостаточно для создания революционной платформы.
Amiga и не собирается ограничиваться разработкой Amiga OE. Вместо того, чтобы, подобно Sun с ее Java, надеяться на признание своего детища всемирной панацеей, Amiga обеспечит среде Amiga OE солидную базу в виде программно-аппаратной платформы Amiga MCC (Multimedia Convergence Computer), которая должна обеспечить высокую производительность мультимедиа-приложений и прозрачный доступ к Интернету и домашней сети Amiga-совместимых устройств.
Как я уже говорил, первоначально предполагалось, что на самом нижнем уровне операционной системы для Amiga MCC будет трудиться микроядро QNX Neutrino. Однако одновременно с попытками адаптировать к нуждам навернутого мультимедиа-компьютера нового поколения систему реального времени QNX, исторически ориентированную на промышленные компьютеры, Amiga вела переговоры с ведущими представителями сообщества Linux и оценивала другие варианты - от системы реального времени WindRiver до BeOS и JavaOS на базе Chorus.
В конце концов компания пришла к выводу, что технологические преимущества QNX, Chorus и BeOS не стоят того, чтобы связываться с закрытой операционной системой. В то же время Linux за последние годы набрала значительное влияние - за год число ее пользователей утроилось, о ее поддержке заявили крупнейшие разработчики программного обеспечения и производители компьютеров и периферии, множество молодых компаний использует эту ОС в качестве основы для разработок. Перенос под Linux верхнего слоя операционной среды и архитектуры AmigaObjects показал, что ядро Linux обеспечивает высокую стабильность и повышение производительности в таких критических точках, как распределенный вызов объектов.
Все эти доводы заставили Amiga расстаться с QNX и избрать Linux в качестве основы операционной системы для Amiga MCC. Конечно, у этой системы есть и свои недостатки, но руководство Amiga решило, что им будет проще работать с открытой системой, поддерживаемой тысячами вольных разработчиков, чем запрашивать необходимые изменения у посторонней компании вроде QNX. Так, проблемы с производительностью стека TCP/IP, всплывшие в результате знаменитого тестирования в Mindcraft/PCWeek Labs, уже решаются, а большой объем оперативной памяти и дискового пространства, требуемый системе, на поверку оказался не таким уж большим - опыт переноса Linux на карманные компьютеры Palm показал, что эта система может быть урезана до сколь угодно малых размеров. Тесная интеграция Linux с аппаратурой Amiga MCC позволит достичь дальнейшего повышения производительности и снять существующие проблемы совместимости.
Графика превыше всего
В графической подсистеме Amiga собирается объединить и интегрировать все лучшее, что может предложить на сегодняшний момент компьютерный мир. Матчасть Amiga MCC мы обсудим позже, пока же остановимся на пресловутых программных мультимедийных слоях. OpenGL обеспечит доступ к аппаратному ускорению трехмерной графики, а компоненты AmigaObjects будут обеспечивать выскоуровневый аппаратно-независимый доступ к API OpenGL посредством появившихся в Java 2 средств управления медиа-информацией и построения изображений и трехмерных сцен.
Помимо 3D, мультимедиа-система должна будет обеспечивать просмотр видео MPEG-2, звук AC-3, захват и кодирование видео в реальном времени. Там, где не хватит стандартных API вроде OpenGL, будут созданы специальные компоненты AmigaObjects, обеспечивающие доступ к аппаратным средствам.
Оконная система Amiga MCC будет опираться на комбинацию технологий Linux и Java. На самом низком уровне будет работать система X Window, которая обеспечит совместимость с существующими Unix-приложениями. Поверх нее расположатся существующие оконные менеджеры, графический интерфейс Java Swing и опять же революционная оконная среда Amiga Workbench, которая будет выпущена в открытых исходниках.
Подмножество Amiga Information Appliance Environment должно будет работать на самых различных устройствах: от карманных ПК до интернет-приставок и микроволновых печей. Обеспечить единый графический интерфейс для маленького ЖК-дисплея с перьевым вводом, телевизора с ленивчиком и полноценного настольного компьютера невозможно, вместо этого Amiga разрабатывает общую концепцию интерфейса, обеспечивающую единообразность восприятия на самых различных устройствах.
Дмитрий БОРОДАЕНКО
Комментарии
Ах, да-да, что-то такое было, помнится, пиарились они на каком-то очередном убивце пентиума. И что, кроме пшика что-то получилось у "лучших умов"?