Вот и подходит к завершению
написание моей книги, одноименной с
заголовком. Я хочу выразить
благодарность за поддержку и
понимание моей семье,
"Компьютерным Вестям", а также
множеству читателей, которые,
несомненно, оказали влияние. Книга
получилась неоднозначная, иногда
довольно сложная, но уникальная по
своей сути. Зная, что до Беларуси
данный источник знаний может и не
добраться (не нашел ни издателей, ни
сети распространителей:( ), я решил
опубликовать часть разделов этой
книги, угадайте, где... (подсказка: в
"Компьютерных Вестях").
Надеюсь, что она принесет Вам
максимум пользы, многому научит, а
также поможет стать специалистом
или усовершенствовать свои знания.
Вы уже ознакомились с некоторыми
отрывками из книги по локализации
звука и объемной записи. Теперь
настал черед других, но не менее
интересных тем...
Очень важно понимать суть происходящего... |
Нас часто пугают списками аппаратов, всевозможных устройств. Мастеринг на базе РС, говорят, вообще невозможен. Для этого есть специальные устройства, перегоняющие DAT-кассету в 24 бита и потом понижая их до 16. Сведение на РС не отвечает ряду норм, поскольку иногда чувствуется "неглубокая" панорамность и т.п. Запись на компьютер тоже ущербна без предусилителей, микшеров и т.п. Так ли это?
Cогласен, что когда речь начинает заходить о профессиональном использовании РС в музыке, для компьютерщиков наступают черные дни. Почему? Просто пока нет специалистов в данной области. Пока...
Но свалились огромные возможности использования последних достижений в области звуковых технологий. Если еще год назад РС считался несовершенным для профессиональной аранжировки, то сейчас, по моему мнению, он уже составляет конкуренцию Маку, а во многом даже выигрывает. Студийное оборудование на данный момент уже не обладает такой мобильностью, как компьютерные технологии. Я работал на многих звукозаписывающих системах и считаю, учитывая свой опыт, что будущее - за РС, как это ни странно прозвучало бы сейчас.
Перегонка на 24 бита, а потом в 16, оправдывает себя в некоторых случаях, но, позвольте, мы работаем в основном с 16-ю, а это и есть качество компакт-диска. Причем мы работаем сразу с цифрой. Имеет ли смысл данная перегонка или стоит посидеть над исходным материалом?
Вот тебе 16 бит, вот тебе 44,1 КГц - так мастери! Неужели надо делить все на много этапов? Если Вы несете свою запись в профессиональную студию, то должны понять, что несете Вы, собственно, не "аппарату", а специалисту. Рынок специалистов на базе РС еще не велик, но "железная" продукция таких фирм, как YAMAHA, EVENT, Turtle Beach, Aardvark, прямо говорит о профессионализации РС. Пользователей РС больше - они и определяют рынок.
Рассмотрим ряд основных положений о работе уровня Pro с компьютером. Думаю, Вы не против...:)
Эквализация отдельных
инструментов
После записи каждый инструмент должен быть подвергнут эквализации. Это можно назвать неким изначальным мастерингом, который аранжировщик закладывает в композицию. Раньше аранжировщик делал свое дело, звуковик - свое. Причем эти два персонажа были обычно врагами, поскольку второй жал эквалайзером все то, что было дорого для первого, после чего аранжировщик на нервной почве шел в магазин за водкой, а звуковик с садистским видом "добивал" композицию... Еще я помню о звуковиках, что они, в основной своей массе, не пили и не курили:)
Компьютерные технологии заставляют комбинировать обе профессии, так как современный музыкальный РС представляет собой универсальную студию звукозаписи, и Вы садитесь то в одно, то в другое кресло. Чаще даже во второе.
Со мной многие могут не согласиться, но понятие современного компьютерного аранжировщика включает в себя две эти профессии, потому что основными носителями современной музыкальной формы сейчас являются тембр и много других новшеств. Можно изначально написать превосходную партитуру, но потом, услышав записанный голос, вставив эффекты и спецэффекты, Вы в корне поменяете все, что написали.
Современная аранжировка - это не только ноты, но и звуки, спецэффекты, сведение. Например, возьмем фоновый звук, сыгранный на синтезаторе. Его можно украсить, добавить динамики простым действием - плавным изменением панорамного положения по сетке темпа. Что это, как не аранжировка?
В общем, "все смешалось в доме Облонских", и Вы понимаете, что говорить мы будем больше не о нотах и нонаккордах, а об аранжировке звука. В путь...
Итак, эквализация вокала:
- Добавление на участке 200-300 Гц дает более полное и гармоничное звучание партии вокала.
- Если вокал не основной (бэк), и хочется сделать его присутствие при тихом прослушивании, то следует увеличивать диапазон 400 Гц.
- Чтобы подчеркнуть вокал, а также качество его записи, следует редактировать диапазон 3000 Гц. Уменьшение на данном диапазоне позволяет сделать мягче бэк-вокальные партии.
- 5000-7000 Гц - разборчивость, высокие частоты, за счет чего несколько увеличивается динамика, а также удаляются лишние свистящие.
- 10-15 КГц добавляет прозрачность вокальной партии, делает ее более легкой и "живой".
Эквализация бас-партии:
- 30-70 Гц - регулировка позволяет убирать гул, управлять раздельностью звучания отдельных нот, сыгранных на бас-инструменте.
- 100 Гц - говорит о жесткости звука басовой партии.
- Добиться присутствия при тихом прослушивании - 400 Гц.
- 700 - 900 Гц - редактируется чистота звучания, а также мощь басовой линии.
- 1200-1500 Гц - атака бас-инструмента.
- 3000 Гц - если инструмент "живой", то на данной частоте можно отредактировать звуки, сопутствующие игре (стук пальцев и т.п.).
- 5-7 КГц - если бас электронный, то в данном диапазоне регулируется его жесткость.
Эквализация электрогитары:
- 100 Гц - читаемость мелодии и более полный тембр инструмента.
- 150 - 300 Гц - делает гитару более тяжелой.
- 700 - 2000 Гц - лучше уменьшать, за счет чего гитара приобретет "фирменный" звук.
- 3000 Гц - подчеркивается атака.
- 5 КГц - для ритма лучше немного уменьшить, при увеличении подчеркивается яркость.
- 7 КГц - резкость.
- 10 -15 КГц - прозрачность.
Эквализация акустических инструментов (пианино, гитара, духовые):
- 100 Гц - украшение тембра, он становится более мягким, для акустической гитары лучше убрать, чтобы было меньше гула.
- 150-300 Гц - позволяет убрать гул в звуке.
- 3-5 КГц - атака.
- 7 КГц -резкость.
- 10 КГц - прозрачность.
- 15 КГц - легкость.
Эквализация ударных:
- 30-60 Гц - более качественный тембр для низких составляющих.
- 100-200 Гц - улучшение тембра для малого барабана.
- 30 - 200 Гц - вырезается для более качественного звука тарелок.
- 400 Гц - при уменьшении дает большую естественность низким ударным и больший объем тарелкам.
- 7 КГц - атака у низких ударных.
- 10 КГц - жесткость звучания тарелок.
- 12-15 КГц - прозрачность звучания тарелок.
Эквализация синтетических звуков:
- 200 Гц - уменьшается во избежание мутности.
- 15 КГц - более естественное звучание.
Честно, эти данные должны стать настольной таблицей аранжировщика и звукооператора. А вернее, он должен знать их наизусть. Чтобы удостовериться в эффективности этих данных, следует один раз попробовать.
Если следовать при работе данной схеме, то проблем с мастерингом может и не возникнуть. Потрековый мастеринг дает возможность закладывать заранее в композицию хороший звук.
Данная таблица является некой общей для основ аранжировки. На самом деле все происходит намного проще - специалист крутит ручки эквалайзера и вырезает "плохие" частоты, в зависимости от чего формирует нужный ему звук.
Часто у многих аражировщиков и звуковиков можно встретить свои методы эквализации баса, в основном, они режут узкие полосы на частотах 180-800 Гц, и это во многом оправдано.
Еще один нюанс, о котором более подробно будем говорить чуть позже, но о котором вкратце сейчас, - компрессия. Чем больше инструментов находится внутри аранжировки, тем большую степень компрессиии следует устанавливать по отношению к каждому в отдельности. Для попсовых аранжировок динамический диапазон должен быть минимальным, отсюда Вы должны строить всю композицию. Поэтому изначально комбинируйте вариант: компрессор-эквалайзер для каждого инструмента.
Теперь поговорим о программных продуктах, с помощью которых можно сделать качественный эквалайзинг.
Программы
Лучший на сегодняшний день продукт - специальная программа для осуществления профессиональной эквализации и мастеринга PAS Graphic Equalizer - studio version 2.0 от PAS Datentechnik 1999. Эта программа является професииональной эмуляцией студийных процессов, имеет хорошо продуманный и качественный интерфейс. Мы потом обратимся более подробно к продукции данной фирмы.
Также одним из лучших вариантов является использование DirectX плагинов параметрических эквалайзеров от фирмы WAVES, также выпускающей ключевые продукты для профессиональной сферы мультимедиа. Эти плагины можно устанавливать в программы типа Sound Forge, есть плюсы с дополнительными возможностями редактирования отдельных WAV-файлов, так как всегда под рукой редактор.
Далее стоит упомянуть о "родных" эквалайзерах - графическом и параметрическом - от Sonic Foundry, которые можно лицезреть в том же Sound Forge. Отличительная возможность параметрического - линейное срезание/повышение частот, начиная с определенных значений внизу и вверху.
Упомянем параметрический эквалайзер от Gold Wave 4.02. Программа еще довольно молодая, но за ней видны профессионалы, хорошо владеющие вопросами звука. В Gold Wave 4.02 можно встретить много уникальных современных технологий - и параметрический эквалайзер, как он там реализован, позволяет говорить о качественной обработке звуковой синусоиды. Это продумано на весьма серьезном уровне, о чем говорит интерфейс. Еще один большой плюс данной программы в том, что она очень мало "весит" для системных ресурсов и может полноценно использоваться на недостаточно мощных машинах.
Эквалайзер от Wave SE II - старичок, хотя очень удобен при работе с широкими полосами. К сожалению, сейчас он не отвечает ряду требований. Хотя как специальный, для определенных целей он применим.
Эквалайзерный подмодуль программы T-Racks (IK Multimedia, 1999). Это, пожалуй, единственная в своем роде программа - эмулятор ламповых устройств. Одно из них - эквалайзер. Алгоритм, представленный для данного блока, соответствует всем современным требованиям к звуку. Характерная отличительная особенность преобразованных wav-треков - аналоговая мягкость.
Эквалайзинг отдельных инструментов лучше всего осуществлять в первых двух программных продуктах, представленных в списке.
Эксайтер и его эмуляция
Наверняка мало кто из вас знает понятие эксайтера, хотя оно довольно широко распространено на Западе, и начало свое ведет из далеких 60-х. Среди родоначальников сего устройства - Лоуренс Хорн. Очень многие фирмы-производители и студии звукозаписи имеют на вооружении данное устройство. Что же сделал Лоуренс Хорн?
Записывая определенную партию, он разделил ее на два одинаковых сигнала, пущенных на разные микшеры. Первый сигнал был чистым, второй - "задавлен" компрессором и поднят по высоким частотам эквалайзером. В результате при слиянии двух треков получалась очень реалистичная картина. Звук был полностью открыт - предпосылка на совершенно новый виток в развитии индустрии звукозаписи.
В результате использования данного устройства любой инструмент просто звучит... Например, голос становится очень отчетлив, с хорошей дикцией и приятным "живым" тембром. Концертная деятельность тоже приобрела новые формы. Честно сказать, звучание впечатляющее. Любой инструмент, будь то гитара или человеческий голос, стал более естественным.
Эксайтер еще называют "снимающим покрывало". Такое ощущение действительно возникает, когда включаешь данное устройство. Все становится намного "живее", вкуснее.
За что я люблю компьютерные технологии, так это за то, что мне не надо покупать ряд дорогих устройств, а, узнав алгоритм работы, можно повторить их программно.
Итак, идею Вы поняли.
Берете трек, делаете из него два одинаковых. Второй трек сильно "жмете" компрессором и обрабатываете эквалайзером. Для голоса - поднимаете частоты 5-8 КГц, бас - 800 - 1500 Гц, гитара, пианино, скрипка - 3-5 КГц. С синтетическими звуками немного сложнее - нужно подбирать для каждого в отдельности, хотя у меня получались хорошие результаты при повышении диапазона больше 5-7 КГц.
Все это можно вполне сделать самим.
Вот он - один из секретов "фирменного" звука :)
Когда будете делать окончательное сведение, попробуйте проделать это все с конечным файлом. В ряде случаев сие действие является довольно уместным.
Какие могут возникнуть проблемы. При превышенном уровне записи, в треке с обрезанными максимумами подчеркивается сып и треск на этих максимумах. При некачественном материале подчеркиваются шумы.
Кристофер М. ИХИХО
P.S. Основную часть описанных мною программных продуктов Вы сможете найти в магазине "ГВиН Компьютер" (тел. 2101-333).
Комментарии
Но чтобы стать крутым звукорежиссером, нужно прочитать туеву хучу таких статей, и еще очень много...экспериментировать.
Спасибо, ты нам очень нужен!!!
Компрессором ведь можно и сигнал усилить!
Я прорбовал, но что то явной разницы не заметил!просто вылезат верха.Что я делаq не так!
Заранее благодарен за ответ!