Война принципов не состоялась
"Ну что, пошел!" - сказал мне знакомый, высаживая меня из машины неподалеку от офиса. И я пошел, поскольку сейчас должна была состояться моя беседа с Игорем Шо (info@shomonopoly.com, www.shomonopoly.com), руководителем Sho Mono Poly, довольно известным человеком не только в нашем, белорусском, шоу-бизнесе. Я думал...
Говорить людям из сферы звука всегда есть о чем, но у нас несколько разные школы. Мы росли на совершенно разной музыке, по-разному изучали тонкости звука. Совершенно отлично представляем студийную работу. Я бы, например, из многих студий вынес все начисто, кроме мониторов (имеются в виду колонки) и микрофонов и поставил бы туда навороченный компьютер с ламповыми примочками. Причем посчитал бы систему полноценной, способной производить суперкоммерческие качественные продукты. Все это приравнялось бы к стоимости одного хорошего ADAT-магнитофона с наворотами, который является одной из составляющих обычной студии. Но главное, чтобы там сидел специалист. За это меня бы сейчас же зачислили в ущербный вид представители старой школы: как же без огромных аппаратных микшеров, эффект-процессоров и всякой другой дорогой и навороченной техники.
Честно сказать, я не понимаю стариков в этом плане. Наверное, как и их восторги по поводу Deep Purple:)
Шо сидел за неким подобием стола, больше напоминающем мне фрагмент индустриализации, посреди всевозможных колонок и световых установок. В процессе разговора постоянно звонил его любимый SOLID-пейджер, а неподалеку от нас прогуливалась собака огромного, но доброго вида. Как говорил мой знакомый: "Больших боюсь, а маленьких ненавижу...":)
В процессе разговора выяснилось, что никакой разницы в видении звуковых и музыкальных вопросов у нас, в принципе, и нет. Только напротив сидел человек, гораздо более опытный, чем я. И, к тому же, очень приятный собеседник...
- Компьютер - это современная идеология. Вы с этим согласны?
- Безусловно.
- Что Вы от этой идеологии ждете?
- Глобально изменённого будущего. Например, уже сейчас компьютер привнёс ещё больше философии одноразовости в нашу жизнь. Те, кто с ним общается непосредственно - это люди в большей степени быстрые. Они быстрее меняют свою точку зрения, у них более временные ценности, они более эгоистичны и честолюбивы и, как следствие, довольно амбициозны. Я уверен, в будущем этим людям придется рано или поздно обратить внимание на аспект духовности не только в виртуальном, но и в собственном мире. Не знаю, к худшему для них или к лучшему...
- Вы отделяете для себя компьютерщиков как отдельный сорт людей?
- Не я, общество об этом говорит.
- Перейдем ближе к музыке и звуку. Какие компьютерные работы Вам нравятся?
- Наиболее заметные завоевания компьютерной музыки проявились в эмбиентной области. Никогда, насколько мне было видно за мою жизнь, не было такого сдвига в какие-то космические звучания, как с приходом компьютера. Космическое звучание - это просто ассоциация. Может быть, в другое время кто-то эти звуки предложил бы отождествлять с тем же морем, если бы человечество увлекалось им в большей степени, чем космосом. В любом случае, в эмбиент выражена некая философия пространственности, бездонности. И, конечно, наилучшим образом в этом помогает компьютер. Эмбиент, сам по себе, - это, видимо, то, на что нужно обратить большее внимание в нашем современном мире. Похоже, это та психотерапевтическая звуковая отдушина, так необходимая для ежедневно оглушаемых урбанистическим грохотом горожан.
- Но компьютер сегодня - основополагающее и для современной танцевальной музыки. Вы согласны с этим?
- Абсолютно. Как быть несогласным, когда сейчас даже "в брюхе" классических синтезаторов поселились полноценные компьютеры?
- Если не секрет, как Вы, старый рок-н-рольщик...
- Пусть будет так...:)
- Как Вы относитесь к переходу Вячеслава Бутусова от группы к компьютеру? Будет ли этот переход носить массовый характер?
- Я отношусь к этому совершенно нормально. Не положительно, не отрицательно, а просто естественно, с пониманием. Об этом и говорить не приходится - мы все перейдём на компьютер, не только Бутусов, он просто поумнее и первый. Хотя откуда я знаю, что у него было на уме? Был Бутусов струнный, стал Бутусов компьютерный. Чему удивляться? Человек не самодостаточен, как, например, вот этот ротвеллер. Человеку всегда мало, хочется чего-то нового. Кому-то солёненького или кисленького, кому-то - компьютера... Похоже, это и есть развитие или самоуничтожение цивилизации. Впрочем, весна покажет...
- Да, но сейчас у многих рокеров можно проследить компьютерные веяния...
- Объяснение этому очень простое. Это синдром противоречия контрабаса и бас-гитары, рояля и клавишного синтезатора... Надо пережить. Не следует падать в обморок, как наши мамаши, когда мы в первый раз пришли с дискотеки в пять утра. Это нормально.
- Компьютер несет в себе определенную роль психоделики. Сейчас уже есть место экспериментам над человеческой психикой. Как Вы к этому относитесь?
- Как можно относиться к тому, что будет неизбежно? Отношусь философски. Думаю, что чего-то типа атомной бомбы никто не изобретёт, но найдут много чего нового.
И я абсолютно уверен, что это повлияет вообще на всю организацию звуковоспроизведения. Ведь, начиная от звуковых систем в дискотеках или на стадионе и заканчивая бытовыми аппаратами прослушивания "этих наших любимых песен", сегодня мы находимся еще очень далеко от идеала.
Не без помощи компьютера звук сделают настолько лучше, что весь hi-end когда-нибудь, может быть, через несколько десятилетий, будет восприниматься просто как стучание палкой по ведру.
- Ничто так не вызывает споров в мире звука как цифро-аналоговые преобразования...
- Мне удалось "попасть" абсолютно точно во всю эту эпоху, и всё происходило практически на глазах. Я всегда следил за этой информацией, и когда всё это цифровое появилось, сразу же услышал своими собственными ушами все недостатки digital-звука...
- Какие?
- В первую очередь, впечатляющую своей чистотой неестественность. Раздельность звучания определенных частот, превращения оригинальных тембров в какие-то самостоятельно новые, другие. То есть, утрачена львиная доля того, что, хоть и с большими "помехами", но присутствовало в аналоговом звуке.
Все это не удивительно. Человечеству надо пройти этот этап, полностью его исследовать и, естественно, слить воедино с прежними технологиями. Как это было часто в химии, физике, во многих других вещах... И вообще, с полетами на Луну. То есть, когда люди поймут и полностью исследуют способности железных бочек, наполненных горючим, перетаскивать физическое тело человека - вернутся обратно. Они задумаются над тем, что есть же такие идеи, как левитация, свободное парение в воздухе, нулевая проводимость и тому подобное...
В общем, я имею в виду следующее - отлично, что человечество сегодня увлечено цифрой. Чем быстрее мы прожуем, проглотим и переварим, тем быстрее придем к выводу, что при цифро-аналоговых преобразованиях человек должен привлекать, может, лампу, которая обладает максимальными возможностями в области естественности звука, правильной его обработки, большего количества четных гармоник, которые воспринимаются ухом положительно, а может чего ещё...
- То есть, современная мода на совместное использование компьютерных технологий и ламповых устройств в звуке оправдана?
- Абсолютно. Попытки эмулирования лампы цифровым способом - это просто замечательно, если принесут некоторые плоды. Но сейчас уже есть готовые решения.
Все эти музыкальные бочоночки Musical Fidelity - это то, о чем мы говорим. Все переходные конверторы, которые выпускают многие студии для того, чтобы Вы включили в него аналоговый микрофон, с него произвели запись аналог-цифра, а потом, когда будете перегонять обратно, опять же не забудьте об этой коробке:) Замечательно...:)
- Сейчас началось развитие цифровых устройств в сторону увеличения разрядности. Как Вы думаете, можно ли за этим увидеть оправданную гонку в сторону качества?
- Дело в том, что существовали и существуют однобитные аппараты. Парадоксальный случай: разрядность - это одно, а тракт воспроизведения - это другое. Так вот можно сделать так: очень высокая разрядность и из рук вон плохой тракт воспроизведения. С другой стороны - низкую разрядность и шикарный тракт воспроизведения. И мы получим два практически одинаково звучащих аппарата. Вот Вам мой ответ на этот вопрос. Я не знаю, как этот вопрос будет решать производитель. Да, можно сделать большую битность и хорошую аппаратную часть, но это надо слушать. Бывают парадоксы, и этих парадоксов такое огромное количество в звуке, что я могу абсолютно точно сказать: безусловно, нельзя доверять только приборам. Есть люди в мире звука, которые говорят: "Надо только мерить!", другие: "Надо только слушать!" Как мне кажется, надо делать и то, и другое...
- В нашу (компьютерную) жизнь постепенно входят показатели 20 и 24 бита. Не напоминает ли это переливание из пустого в порожнее - как в гонке процессоров?
- В компьютерах, для компьютерщиков... Да, им проще увеличивать разрядность, ведь это их основная тема. Но если говорить об аппаратной части (аудиочасти), давайте хотя бы посмотрим на те же колонки к компьютеру :(. Это же такое убожество с точки зрения звуковиков - они смотрят на данное как на игру в детской песочнице. То есть, пока еще не слились миры компьютерного и аудио-производства, нечего говорить о том, что мы можем какими-нибудь другими методами, кроме как повышением разрядности, решать какие-то проблемы. По-другому можно, конечно, не вопрос. Но, видимо, тогда, когда некая мощная компьютерная компания объединится с серьезной звуковой, что случится рано или поздно.
- Какие имена компьютерных фирм, по Вашему мнению, заслуживают внимание в области звука?
- Никакие. Все в одинаково равных условиях, и все бегут эту стометровку или забег на более длинную дистанцию. Делу этому настолько мало лет, что сегодня я могу назвать одну фирму, а буквально через полгода она будет побеждена другой... Одним словом, говорят, что к моим высказываниям прислушиваются. Согласитесь, что в таком положении мне стоит не спешить с выводами. Просто я советую следить за этим более пристально и уделять всему новому в этой области достойное внимание, поскольку это передовые, серьезные и интересные технологии.
- Какой Вы видите гонку РС и Маков. Это, пожалуй, одна из самых животрепещущих тем в звуке. На кого будем ставить?
- На нечто среднеарифметическое, что будет в результате. Я уверен. Хотя бы даже потому, что РС интенсивно дерут Мак, а Мак обращают внимание на то, что их поджимают РС. И видно уже сегодня, что эти технологии сливаются все больше и больше.
- Каким Вы видите дальнейшее использование компакт-диска как носителя звуковой информации?
- На это влияет очень много совершенно различных факторов. Ясно, что CD уже давным-давно нужно было запрятать в какую-нибудь пластиковую коробочку, чтобы он, негодяй, наконец, не царапался. Что и сделали с мини-диском. Потому что CD царапается - и мы его выбрасываем. А обращаться с ним не дыша как-то неудобно. Конечно, на CD хотелось бы записывать. И, конечно, не по технологии "закат солнца вручную", то есть используя компьютер.
Не хочется иметь и то, что записали на заводе. Ведь CD не стоят 1 цент. Если бы они столько стоили, то тогда бы нас это не волновало - дети во дворах играли бы компактами: катали с горки или ещё как-нибудь... Нет, CD стоит денег. И сейчас уже такое огромное количество проданной техники для CD, столько заводов, технологий, материалов, ларьков с "популярными шлягерами", что они влияют на развитие или неразвитие CD в ту или иную сторону, развитие мини-диска.
- И напоследок. Вы сейчас открыли сайт www.shomonopoly.com. Какие надежды Вы возлагаете на него в сфере своего бизнеса?
- Уже сегодня к нам приехали люди из Павлодара и приобрели 10 КВт акустических систем Sho и усилителей Audio Technic. Это говорит само за себя.
- Что бы Вы пожелали читателям "КВ"?
- Будьте активными.
Беседовал
Кристофер М. ИХИХО,
chris@tm.minsk.by
P.S. Автор выражает признательность фирме "SOLID", благодаря которой, собственно, и состоялась наша встреча.
Горячие темы