Визитная карточка
|
Исследовательская лаборатория фирмы Xerox в Пало-Альто записала на свой счет немало патентов и инноваций. Однако не все созданные там продукты и идеи, которые являлись настоящими научными достижениями, внедрялись в массовое производство. Именно в Пало-Альто был создан первый в мире персональный компьютер под названием "Альтос" (эквивалент "Макинтош") - он был разработан, построен, запрограммирован и испытан еще в 1975 году, задолго до появления других персональных компьютеров. Это было, несомненно, революционное изобретение, опередившее Apple Macintosh более чем на восемь лет. "Альтос" никогда не был выпущен на рынок, став жертвой недальновидности руководства фирмы, которое считало, что Xerox имеет свой собственный, перспективный и высокоприбыльный бизнес, и нечего отвлекаться "по мелочам".
"Перспективный и высокоприбыльный бизнес" фирмы Xerox - это копировальное оборудование, благодаря которому слово "ксерокс" стало нарицательным, и ни о каких авторских правах на это "название" речь уже, похоже, не идет.
Правда, в последние годы Xerox начала осваивать и новые рынки. Сейчас она производит лазерные принтеры, сканеры, факсовые аппараты, программное обеспечение и многое другое (полный перечень занимает 14 страниц).
А началось все в 30-е годы. Честер Карлсон, преуспевающий адвокат из Нью-Йорка, не был удовлетворен качеством копий, сделанных с документов на его мимеографе. Он ясно представлял спрос на качественное копирование, но не видел, чтобы производители офисного оборудования пытались удовлетворить этот спрос, создав новую технологию. И взялся за дело сам.
22 октября 1938 года Честер Карлсон в своей домашней лаборатории в Нью-Йорке сделал на сконструированном им самим аппарате первую бумажную копию, которая с годами покорит весь мир и станет известна как "ксерокопия" - запатентованный компанией Xerox способ передачи информации с одного листа бумаги на другой.
Как и большинство новаторов и изобретателей, Честер Карлсон не собирался поначалу ставить свое изобретение на поток. Пределом желаний было продать идею какой-нибудь крупной корпорации и получить за нее большие деньги, да еще, если повезет, процент с продаж. Однако проблема (или удача) талантливых изобретателей в том, что их идеи часто настолько революционны, что никак не вписываются в рамки традиционного для того времени рынка. В эти идеи не верит никто, кроме самих изобретателей.
Шесть лет провел Честер Карлсон, безуспешно пытаясь продать кому-нибудь свое изобретение. Он возил прототип в офисы более чем 20 крупнейших фирм США, в том числе IBM и General Electric. Все они соглашались, что идея, в общем, интересная, но... рыночных перспектив не имеет никаких.
Только в 1944 году Карлсону удалось подписать контракт с одним институтом из Огайо о совместной работе по совершенствованию качества копирования, а через несколько лет заблаговременно зарегистрированная Карлсоном фирма Haloid выпустила первые модели копировальных аппаратов, которые принесли первую, сравнительно небольшую, прибыль.
Однако настоящий успех пришел в 1959 году, когда была выпущена легендарная модель Xerox 914 - первый полностью автоматический аппарат, который делал копии на обычной бумаге (7 штук в минуту). Это была революция. Модель не снималась с производства на протяжении 26 лет. До сих пор аппараты Xerox 914 работают в офисах многих фирм Америки.
С началом выпуска этой модели фирма Haloid, по совету профессора классических языков университета Огайо, дала свои принтерам имя "Xerox", а затем и сама Haloid сменила название. Профессор был знатоком греческого, в котором "xero" обозначает "сухой", так что слово "ксерокопия" имеет вполне конкретный смысл.
Сейчас компания Xerox гордится тем, что она первой увидела главенствующую роль документов в бизнесе, науке, да и вообще, в развитии человечества. Только через документы люди могут обмениваться знаниями и сохранять их, приумножая из поколения в поколение. Действительно, одним из самых перспективных направлений современного бизнеса являются системы документооборота, как бумажного (такого, какой внедрила Xerox в структуре Московской Городской Телефонной Сети), так и более модного безбумажного (даже системы управления предприятием типа "Галактики" являются, по сути, системами по обмену документами и их анализу).
Действительно, роль "бумажки" в жизни человека обыгрывается даже в устном народном творчестве. В наше время все остается на своих местах, только бумажные документы постепенно уходят в прошлое, уступая свое место электронным. Поэтому Xerox преобразует свой бизнес и линейку продуктов согласно духу нового времени: появились сканеры, многофункциональные офисные аппараты, а в 1998 году прибыль Xerox от различных "цифровых", как они их называют, устройств (в том числе лазерных принтеров), наконец, превысила прибыль от традиционной продукции Xerox - копировальных аппаратов ($9 млрд против $7.9 млрд). Наверное, это символично.
Анатолий АЛИЗАР