За время, прошедшее с последнего обзора рынка ПО, произошло довольно много разных событий.
Выставки
Начнем с выставки TIBO-99. Честно говоря, особого впечатления она не произвела, во всяком случае, с точки зрения софта. За исключением "Галактики", "Анжелики", немного "Ветрази", стенда "Неф" с решениями Microsoft 2000 и нескольких баз данных, остановиться глазу было не на чем.
В этой связи более интересно развитие событий в ближайшем будущем. Уже давно идут разговоры о выставочных проблемах и о возможных вариантах их решения. В частности, появились сообщения, что ассоциация компьютерных фирм решила организовать свою выставку. Добавим сюда и выставку БелЭкспо по информационным технологиям, которая уже заявлена в планах на 26 октября. И хотя в белорусской прессе высказывались некоторые сомнения по этому поводу, тем не менее, на мой взгляд, обе новые выставки имеют шансы на успех. Во-первых, из-за цен, во-вторых, по срокам проведения, и в-третьих (самое главное), - в силу специализации, чего так не хватает и TIBO, и "Современному офису и банку".
Конкурсы
Еще одно событие последнего времени - завершение 1-го Белорусского конкурса программных продуктов бухгалтерского назначения. При всей знаменательности этого мероприятия нельзя не отметить некоторой информационной недостаточности о его ходе и особенно о его результатах. Отдавая должное организаторам конкурса в проделанной ими работе, стоит все-таки обратить внимание и на то обстоятельство, что заявленных номинаций было явно больше, чем участвовавших претендентов. Тем самым получилось так, что каждый, так или иначе, оказался победителем в своем классе, т.е. какого-то соревновательного накала явно не хватало.
Наконец, кроме всего прочего, конкурс интересным образом совпал по времени с такой новостью, как готовящиеся государственные решения по сертификации бухгалтерских программ.
Новости из строчной рекламы
Мониторинг строчной рекламы ПО в белорусских изданиях за период апрель-май показывает, что количество предложений, как и следовало ожидать в связи с приближением летнего периода, постепенно снижается: на 2,39% в апреле, по сравнению с мартом, и на 3,59% в мае, по сравнению с апрелем.
Программы
После введения новой методики расчета подоходного налога и округления расчетов до тысяч рублей увеличились доли предложений таких программ, как "1С: Зарплата и кадры" и "1С: Торговля и склад". В апреле объем предложений "1С: Бухгалтерии" впервые уступил первое место "БЭСТу", но в мае все опять вернулось на свои места.
Рейтинг программ в мае-99 | ||
Программа | Объем
предложений (рекл.строк) |
Рейтинг май(апр)-99 |
1C: Бухгалтерия | 9,98% | 1(2) |
Бэст | 6,77% | 2(1) |
Пpофит-комплекс | 4,23% | 3(3) |
1C: Пpедпpиятие | 3,05% | 4(6) |
1C: Торговля и склад | 2,71% | 5(9) |
Ветразь | 2,54% | 6(4) |
1C: Зарплата и кадры | 2,37% | 7(10) |
ORACLE | 2,37% | 7(7) |
Галактика | 2,20% | 8(8) |
Microsoft Windows NT | 1,35% | 9(11) |
Novell | 1,02% | 10(10) |
Кстати, в мае Президент России Борис Ельцин удостоил благодарности своего тезку Бориса Нуралиева, директора фирмы "1С", за большой вклад в реализацию Правительственной программы по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности Российской Федерации.
А на сайте "Компьютерры" (www.computerra.ru) бурно обсуждается новость о том, что создателем Pentium'а является бывший москвич Пентковский, по фамилии которого вроде бы и назван Pentium.
Там же, в России, в одном из компьютерных журналов наткнулся на лестные отзывы о нашей минской фирме "ЛюксСофт". Запомнилась фраза, посвященная итогам одного из проведенных в прошлые годы конкурсов программ по автоматизации учета: "Почему эту команду разработчиков еще никто не купил?". А сам "ЛюксСофт" продолжает пока скромно трудиться и выпустил недавно очередную новинку - модуль "Квант", позволяющий разрабатывать профессиональные приложения в среде FoxPro.
Другая минская фирма - ЗАО "АлтоЛан" - обновила свой программный продукт Orchid, предназначенный для автоматизации документооборота предприятия. Он теперь предлагается в двух вариантах - для крупных, а также для малых и средних предприятий. Оба варианта реализованы на базе пятой версии Lotus. Появились и некоторые новые подсистемы, в частности, финансового анализа.
Появился на рынке и новый продукт собственно аналитического плана - это модуль "Товары" от "Веспол". С его помощью руководители отделов продаж, маркетинга могут в разных форматах получать данные о наиболее ходовых товарах, определять временную динамику продаж тех или иных товаров/услуг, а также использовать соответствующую информацию для оценки эффективности проводимых мероприятий по увеличению объемов продаж.
"Инфоплюс" также предложил в апреле-мае ряд новых баз данных, которые, похоже, подготовлены по итогам все тех же выставочных мероприятий. Среди них - собственно база данных "Участники выставок, ярмарок", а также более тематические, такие, например, как "Продукты питания", "Товары народного потребления", "Каталог продукции промышленности" и др.
Продавцы
Среди продавцов ПО за апрель-май также произошло несколько интересных событий. Так, полностью "ушел" из строчной рекламы "SKY Systems", зато впервые появился "Ланц Консалт" и занял 4-е место в рейтинге рыночной активности продавцов ПО.
Первая десятка продавцов в мае-99 | ||
Продавец | Объем
предложений (рекл.строк) |
Рейтинг май(апр)-99 |
ИнтеллектСеpвис | 6,94% | 1(6) |
МиСофт | 6,60% | 2(1) |
IBA | 5,75% | 3(3) |
Ланц Консалт | 5,41% | 4(18) |
Триумф | 5,08% | 5(4) |
Пpофит | 4,23% | 6(5) |
Гор | 3,55% | 7(7) |
CompIT Systems | 3,38% | 8(8) |
FLORINwest | 3,21% | 9(9) |
ТОП СОФТ | 3,05% | 10(10) |
Похоже, строчная реклама приобретает в нынешних условиях все большую популярность даже у тех фирм, которые ориентируются в своей деятельности преимущественно на корпоративных клиентов.
В этой ситуации на первое место в десятке наиболее активных продавцов переместился "Интеллект-Сервис", но, как часто это бывало раньше, похоже, что это просто случайный всплеск, связанный, может быть, со сменой сезона.
Рекламодателям на заметку
Время от времени перед любой фирмой встает вопрос: "Где, в каких изданиях размещать свою рекламу?" Сегодня я решил привести некоторые данные на эту тему. В нижеприведенном списке перечислены основные белорусские газеты, в которых размещаются строчные объявления с предложениями программного обеспечения (информация по состоянию на май-99).
"Компьютерные Вести" - 84
"Компьютерная газета" - 74
"Национальная экономическая газета" - 70
"Коньюктура рынка" - 45
"Белорусский рынок" - 36
"Белорусская деловая газета" - 31
"Компьютерная среда" - 23
На рекламу именно в этих изданиях, как правило, ориентируются соответствующие категории потенциальных клиентов в ходе поиска необходимых им программ.
Второй вопрос: "Что из этого списка выбрать, если стоит задача ограничиться двумя-тремя изданиями?" Можно, конечно, заняться анализом читательской аудитории тех или иных газет, их тиражами и расценками на рекламу. А можно и воспользоваться информацией о поведении коллег-конкурентов, т.е. где они размещают свою рекламу. В этом отношении полезно обратить внимание на правую часть этого списка, где приведены данные о количестве рекламных строк с предложениями ПО в перечисленных изданиях.
Как видим, лидируют здесь "КВ", "КГ" и "НЭГ". Надеюсь, что моим коллегам из редакции "КВ" будет приятно увидеть себя на первом месте, особенно накануне 5-летнего юбилея.
Из других новостей компьютерной прессы отметим появление нового, хорошо иллюстрированного журнала "Компьютер Маркет", первый, пилотный выпуск которого распространялся на TIBO, а второй намечен к выходу на июль.
Сергей ДМИТРИЕВ,
ПКП "Веспол",
vespol@mail.ru
P.S. Несколько слов об откликах на другие материалы, опубликованные в свое время на страницах "КВ". Речь, в частности, идет о небольшой серии статей о компьютерных ВУЗах. Высказывались пожелания более подробно остановиться на уровне подготовки в тех или иных учебных заведениях, а также рассказать на страницах газеты о подобном обучении в БГЭУ и на факультете радиофизики в БГУ.
По этому поводу надо сказать, что в упомянутых материалах речь шла о том, где можно получить диплом с непосредственной квалификацией именно программиста.
В то же время тем для обсуждения здесь, конечно, много. Отсюда встречное предложение для читателей "КВ" - если у вас есть желание и интерес в плане подготовки различных информационных материалов по компьютерной тематике (компьютерное образование, компьютерные технологии, программное обеспечение, Интернет и др.), мы можем найти возможности для сотрудничества в этой области. Со мной можно связаться по телефону 214-9500.
