Ваши письма

Довольно объемными стали получаться блоки ответов на ваши письма. И это радует. Поскольку мои труды, наконец, становятся востребованными, и за это я благодарен прежде всего вам, дорогие читатели.

Грохот аплодисментов...

Еще раз спасибо вам, дорогие читатели!

Неугасающий грохот аплодисментов...

Еще раз спасибо вам, дорогие читатели!

Аплодисменты стали угасать...

Еще раз спасибо вам, дорогие читатели!

Послышались крики: "Надоел!", "Вали со сцены!". Аплодисменты кончились.

Нельзя не сказать и об оригинальности некоторых писем. С начала этого года мне пришло около десяти писем с одним вопросом: "Как поживаешь?", пять пожеланий испить вместе горькой и одно предложение: купить монитор... На что в режиме горячей линии отвечаю: х...орошо, не пью, не куплю...

Теперь перейдем к более серьезным вещам.


Скажите, какую программу Вы бы посоветовали найти для наиболее качественной обработки звука? Я сейчас пользуюсь Sound Forge 4.5, звуковая карта Turtle Beach Montego, но, читая Ваши статьи, начал сомневаться в правильном выборе.

Руслан Райкевич

Интересно было бы узнать, какими программами Вы пользуетесь на данный момент, уважаемый Кристофер... Не верю, что Вы не используете ни одной программы от Steinberg. Надо быть честным на страницах "КВ". В Ваших статьях Вы или игнорируете, или забываете о саундбластерах Creative и программах Steinberg. Это видно невооруженным взглядом...

Дмитрий Хоменко

Лучший звуковой процессор находится в голове, так же, как и лучший звуковой редактор. Поэтому, если человек хочет считать себя специалистом в области компьютерного звука, он должен разбираться во всех процессах, происходящих при его работе. Не важно, какими программами он для этого пользуется. Главное - получение конечного качественного продукта.

Я не могу сказать ничего плохого про CakeWalk или SoundForge, как и ничего хорошего. Обычные программы, выполняющие ряд функций. Не описываю я их только из тех позиций, что и печатные, и Интернет-ресурсы заполнены подобного рода информацией. Каждый автор, пишущий книгу по компьютерной аранжировке, не обходит стороной эти продукты. Зачем мне писать в сотый раз о данных программах, если новых тем и программных продуктов, включая Ваши интересные вопросы, хватит не на одну мою жизнь?

К подбору программных продуктов для создания музыки надо подходить системно. У меня есть несколько своих требований, которые я предъявляю к программам с целью их поселения на мой рабочий стол:

  1. Программные продукты должны обеспечивать качественное выполнение поставленных задач.
  2. Программные продукты не должны использовать много системных ресурсов.
  3. Скорость выполнения определенных задач программными продуктами должна быть максимально быстрой.
  4. Рабочая система должна быть прозрачной, то есть, каждая программа должна обладать функциями импорта-экспорта.
  5. Программы должны обладать аккуратным и продуманным интерфейсом.

Исходя из этого я определил для себя свою систему программных продуктов, подходящих под мои критерии. Это:

  1. Digital Orchestrator Pro - профессиональный мультитрековый рекордер, отвечающий всем современным требованиям. Может успешно работать и на Пентиум-100.
  2. GoldWave 4.02 - звуковой редактор, в котором есть очень много хороших функций, включая экран, отображающий мгновенное значение амплитуды при воспроизведении/записи. Также хороший конвертор.
  3. SilverMusic - собственный эффект-процессор с возможностями программной эмуляции синтезатора из wav.
  4. Fruity Loops - программа, позволяющая создавать партии различных инструментов, включая ударные, синтетические звуки и т.п.
  5. MЕxplorer - программа, напоминающая "Проводник" из Windows. Являет собой очень удобный навигатор для прослушивания и просмотра мультимедийных файлов.

Вот я и "выложил" Вам свою систему. Как видно, продуктов Steinberg я не использую. Так же, как и MIDI-технологии в целом. Поэтому возникает некоторый конфликт с пользователями РС, которые используют вместо моего примерно следующий список:

  1. CakeWalk.
  2. SoundForge, WaveLab.
  3. MIDI-клавиатура.
  4. Re-Birth, B. BoX.

Оба списка являются законченными рабочими системами.

Я не буду говорить о достоинствах или недостатках той или иной схемы - как говорится: "Работает? И не трогай!". Продукты Steinberg достойны всяческих похвал, но для себя я их не отобрал по двум причинам, кои я уже указывал на страницах "КВ": требование мощных ресурсов и недостатки некоторых интерфейсов, выраженных в виде множества всплывающих окон наподобие фотошопа. Если для графики это и имеет какой-то смысл, то для музыки загромождает рабочую область экрана и усложняет навигацию по трекам (представьте, что их больше сорока). Это чисто мое субъективное мнение. Просто порядок на рабочем месте - залог эффективного труда.


Хочу купить хороший компьютер для профессиональных занятий музыкой. Какие требования нужно предъявлять к комплектующим? Какую конфигурацию посоветуете? И в какой минской фирме лучше всего приобретать?

Михаил Норейко

Для начала отделим компьютер от саундкарты. Разделим, потому что обычно все вместе встречается в не самом лучшем исполнении. Саундкарту надо покупать отдельно! Новинок в данной области очень много, поэтому выбирать посоветую на свой вкус. Главные параметры при отборе - PCI, хорошее соотношение сигнал/шум (>95 дБ), цифровой вход/выход, разрядность АЦП/ЦАП >16 бит (сейчас, может, и не сильно пригодится, но в будущем может стать стандартом). Лично я еще жду TB Montego II Home Studio. Но хорошие PCI-карты появились уже и от других производителей: Yamaha SW1000XG, DMAN, Layla, Gina, Darla.

Последние три относятся к дорогим и профессиональным. YAMAHA SW1000XG еще не появилась на нашем рынке, поэтому судить о ней я могу только по релизам, кои не плохие. Midiman DMAN стоит примерно столько же, сколько и Turtle Beach Pinnacle Project Studio. По техническим характеристикам они примерно равны, только DMAN - на PCI-шине со всеми выходящими из этого последствиями, хотя не поддерживает MIDI. Project Studio - проверенная временем рабочая система.

Позволю себе представить Вашему вниманию свой рейтинг:

  1. Darla.
  2. TB Pinnacle Project Studio.
  3. DMAN.
  4. Layla.
  5. Gina.
  6. TB Multisound Pinnacle.
  7. SB Live!
  8. YAMAHA SW1000XG.
  9. TB Montego II.

C TB Montego II позиция пока неясна, карта качественная и не шумящая, но еще нет нормальной версии с хорошими драйверами. Поэтому она стоит пока на последнем, 9-м, месте, хотя в ее возможностях подняться до любой позиции. И это будет объективным подъемом.

Половина представленных карт вообще недоступна для покупателя в Минске. Тогда имеет смысл через какую-нибудь нашу фирму заказать устройство в Москве. Через фирму это делать выгоднее, поскольку появится более реальная возможность обмена по гарантии. Карты Turtle Beach можно без особых проблем приобрести и в Минске. Но недостаток один: продвинутые карты у данного производителя только на ISA-шине. Хотя, честно сказать, по качеству они очень даже неплохие. Мне, например, данные устройства никогда не преподносили плохих сюрпризов - стабильная работа на уровне.

Теперь о компьютерах.

Первое - это материнские платы. Chaintech, Iwill... Не гонитесь за тем, чтобы в данное устройство были встроены другие, такие, как видеокарта, звук и прочее. Данная мода пока плохо себя зарекомендовала. Проблемы с обменом по гарантии во многих фирмах налицо. Плюс могут появиться сложности с установкой других устройств. Берите последние версии лучших производителей. Также узнайте, какие требования будут предъявляться к модулям оперативной памяти DIMM и как сама материнская плата зарекомендовала себя на рынке.

Винчестеры надо брать самые быстрые и самые объемные. Необязательно SCSI. Предусмотрите все параметры охлаждения системы в целом, не лишней будет система охлаждения для винчестера. Так как при долгой работе на многих можно просто жарить яичницу.

Из минских компьютерных фирм могу посоветовать обратиться в UNI (т. 236-23-26). Там очень качественная сборка, хорошие условия гарантии. Вы сможете принести саундкарту, и Вам ее профессионально установят в системный блок. К компьютеру, на плечи которого возлагаются задачи профессионального мультимедиа, требования - особые. Это надо учитывать. Параметры мультимедийного компьютера выбираются тонко. Иначе идут лишние вложения средств. Чем меньше музыкант думает об устранении "несовершенств" своей системы, тем больше продуктов он производит и, следовательно, быстрее окупает вложения.

Я буду еще отслеживать и своевременно сообщать Вам имена фирм, которые смогут обеспечить качественные компьютеры для мультимедиа. Вопрос был конкретный, и ответил я на него конкретно. Так что, представители других хороших фирм, не обижайтесь:)


Какой уровень записи обеспечивает наименьшее количество шумов?

Валентин Шейко

Честно сказать, наибольший. Так как все записывающие цифровые устройства при низком уровне записи смешивают звук с шумом квантования. Чем больше уровень записи, тем лучше становится соотношение сигнал/шум. Но нельзя забывать и о том, что при завышенном уровне появляются дополнительные шумы и искажения, связанные с тем, что срезаются максимумы амплитуды синусоиды. Поэтому при записи через линейный вход всегда нужно иметь индикатор уровня записи. Для этого как нельзя лучше подходит программа GoldWave, которая, помимо обычных индикаторов уровня, имеет экран волны, где входной сигнал отражается в режиме реального времени.


Здравствуйте, Кристофер!

...Но ведь что-то еще можно сделать и на 386-х. Начинать когда-то нужно, но покупать РС за 500 $ и более, тем более, без MIDI-keyboard, наверное, неразумно. Поэтому мои вопросы будут выглядеть примерно так: 1. Какие трекеры для 386-го существуют на сегодняшний день? 2. Могут ли на этой машине и с каким объемом RAM работать около 16 треков? 3. Какую звуковую карту можно поставить на 386 (чтобы нормально работала)? 4. Какие программы для создания сэмплов для трекеров существуют, или придется довольствоваться библиотеками? 5... 6. Будет ли достаточно 4 Мб для всего этого, если звуковая карта не AWE, т.е. без памяти на борту?

Николай, г. Сморгонь.

Николай, дело в том, что когда были 386-е, о нормальном создании музыки на РС никто даже и не заикался. В основном, на себя эту функцию брали тогда компьютеры Amiga и Apple Macintosh. Только после того, как появились 486-е DX2 и DX4, пошли первые карты Turtle Beach, Media Vision, Sound Blaster Pro. И о звуке на РС начали говорить как о чем-то существенном и бурноразвивающимся, но еще не как о чем-то отдельном.

Я проконсультировался у своего знакомого из одной компьютерной фирмы (дело в том, что, признаюсь, сам я мало знаком с 386-ми) и услышал, что в 386 не используются DMA-прерывания. А без этого уже никак.

Поэтому я мог бы посоветовать, например, старые версии программ или что-то в этом роде. Но, зная, что это будет в корне неверно, советовать не буду.

Мое мнение таково. На 386 можно зарабатывать деньги, распечатывая документы, создавая проекты и программы. Попробуйте. Ведь в Сморгони, как и в любом другом белорусском небольшом городе, любой компьютер - редкость. А специалиста так и днем с огнем не сыщешь. По этой схеме усовершенствовали свои системы очень многие.

По мере того, как Вы начнете зарабатывать, постарайтесь приобрести себе 200 ММХ. Зная, что это звучит слегка нереально, хочу напомнить, что цены все время падают.

Оперативной памяти чем больше, тем лучше.

Саунд-карту лучше приобрести на PCI-шине, у нее лучшие характеристики, чем у ISA, если считать одну ценовую планку.

MIDI-keyboard - спорный вопрос, оправдана ли эта покупка на сегодняшний день. Честно сказать, я применял данное устройство последний раз более полутора лет назад. Просто мой стиль работы - живые инструменты и всевозможные питч-шифтеры, нарезки, бои и т.п., выработался годами. При желании сэмплов "живых" инструментов можно найти очень много.

К тому же с современными технологиями уж лучше замахнуться на нормальные клавиши, чем приобретать чисто компьютерный прибамбас. Но это только мое субъективное мнение.

Только не подумайте, что я "жирую", просто считаю, что мои советы РЕАЛЬНЫ. И если поставлена цель заниматься музыкой на РС, то эту цель надо достигать. Все в наших руках, а, вернее, у компьютерщиков, - в голове.

Буду рад услышать Ваши работы через пару лет.

Кристофер М. ИХИХО,
chris@tm.minsk.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

23 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!