Тишина в студии. Пишем объемный
звук
Вас наверняка удивило присутствие слова "Мюзик-холл" в названии этой статьи. Дело в том, что в скором будущем откроется новый сайт под этим названием. И я, пользуясь случаем, хочу представить Вашему вниманию два материала, которые будут располагаться на данном сетевом ресурсе. Эти материалы не подлежат перепечатке, о чем я заранее уведомляю, и донести их до читателя имеют эксклюзивное право только белорусская газета "Компьютерные Вести" и украинский журнал "РС club". Чтобы было более понятно - я ставлю на все copyright с жирным восклицательным знаком! Это ненадолго;)
Объемные эффекты можно получить двумя способами: посредством мастеринга или же специальной записи.
Для начала рассмотрим второй случай. Представьте себе следующую картину: изолированная комната, в центре которой по квадрату примерно на расстоянии 15 см друг от друга расположены четыре микрофона. Вы же находитесь в другой комнате с четырьмя колонками, расположенными по углам. Каждый микрофон в первой комнате подключен отдельно к соответствующей по расположению колонке у Вас.
Запустите в микрофонную любого своего знакомого, параметры коего оставляю на Ваш вкус, и заставьте его перемещаться и сопровождать свои движения отдельными звуками (кашлем, разговором и т.п.). В результате у Вас в комнате поселится виртуальный персонаж Вашего знакомого. Это и есть реализация самого чистого 3D-эффекта в мире. Звук будет вокруг Вас. Теперь сделайте так, чтобы расстояние между микрофонами равнялось метру. Какой эффект сможете получить? Если позиция человека в микрофонной будет совпадать с Вашей, когда он находится между микрофонами, то можно подумать, что его действия передаются на Вас, причем ощущение это очень реальное. Попросите его пройти насквозь микрофонный квадрат - он пройдет через Вас.
Есть этому опыту и более дешевый вариант - Вы в наушниках, а в центре комнаты всего два мирофона, включенных поканально. В результате Вы получите очень схожие ощущения с приведенным выше примером. Но некоторая разница все-таки будет. Она выражена в глубине 3D-эффекта. Хотя при желании можно ощутить все перипетии звука. При этом может появиться некоторая сложность - 3D может разделить звук на два направления: впереди и сзади, причем услышать Вы сможете только одно. В этом состоит вся сложность позиционирования звука в стереонаушниках.
Как это можно использовать на практике.
Вы, конечно, вряд ли будете устанавливать квадрофоническую систему - она Вам и не очень-то понадобится. Достаточно двухмикрофонной системы. Расстояние между ними можно регулировать в зависимости от того, что Вы хотите услышать. Но лучше затронуть данную тему потом.
Представьте себе гитариста, играющего на акустическом инструменте. Простая студийная одномикрофонная запись берет один результирующий тембр, получившийся в результате множества его составляющих. Ведь посмотрите на длину струны, работу пальцев на грифе, различные перипетии звука в деке - это все воспринимается при натуральном прослушивании в объеме. Простая запись сначала упрощает объемный эффект до моно-звука, а уже потом звукооператор или аранжировщик искусственно придает пространство. Чувствуете недостаток системы?
Двухмикрофонная запись позволит перенести звучание инструмента полностью на звуконоситель, и не надо будет мучаться с задержками, современными программами и т. п. Расстояние между микрофонами выбирается так:
- Если Вы хотите просто повторить ощущения слушателя, то 15 см вполне достаточно - это расстояние между ушами. Причем положение этого самого "слушателя" Вы можете естественно изменять. Например, расположить двойку микрофонов сбоку от музыканта и т.п.
- Звук вокруг. Микрофоны прижаты друг к другу и максимально приближены к самому инструменту.
- Звук внутри. Расстояние между микрофонами должно быть больше размера горизонтальной проекции инструмента.
Не забывайте о том, что микрофоны подключены поканально.
Немного отойдя от изложения теории, расскажу о том, что до сих пор помню, как полгода назад получил первый звук вокруг с помощью весьма хитрого устройства: представьте себе два микрофона по центру, а сверху над ними на веревке висит колонка. Она воспроизводит звук в то время, когда я придаю ей вращение. Это были такие звуки вокруг... А потом все-таки настало просветление, и я решил, что лучше просто крутить микрофоны.
Конечно, двухмикрофонная запись - явление далеко не новое, но при своих опытах я выделил для себя только три серьезно отличающихся разновидности данного метода. Причем для меня подобное звучание было откровением.
Какие преимущества у полученных при специальной записи треков? Их два: во-первых, это натуральное объемное звучание, во-вторых, в отличие от искусственного метода, звук вокруг услышит любой человек независимо от музыкального слуха, формы ушей и всего подобного, по чему ведутся сейчас исследования...
Многомикрофонный метод записи хорошо подходит к инструментам сложного пространственного строения. Но, например, для записи простого человеческого голоса он будет бесполезен, если только Вы, потянувшись за натурализмом ощущений, не сделаете следующее действие: поднимите высокие частоты в одном канале. Что должно получиться - голос останется практически монофоничен, но появится слабо ощутимый эффект присутствия.
Естественно, есть у данного метода и недостатки. Они становятся видны уже при работе, связанной с созданием полноценных композиций. Дело в том, что полученный Вами такими усилиями объем придется ужимать. Ведь данный инструмент не один. Если Вы пишете барда, поющего просто под гитару - пожалуйста, лучшего не придумаешь, но когда работа посерьезнее и инструментов много - это полный аут, все не вмещается в стерео, а раз не вмещается в стерео, то и в квадро слушаться не будет! На таких альбомах надо будет писать: "ТОЛЬКО ДЛЯ НАУШНИКОВ!"- или что-то в этом роде. Поэтому имеет смысл выделить для себя именно тот единственный инструмент, который будет обладать натуральным пространственным эффектом, а все остальное делать искусственно.
Кристофер М. ИХИХО,
chris@tm.minsk.by
Искусственное пространство
Теперь самый раз перейти к мастерингу.
Как сделать искусственно пространственный эффект. Здесь два метода:
- Использование задержек.
- Схема DC-offset - эквалайзер.
Если Вы используете метод задержек, то должны прекрасно понимать, что имеете дело не с чем иным, как с хорусом в объеме. То есть, будет главный трек и производные от него. Если они имеют разные положения панорамы, то, действительно, в силу ряда причин звук получится объемным. Причем слышаться он будет в той панорамной позиции, в которой находится подающий трек (который первым подает звук).
Я хочу сказать, что это - излюбленный метод многих компьютерщиков, и, действительно, он того заслуживает, но у него есть и недостатки. Во-первых, звук позиционируется только по вертикальной плоскости между каналами. Во-вторых, если Вы так обрабатываете голос, то можно потерять половину алфавита. И получится эффект Шуры в момент его отсутствия. Хотя нет, не эффект Шуры, дело в том, что эффект хоруса, особенно как он реализован на РС, делает звук несколько глуше, что очень плохо сказывается на дикции поющего. К тому же открытый звук, что особо ценно, превращается в закрытый.
Я не буду говорить, что метод плох, поскольку и сам его использую, но он не плох, когда на нем собаку съешь и научишься правильно регулировать параметры задержек и положений панорамы.
Задержка между каналами уже сделанной композиции дает нормальный топорный объем: делает из плоского звука пространственный - простому пользователю больше ничего и не надо! Но я еще не встречал человека, который бы делал свою композицию и заранее знал, что по окончании будет применять эффект задержек. Это не правильно - все должно применяться в процессе, и каждый трек, его значимость просчитываться заранее, что предостережет от выпуска вторичного некачественного продукта. Метод задержек в выходной композиции используется только как выход из положения...
DC-offset
Наверное, почти все звуковые карты не могут записывать звук с ненулевой центровкой фазы звука. Если Вы уже заложили пространственный эффект при записи звука, все, конечно, отразится, но изменять параметры данного эффекта без функции DC-offset не представляется возможным. Сама функция, как Вы поняли, меняет фазовый ноль. Что это дает? В результате изменения данного параметра можно регулировать перемещение звука вперед-назад. Вот тут-то и надо музыкальный слух, форму ушей и прочее - многие этот эффект просто не улавливают. Это, конечно, очень слабый эффект, по сравнению с тем, что можно навернуть в студии со множеством микрофонов, но он тоже оказывается полезным. Для аранжировщика (звукооператора) появляются новые возможности позиционирования звука - добавляется еще одна плоскость. В результате использования данной функции звук можно просто разуплотнять, в наушниках тоже будет сурраунд.
Теперь рассмотрим следующий пример: берем простой моно-трек. Дублируем его на вторую дорожку. Разводим по панораме. Начинаем менять в одном фазовый ноль. Я не буду приводить значения, поскольку в каждой программе они свои, но советую хорошо поработать с данной функцией. В результате Вы должны получить совершенно различные пространственные положения звука при прослушивании в наушниках при изменении значений DC-offset. Этого и следовало ожидать. Теперь, вдоволь насладившись одним треком и присвоив ему какое-нибудь значение, выделите сразу два трека и поработайте с ними - эффект станет намного глубже.
После проведенной операции неплохо бы сделать маленькую задержку между каналами. Теперь настало время эквалайзера. Сделайте один трек по слышимым частотам чуть-чуть выше. Вот и получился Ваш первый 3D.
Теперь Вы можете работать с двумя полученными треками как с одним целым, обрабатывать эффектами и т.п. Позиционирование сохранится. Не забывайте, что в наушниках и в колонках все слышится по-разному, особенно, когда дело касается 3D, поэтому настоятельно советую все время проверять инструменты на слышимость в мониторах.
Преимущество искусственного создания пространственного эффекта состоит в том, что у полученных инструментов меньшая плотность звука. К тому же при сведении достаточно объемной по количеству инструментов композиции Вам данный метод применять все равно придется.
Метод задержек имеет ряд преимуществ, главное из которых заключается в том, что фазировка прежде всего меняет громкость воспроизводимого звука с внешних акустических источников. Если в наушниках Вы будете слышать одну громкость, то в колонках пронаблюдаете совершенно другую картину. Еще один недостаток использования метода фазировки состоит в том, что при моно-воспроизведении стерео-композиции, где использовался названный метод, голос просто может потеряться в результате суммирования сигналов из правого и левого каналов. То же самое наблюдается при сведении квадрофоники в стерео-вариант.
Поэтому для того, чтобы сразу убить двух зайцев, посоветую Вам комбинировать два метода.
Кристофер М. ИХИХО,
chris@tm.minsk.by
Горячие темы