Семена ненависти

Резня в Литтлтоне породила охоту на ведьм

На весь мир прогремела история этого убийства. Все слышали о том, как американские школьники в упор расстреляли шестнадцать своих товарищей и следом застрелились сами, но мало кто знает или хотя бы интересуется истоками конфликта и последствиями резни. А зря.

Можно осуждающе качать головой и обвинять в убийстве свободное распространение оружия в США, можно с ужасом указывать пальцем на Интернет, населенный фашистами и насильниками, или подавать в суд на разработчиков кровавых компьютерных игр. Можно даже закрыть глаза руками и не думать ни о чем. Только не надо забывать, что непротивление Злу означает поддержку этого Зла.

Как всегда, родители и учителя не стали усложнять себе жизнь и нашли крайнего - новые технологии, дурному влиянию которых подверглись дети-убийцы. Значит - закрыть, запретить, промыть мозги. Поэтому сейчас все американские школьники, сколько-нибудь выделяющиеся из общего стада: интересующиеся компьютерами, фантастикой, ролевыми играми, - подвергаются преследованиям, ставшим систематическими. "А вдруг этот ненормальный тоже принесет в школу пистолет?" А когда этот ненормальный пытается объяснить, что в трагедии виноваты не компьютеры, а система образования, ломающая психику всех тех, кто не подходит под общую гребенку, его отправляют домой и рекомендуют держать свои мысли при себе.

Почему?! Неужели действительно против глупости сами боги бороться бессильны? Можно, конечно, сослаться на разницу между "нашей" и "ихней" системами образования, и смотреть свысока: "Они там все сумасшедшие, вот и стреляют друг друга почем зря". Как будто нас это не касается.

Но ведь и в наших школах дети точно так же, как и "у них", объединяются и выбирают себе жертву - умника, которому не интересны ни футбол, ни Брюс Уиллис, который предпочитает компьютер и книги. А учителя ничего не замечают или смотрят сквозь пальцы. Я учился в школе, я знаю что значит быть отрезанным ломтем, отторгнутым - мелкие пакости и крупные обиды накапливаются, ненависть к обидчикам проходит все фазы от "в почках набухших томится" до "росы вскипают от ненависти".

Вот и вскипели, и прозвучали выстрелы. Америка нашла себе нового врага - после знаменитого "Погрома хакеров", поставившего на колени уникальную субкультуру, настало время новой карательной операции. И меры принимаются самые инквизиторские: по всей стране школы проводят выявление опасных индивидуумов, "гиков" (программа называется "Geek Profiling"). Рекомендуется обращать особое внимание на склонность к резким сменам настроения и депрессии, пристрастие к компьютерным играм и фильмам с элементами насилия, и прочее антисоциальное поведение. А телевидение раздувает панику, вслед за клипами о бомбардировке Югославии раз за разом показывая леденящую кровь сцену расстрела и вышибающие слезу картины похорон. Смотрите, родители! Ваше дите находится в опасности! Отберите у него компьютер, отберите все эти игры и книги - ведь ребенок, не дай Бог, может научиться думать не как все!

Да, компьютерные игры влияют на психику. Но его величество Прогресс не приемлет запретительства - загнать джина назад в бутылку невозможно. Как сухой закон только подстегивает эпидемию алкоголизма, как запрет на распространение наркотиков не в состоянии остановить рост наркомании, так и запрет на компьютерные игры не решит проблему оторванной от общества молодежи. Порок всегда найдет путь к потребителю, и выселение в подполье лишь заставит его обрести более уродливые формы и породит еще одну организованную преступность.

Кроме того, "Quake" с его кровавыми подробностями - не причина насилия, а следствие конфликта. Он служит для сброса накопившейся ненависти и помогает справиться со стрессом, а вовсе не порождает неоправданную агрессию, как считают те, кто в такие игры (или вообще в компьютерные игры) не играет. В реальном спорте - будь то бокс или баскетбол - реальной агрессии гораздо больше. Каждый, игравший в deathmatch, знает, насколько улучшаются отношения между людьми после того, как они всадят друг в друга пару виртуальных ракет.

То же самое и с Интернетом, и с ролевыми играми - они служат укрытием, объединяют тех, кого отвергло нормальное общество. Нельзя загонять в угол крысу, опасно еще больше отчуждать тех, на кого и так каждый день обрушивается ненависть сверстников. Уж конечно, гораздо проще подавить все чуждое, сломать человека, из которого мог бы вырасти гениальный изобретатель или музыкант, чем исследовать психологическую природу компьютерных игр и построить систему, дружественную не только к серому большинству, но и к "белым воронам".

Рекомендуемая литература:

Джордж Оруэлл, "1984"

Орсон Скотт Кард, "Игра Эндера"

Дмитрий БОРОДАЕНКО,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

20 за 1999 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!