Бог любит веру, а деньги
любят счет. Русская народная пословица. |
Присказка
"Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным," - эту фразу мой знакомый прапорщик повторял в двух случаях. Когда получал зарплату и тут же отдавал половину за долги предыдущего месяца и когда заболевал так, что просто вынужден был идти к врачу. Надеюсь, что с его утверждением никто не спорит. Как и с тем очевидным фактом, что каждый, кому не окончательно наплевать на свое здоровье, должен следить за состоянием своего здоровья все время, а не только тогда, когда "поздно стало пить боржоми - печень отвалилась". Лично я твердо вынес из своего опыта общения с медициной: болезнь легче предупредить, чем потом вылечить. Почему же тогда точно так же, как и за состоянием своего здоровья, не следить за своим финансовым состоянием? Не лучше ли следить, чем потом разводить руками и думать: "Куда же девались мои деньги?"
Следить вроде бы нужно, но.... Тут встает ряд вопросов. Во-первых, как? Эта проблема - на самом деле не проблема. Уже давно существует вид человеческой деятельности, который призван определять и следить за финансовым состоянием - бухгалтерский и финансовый учет. Хотя эти понятия на сегодняшний день затасканы и ассоциируются с коммерческим предприятием и налоговой инспекцией, но их суть проста - определить, куда уходят деньги и как сделать, чтобы их уходило меньше, а отдачи было больше. Если подходить к вопросу таким образом, то разве это не нужно каждому?
Вторая загвоздка более тривиальна, но и более серьезна. Вести учет лениво. Как и большинство, я тоже не люблю работать (тем более, следить за кем-то). Поэтому предпочитаю в любом деле переложить часть работы на ближнего своего. А ближним у меня чаще всего оказывается мой домашний компьютер (пусть компьютер работает - ему спать не хочется). Он - мой главбух.
Эта статья и будет посвящена тому, как можно следить за своими деньгами с помощью своего домашнего компьютера. Или, если хотите, расскажу о моем личном министре финансов.
***
Итак, вы решили начать следить за состоянием своего финансового здоровья. Как уже отмечалось выше, этот почетный и тяжелый труд лучше переложить на ваш ПК, который таким образом становится вашим личным главбухом или министром финансов (в зависимости от амбиций, подчеркнуть).
А теперь представьте, что у вас есть личный главбух (тот, кто ведет вашу бухгалтерию). Какие бы задачи Вы ему поручили? А что бы Вы от него требовали?
Не буду говорить за всю Одессу. Скажу за себя. По моему, основные задачи - это:
- Учет личных финансов, чтобы точно знать, откуда берутся и на что расходуются их деньги (сколько заработал - сколько прогулял);
- Планирование бюджета (сколько нужно заработать - сколько можно прогулять) и, соответственно, разработка разных вариантов финансовой политики (когда я смогу купить новый автомобиль);
- Избежание путаницы при нескольких источниках доходов и расходов - разложить по полочкам и учесть все источники денег и расходы (сколько я получаю за статьи, а сколько - от работы в школе);
- Учет моих долгов (сколько должен я и сколько - мне).
Требования мои еще проще:
- прост в освоении;
- удобен в обращении;
- наглядность (глаз радует - графики рисует).
Ну, само собой, он должен решать задачи, о которых говорилось выше.
Все перечисленные выше задачи я и попытался свалить на мой домашний компьютер.
Не люблю мудрствовать лукаво или открывать Америку. Писать программу "МФ" (Министр финансов) тоже не хочется. Как можно "побороть проблему" без изобретения велосипеда? Очевидно - данные задачи можно решить в Excel (или подобной программе), а можно воспользоваться специальными программными продуктами.
После непродолжительных поисков были найдены две отечественные (российские) разработки, заявленные как программы для домашней бухгалтерии и для учета личных финансов - Декарт (разработчик - Арсенал) и RS-Money (они наиболее известны на сегодня). Ходили слухи, что нечто подобное выпустил и Билл, но найти эту программу не удалось. Таким образом, Декарт и RS-Money вместе с Excel и стали "подопытными кроликами" и/или "кандидатами" на должность моего главбуха.
Нужно сказать, что RS-Money вызвала больше всего отрицательных эмоций. Прежде всего, если программа заявлена как программа для дома, то она априорно должна не требовать (или требовать очень мало) времени на то, чтобы разобраться, как она работает. А тут запускаешь программу - и на тебя смотрит типично бухгалтерская программа, еще и настройки у которой очень странные.
Конечно, если вы, как бухгалтер, привыкли, например, к 1С, то оно, может, и ничего, но... Короче, как кандидат он был мной отклонен. Чем запомнился, так это возможностью заполнения декларации (в которой нельзя изменить ставки налогов), возможностью работать с несколькими базами (иногда может пригодиться) и пример чьей-то бухгалтерии (идея действительно очень хорошая). Если кто захочет установить, то еще одно маленькое неудобство - совершенно непродумано удаление программы с вашего компьютера.
ДЕКАРТ легко установился, заняв на диске всего 3,48 Mb. Excel, для сравнения, занимает около 15 Mb, но он, как правило, устанавливается с Офисом. Да и при современных винчестерах это практически одно и то же.
Excel, безусловно, является более универсальной и более мощной программой, чем Декарт. Но Декарт, в свою очередь, - программа, специально предназначенная для ведения домашней бухгалтерии. Отсюда - достоинства и недостатки каждой из программ.
Декарт имеет достаточно приятный внешний вид и то, что называется интуитивно понятным интерфейсом.
Фактически можно сразу приступать к ведению прихода-расхода и других операций. Настройка и просмотр хэлпа заняла у меня около 10 минут, после чего я оценил всю полноту удобства системы.
Теперь о том, что можно в этой программе. Концепция программного продукта проста и понятна - деньги учитываются по разным счетам (по умолчанию наличные, Долги, Ссуды). Если вы еще не догадались, то счета (или карты) - это своего рода разделение денег по различным признакам. Это деление осуществляется как вам заблагорассудится. Например, для себя я сделал три счета - BRB, USA, На новый винчестер (на нем учитывалось, сколько я отложил на винчестер).
Вообще, в плане гибкости Декарт мне очень понравился. Можно вести несколько счетов - то есть учитывать отдельно движение наличных средств (можно завести несколько счетов для каждой из наличных валют), денег на счете (при этом счетов может быть несколько), денег по различным направлениям деятельности (например, если вы одновременно учитываете движение по нескольким проектам). Настройка проста и понятна, но если Вы не хотите сегодня думать, то хелп вполне достоин (отдельно отмечу множество картинок).
Для того, чтобы визуально удобно наблюдать движение средств, используются закладки. Закладка - это фактически фильтр, который позволяет просматривать операции в разрезе некоторых критериев. При определении новой закладки Вы сами указываете, какие операции показывать (например, хочу только приход или все операции).
Каждая операция характеризуется датой проведения, счетом, по которому происходит операция, категорией, содержанием, адресатом, назначением, количественным критерием, валютой. Понятие категории используется для того, чтобы определить, что происходит со счетом при данной операции, какие наступают последствия (например, приход/расход/перевод с другого счета/начисление процентов). Назначение позволяет разделить одинаковые по категориям операции. Это разделение особенно удобно, когда есть несколько проектов. Например, Вы ведете проект "Газета" (выпуск газет). У Вас будут расходы на бумагу, на помещение, еще на что-то, а также доход от продажи газеты и рекламы. Но точно такие же расходы и доходы будут у вас по проекту "Журнал". А если Вы, как и я, простой смертный, то эту возможность можно использовать для того, чтобы разделить расходы на учебу, работу и на себя любимого.
Закончить об удобстве Декарта можно тем, что существует возможность детализации каждой операции и встроенный калькулятор.
Неудобство, однако, заключается в том, что данные достаточно закрыты. Вы не сможете сделать с ними ничего, кроме как то, что и как позволяет-предусматривает Декарт.
Это также относится к статистической обработке. Хотя Декарт позволяет делать отчеты, Вы не сможете поменять их, если захотите. А зачем Вам их менять? Вопрос далеко не праздный. В Декарте есть возможность создавать отчеты и при этом очень не плохие. Вы можете просмотреть динамику операций по конкретному счету (какому-то критерию) или по группе счетов (группе параметров), структуру операций (наглядно увидеть, сколько куда ушло), общий баланс по счетам. Разумеется, Вы можете просмотреть все эти отчеты в призме любой из введенных Вами валют (только не забудьте ввести курс раньше, чем ввести операцию). Существует возможность экспорта в Word и Excel, а также распечатки отчетов на принтер.
Неужели Декарт может удовлетворить все запросы? Нет! Нет так милого моему сердцу прогнозирования развития ситуации. Хотя, возможно, я излишне требователен к этой программе. Действительно, зачем еще какие-то интерполяции и прогнозы, когда и так информации выше крыши. Кстати, иногда очень даже наглядно.
Подводя итог по Декарту, отмечу: единственное, что не понравилось в Декарте (кроме отсутствия прогноза), так это то, что если Вы решили вести счет в рублях, сделали несколько операций, а затем решили, что нужно сделать его валютным (или поменять валюту), то тут возникает множество проблем (точнее, Вам придется удалить этот счет, завести новый и заново ввести все операции).
Декарт - хорошая программа. Но если Вы спросите меня, выбрал ли я ее, то я отвечу, что нет. И вот почему. Во-первых, Excel более гибок, и если я захочу изменить какую-то формулу, то мне это не составит труда. А во-вторых (и это самое главное), я уже занимался ведением учета финансов на компьютере (в смысле с помощью Excel вел бухгалтерию одного предприятия). Поэтому большинство возможностей, которые есть в Декарте, я смог реализовать с помощью формул, ссылок и макросов "таблиц Билла". Вот я и решил: старый друг - лучше новых двух. Но об этом поговорим в следующий раз.
И будьте здоровы! И богаты.
Сергей СОКОЛОВ,
sergey_sokolov@usa.net
Горячие темы