Наступил тот момент, мой дорогой читатель, когда от слов надо переходить к делу. Ведь согласитесь, когда Вы начинаете чем-либо заниматься вплотную, то Вам необходимы сразу все навыки. Теория, которая прочно засела в Ваши мозги, общение с коллегами, чтение специализированной литературы, рассмотрение примеров от профессионалов - все это, по моему мнению, является неотъемлемыми атрибутами понятия "практика". Поэтому в новом цикле статей будет все вышеперечисленное, с чем я столкнулся, но со своей стороны Вам не нужно будет искать мои старые материалы, поскольку я попытаюсь как можно полнее развить информативность в каждой статье из нового цикла. Напомню только лишь, что вместе со страницами этого любимого мной и Вами издания мы пережили: "Новая реальность в мире музыки", "Новейший музыкальный софт" и "Вопросы о компьютерном звуке". После окончания того или иного цикла статей оставалось много вопросов с Вашей стороны, которые, как Вам казалось, останутся безответными, например, по распайке MIDI-шнура и т.п. Согласитесь, это уже практика.
Теперь, только совсем недавно, я начал понимать, что музыка, созданная с помощью компьютера, в любом виде - отдельный вид искусства, только частично затрагивающий обычные сферы звуковой записи. Например, я и звукооператор из любой обычной студии при несколько продолжительном общении можем совершенно не понимать друг друга, хотя, на первый взгляд, занимаемся одним и тем же делом. Мы даже слышим по-разному. Скажите, разве поймет простой художник навороченного компьютерного дизайнера. Кисти и краски-то у них разные. Просто так поговорят об искусстве, хотя и здесь вкусы наверняка не совпадут. Точно так же и в музыке. Ведь не нужно компьютерщику покупать устройство за 400 у.е., если он знает, что может использовать все алгоритмы его действия в программе. В компьютере как нельзя выразительнее пересекаются законы природы и точные науки.
Если Вы читаете мои статьи, то Вы тоже стоите на пороге будущего искусства, именуемого компьютерной аранжировкой. Если Вы думаете, что она уже есть, то могу заметить, что только в утробном периоде. Подобного рода специалисты редки и требуются по всему миру. Любопытно отметить, что основная масса компьютерных аранжировщиков из Израиля, Германии, с кем я общаюсь, - выходцы из бывшего СССР. Я слышал много работ русских, украинских аранжировщиков, которые ничем не хуже западных. А такие люди, как Максим Фадеев, вообще выработали свой уникальный стиль, который мог бы быть передовым и на Западе. Поэтому ничего сложного в этом нет, только сядь, мой читатель, поудобнее в кресле и начни практиковаться.
Теперь о новом цикле. Каждая статья будет включать в себя блок новостей компьютерных и музыкальных, описание некой технологии или программы и отрывки из моих интервью, общений с интересными людьми от мира компьютерного звука, а также материалы из других источников, представляющие интерес для меня, а значит, и для Вас, читатель. Жду я также и от Вас инициативы. Если Вы узнали для себя что-либо новое, захотите высказать свое мнение, поделиться случаями из собственной практики, то для Вас всегда найдется место в моей рубрике, Ваше имя появится на страницах любимой газеты и так далее. То есть, дорога открыта для всех.
Бои, витки и нарезки
Лучшей программой прошлого года я бы назвал B.Box от фирмы Steinberg. Самым модным словом прошлого года я бы назвал Groove. Вот так она и звучит: B.Box Sampling Groove Machine. Многие ее сравнивают с нашумевшим Re-Birth, но это не совсем так, или вообще не так. Если Re-Birth применяется для создания музыки, то B.Box применяется для создания лупов (loop, в переводе с англ. - петля, виток). Как известно, современная музыка состоит из повторяющихся составных элементов, будь это партии ударных, будь - бас-гитара или синтезатор. Это и есть лупы. Но вообще в силу ассоциативности нашего языка я избегу применения слова "лупы", а введу в обиход - "бои" для ударных и "витки" для партий инструментов. Гораздо понятнее и выразительнее.
Итак, начнем с "нарезок". Нарезки - это короткие моносэмплы. Программа не воспринимает стереофайлы, как и многие другие программы.
Как делать нарезки. Берется программа, позволяющая экспортировать digital audio в wav c любыми параметрами. Это Gold Wave, Digital Orchestrator Pro и т.п. Я назвал только две программы, поскольку они являются самыми легкими в плане загрузки процессора. А это влияет на скорость работы. Нарезок Вам понадобится много - экономия секунды на одном вырастает в часы для общего объема проделанных работ. Digital Orchestrator Pro даже удобнее, так как там несколько временных сеток - важно, чтобы нарезка начиналась с самого начала (т.е. отсчет 00.00.00 и потом сразу начинается звук). ZOOM выбирается максимальным. Синусоида режется в точке пересечения с осью абсцисс. Следите за амлитудой, нарастание перед максимумом - этот же звук. Если Вы обрежете, начиная с максимума, то вместо хорошего псссс... (не смейтесь, у меня тарелка так ассоциируется), будет слабый ссс... (очень яркий пример! мальчики - налево, девочки - направо, кстати, я недавно видел девушку, внимательно читающую "КВ"), что повлияет на всю Вашу дальнейшую композицию. Энергетика теряется - это факт.
Как выбирать звук. Наверняка Вы будете использовать чужие произведения для своих целей. Это не преступно. Но возникает одно маленькое "но". "Чистые" фрагменты (откуда можно извлечь чистый звук) встречаются очень редко. Звук почти всегда обработан какой-нибудь примочкой, совмещается с тарелкой или хэтом ударных. Сразу говорю, смотреться это не будет. Примочки оставляют след, который Вы обрезаете, к тому же на нарезке будет след от предыдущего. Хэтовый фон на коротком сэмпле - это вообще страшное дело, которое можно использовать только для альтернативных индустриальных шумовых проектов, и то говоря слушателю, что это сделал не я, а парень из Америки, который очень шурупит, поэтому слушатель - лох, если не понимает.
Иногда красиво при нарезке вырисовываются отдельные удары, когда в то время шел вокал. Получаются действительно новые звуки. Причем оригинал вычислить почти невозможно.
Лучшим для создания банков нарезок будет не мучать музыкальные компакт-диски, а использовать какой-нибудь свеженький банк сэмплов. Звуки там в основной массе - чистые, новые и хорошо отсэмплированные. С них получаются весьма красивые нарезки. Бои, как и витки, именуемые в таких банках, как loops, не советую использовать. Однажды я пришел в один клуб после своего концерта, там играла молодая электронная команда и использовала мои... бои, хотя, как мне казалось, я достал их из задницы у слона - на сайте очень малоизвестной израильской студии звукозаписи. Поэтому если такие повторяются, то что уж говорить о распространяющихся повсеместно банках сэмплов. Это - минус.
Подготовка для витков. Витки можно сделать из любого звука. Достаточно хорошо поработать питч-шифтерами. Главное - тембр (чтобы он сохранился). Gold Wave и Digital Orchestrator Pro как нельзя лучше для этого подходят. Вы делаете нарезки, в каждой из которых присутствует данный инструмент, но в каждом - разные ноты.
Работа с B.Box. Вы входите в программу. Открываете меню Userbank:, выбираете Editor. Перед Вами открывается окно Userbank editor, в левой части которого находится окно, заполненное 20-ю строками <EMPTY>. После этого с помощью кнопки Import и отдельного нажатия на каждую строку <EMPTY> загружаете в банк свои нарезки. Сохраняете банк. Выходите к основному рабочему окну программы и с помощью Userbank: Load загружаете его в работу.
Рабочий интерфейс программы напоминает восьмидорожечный секвенсор. Набивка ритма похожа на подобную технологию в Re-Birth. Автоматически загружается внутренний банк звуков программы. Вы выделяете канал, нажав на кнопку Channel - загорается подсветка. Структуру движков канала составляют: регулятор громкости (слева), кнопки Distort и Mute и индикатор названия нарезки (в самом верху). Кликнув на индикатор, Вы откроете окно Select an instrument, где слева отображается банк программы, а справа - Ваш. Двойной клик на любом названии обозначает замену нарезки. Теперь Вы можете преспокойно заняться созданием боев и витков, проектировать сбивки и т.д.
В меню Edit ->Channel Вы найдете список стереоэффектов, которые можно применить к каждому каналу в отдельности.
После того, как Вы произвели свой продукт, заходите в меню File -> Stream To Disk. Появляется окно, в котором Вам предлагается несколько вариантов экспортирования в wav. На сим и заканчивается мое описание работы с B.Box. Удачи!
Кристофер М. ИХИХО,
chris@tm.minsk.by
Компакт-диски предоставлены фирмой "ГВиН-компьютер"
Переключая каналы (разговоры о
ди-джеях)
Q Antares (ди-джей, Лондон, Манчестер): - Вопросами авторских прав при использовании чужих вещей, выступая в своем клубе, я не занимаюсь. Иногда руководство требует предоставить списки всех тех, музыку которых я использую. Это их проблемы. Мои проблемы начинаются тогда, когда я сажусь за запись своего альбома... Думаю, что ди-джеям надо дать побольше свободы в области авторских прав.
Вадим Милицин (гр "Аутизм", г. Минск, интервью от 16.09.98): - Как обычный человек, я смотрю на это (имеется в виду течение ди-джеев) нормально - хорошая красивая музыка. Как музыкант, думаю, что все ди-джеи работают с вторичными продуктами (сэмплами с готовых вещей) и посему не являются музыкантами до конца.
Александр П. (профессиональный музыкант, Мюнхен): - ...по крайней мере, почти все те ди-джеи, работу которых я слышал, не используют эти страшные компьютерные MIDI-звуки, в результате чего их музыка очень энергетична. Я отношусь к новому течению нормально. К представителям экспериментальных стилей я бы законы об авторских правах не применял. Их композиции - это что-то отдельное и совершенно новое.
Home Studio
Суперкарта TB Montego II Home Studio не скоро появится на минских прилавках. Дело в том, что пока выпущена ОЕМ Montego II. Все ждут retail. Voyеtra оттягивает срок. Нет драйверов, нужного софта и т.д. Ясно, что Montego II Home Studio перекроет SB Live! почти по всем параметрам. Creative кинул много денег на раскрутку своей продукции. Voyеtra ввязалась в более продвинутую идею с wavetracing и A3D. На раскрутку wavetracing и A3D пошел, чего и следовало ожидать, Diamond. Посмотрите здраво, что лучше для Voyеtra - выпускать сырой продукт или занятся выпуском нормальных драйверов и сопроводительного софта. К тому же, замедляя сроки выпуска, можно выиграть в том, что, возможно, появятся игры, на всю катушку использующие Vortex 2. Разве покупатель будет смотреть в сторону устаревшего Diamond MX300, когда может приобрести продвинутую Montego II. Home Studio ждут в Москве не раньше июня-июля этого года.
Ушной облом
Сейчас появилось очень много подделок или некачественных товаров, использующих громкие имена. Товар, о котором я хочу упомянуть, мне не поменяли в магазине, да и, собственно, нечего было менять, поскольку остались одни руины. Это наушники SONY азиатской сборки, которые в больших количествах можно лицезреть на прилавках наших магазинов и рынков. MDR-CD 850 - я оказался несчастным обладателям данной модели. Основная проблема - хрупкая пластмасса, из которой состоит корпус наушников. Крепления сделаны на ней же и с помощью шурупов. Поломка заключалась в том, что сразу отломались два "уха" и порвался внутренний провод, который восстановлению не подлежит. Причем произошло это за месяц использования. Поэтому (это не антиреклама) советую хорошо проверить данное устройство или же устройство из семейства подобных, прежде чем выкладывать эквивалент порядка 40-50 у.е. Наушники очень нужны при обычной работе с домашними ПК, поэтому я просто предупреждаю...
MP3 отбирает прибыль у RIAA
Американская Ассоциация Звукозаписывающей Промышленности получила подтверждение того, что звуковой формат MP3 угрожает ее благополучию.
Молодежь от 15 до 24 перестает покупать записи - в общих продажах доля этой возрастной категории уменьшилась за 1998 год с 32,2% до 28%. RIAA не проверяла, перестали ли покупать диски именно из-за MP3, ассоциация приняла этот вывод как очевидный.
В то же время компания GoodNoise, занимающаяся продажей файлов MP3, получила в свое распоряжение $31 млн. инвестиций, а Lycos, готовящая службу поиска музыкальных файлов в Сети, оказалась под угрозой судебного процесса со стороны все той же RIAA.
Расстановка сил в музыкальной индустрии и в самом деле начинает меняться из-за того, что все большее количество пользователей обнаруживает, что MP3 не только дешевле, но и удобнее. Один мой знакомый меломан забыл уже, когда он последний раз покупал музыкальный компакт-диск. Зачем покупать, если в Интернете свежий альбом можно найти еще за месяц до официального выпуска? Мультимедийный компьютер в сочетании с MP3 позволяет составлять любые музыкальные программы на много часов, держать под рукой на жестком диске все свои любимые альбомы. От такого богатства возможностей могут пострадать не только звукозаписывающие компании, но и FM-станции, которые не могут соперничать с Интернетом ни по оперативности, ни по разнообразию.
Дмитрий БОРОДАЕНКО
Горячие темы