В апреле 1998 года в Москве состоялась презентация нового анимационного пакета Мауа. Свое детище представляли такие известные компании, как Silicon Graphics и Alias | Wavefront. Презентация увенчалась успехом, и это неудивительно, пакет того стоит. Прежде, чем начать рассказ о возможностях Мауа, окунемся в историю.
Стартовал проект Мауа в августе 1995г., в то же время Silicon Graphics объединила две ведущие фирмы Alias и Wavefront - производителей ПО трехмерной анимации и видеоэффектов. Концепции нового продукта были уже давно продуманы, но выход окончательной версии постоянно откладывался - все объяснялось необходимостью всесторонне протестировать все части пакета. В тестировании принимали участие некоторые известные фирмы, специализирующиеся на производстве спецэффектов для кинематографа. Наконец, в декабре 1997 года мир увидел первую коммерческую версию Мауа. Волна презентаций, прокатившись по миру, дошла до Москвы, в Минске такую акцию никто не счел нужным проводить. На презентации говорилось много хороших слов, давались хорошие отзывы. Мауа сравнивалась с "улучшенной кистью в руках художника". Сожаление (по крайне мере, у меня) вызывал тот факт, что разрабатывался этот замечательный пакет под операционную систему IRIX 6.2, требуя процессор семейства MIPS не ниже R4000 и всего лишь 128 Мб ОЗУ. Такие параметры способны обеспечить последние рабочие станции Silicon Graphics О2 и Octane. Цену же на Мауа можно назвать только шепотом (чтобы кто-нибудь не испугался) - 13500 USD. Совокупность этих фактов наводила на мысль, что познакомиться с этой "малышкой" в ближайшее время нам не суждено. Некоторую надежду вселяло заявление разработчиков о выходе в конце 98 года версии Мауа под винтеловскую платформу (этому способствовал проект Silicon Graphics и Microsoft, более известный как Visual PC). Надо сказать, что свое обещание мэтры сдержали, и в ноябре прошлого года вышла Мауа NT. Пираты среагировали моментально, и я получил эту долгожданную "красотку". Но это была присказка, а вот сейчас начинается сказка.
Весь пакет основан на языке сценариев MEL (Maya Embedded Language). Команды MEL описывают параметры анимации, атрибуты объектов, все элементы интерфейса. По сути, интерфейс Мауа представляет собой набор скриптов, написанных на языке MEL, при желании их можно переписать под свой вкус. Но вряд ли в этом возникнет необходимость - более гибкого, настраиваемого интерфейса я не встречал. Мауа предоставляет пользователю несколько возможностей доступа к командам. Самое простое, но и в то же время утомительное занятие - это перебирать огромные меню в поисках нужных команд, переключать разноцветные иконки на разнообразных полках (это такой гибрид инструментальной панели и закладок), в общем, активно взаимодействовать с различными навороченными штучками. Наиболее удобный, правда, требующий некоторой сноровки способ заключается в использовании "горячих клавиш" и панели быстрого доступа (появляется на экране при удерживании пробела и содержит фактически все команды). Но и это еще не все, можно вводить команды MEL, что, естественно, предполагает их глубокое знание. Практика показала, что пользоваться приходиться всеми способами, в зависимости от выполняемой работы. Самая интересная особенность Мауа - возможность отключения любого элемента Мауа (включая главное меню), что увеличивает рабочее пространство. Невостребованные части пакета можно временно выгрузить из ОЗУ, экономя драгоценные мегабайты.
Работа с трехмерными телами основывается на свойствах объекта (их еще называют атрибутами). Каждый объект в Мауа, начиная с простейшей кривой и заканчивая 3D-телом, имеет набор атрибутов, каждый из которых отвечает за какое-нибудь преобразование. Атрибуты можно изменять, переименовывать, удалять и, наконец, добавлять. Средства моделирования ограничиваются стандартным набором, который входит в состав всех уважающих себя 3D-пакетов. Сравнивая Мауа с 3D Studio MAX по развитости средств моделирования, я обнаружил некоторое отставание, впрочем, не надо забывать, что изначально 3DS задумывался как средство моделирования, и анимация пришла в него попозже. Напротив, Мауа ориентирована на анимацию, и в этом она намного обогнала МАХ.
Анимация сводится к манипулированию атрибутами объектов. Для выполнения простой задачи достаточно выбрать пункт в меню, более сложные проблемы решаются выполнением набора стандартных действий. Полученный в процессе анимирования код на MEL для получения более реалистичного результата рекомендуется отредактировать.
Мауа предоставляет аниматору большой набор стандартных материалов, таких, как стекло, дерево, камень и т.д. Комбинируя основные материалы, можно создавать свой. В целом работа с текстурами ничем особым не отличается от других 3D-редакторов. Про рендеринг ничего сказать не могу - к сожалению, без хорошей Open GL карточки полученные кадры не блещут красотой. Но это вина не Мауа, скорее, моей машины.
В целом, чувствуется профессиональный подход к делу - с этим пакетом действительно легко работать (когда привыкнешь). Собственно, на этом я и хотел закончить рассказ о Мауа, но он был бы не полным, если не упомянуть Мауа Artisan. Стоит этот модуль 10200 долларов (так считает Silicon Graphics). Установив его, вы получаете возможность создания, изменения и удаления трехмерных поверхностей. Обладая некоторым художественным чутьем, можно в самые короткие сроки создать правдоподобную модель лица. В заключение хотелось бы добавить, что Мауа любимцем публики не станет - слишком высокие требования она предъявляет к железу, да и такой популярный формат, как 3DS, остался за бортом. Да, и выходные форматы Мауа поддерживает только свои, которые в других пакетах не встречаются. Существует, впрочем, возможность поместить файлы 3D Studio MAX в Мауа, воспользовавшись форматом DFX (AutoCAD).
А.З.КИЛАДЗЕ,
И.С.ФЕДЮКОВ
Горячие темы