Вопросы о компьютерном звуке

В одном из последних номеров я прочитал, что можно в качестве сэмплов использовать МР3, переведенные в WAV-формат. В связи с этим у меня возникло два вопроса: насколько это правомерно со стороны закона и насколько это будет соответствовать критериям качества?

Если Вы берете песню или аранжировку какого-нибудь мастера, то делать на нее ремикс, а также использовать фрагменты произведения в своих целях можно только с позволения самого автора или представителей его интересов в области авторских прав в нашей стране. Причем лучше это оформить документально. Даже если артист начинающий и обращается к Вам с этой просьбой, купив перед этим пол-ящика пива, настаивайте на документальном оформлении. Тогда, в будущем, Вы избежите проблем. Потому что когда начнете зарабатывать деньги, то обязательно найдутся люди, которые захотят сделать Ваш путь более тернистым.

С другой стороны, авторского права на звук еще никто не придумал, точно также как и авторских прав на слово или букву в книге. Например, приобретая клавишные инструменты, Вы не должны выплачивать деньги за авторские права каждого тембра. Логично? Покупая какую-нибудь модель, Вы знаете, что она продается и используется музыкантами по всему миру. В чем прелесть компьютерных технологий? Вам не надо покупать дорогие или же экзотические инструменты - Вы их можете сэмплировать. То есть МР3 могут Вас правомерно интересовать только в области тембров.

Согласитесь, во многих работах есть характерные тембры, которые присущи только данной творческой группе. Например, хоры в Enya, запевы в работах Максима Фадеева. Это экзотические вещи, использовать их не советую, поскольку они присущи только данным исполнителям и являются характерными фрагментами их произведений. Получается слизывание напрямую. К тому же Вы и сами не будете довольны результатами своего творчества, так как это "вторяк". Но, например, носящие массовый характер работы ди-джеев, во-первых, похожи одна на другую, а во-вторых, при их создании используется масса стандартных современных банков звуков и инструментов. Из-за таких Вам не надо покупать студийные примочки или устанавливать новые версии того же Re-Birth - нужные тембры сэмплируются. Если и постучится к Вам в дверь некий виртуальный проверяющий и спросит: откуда Вы взяли этот звук, - то источников его происхождения можно найти массу. К тому же звуки-то можно и менять до неузнаваемости с помощью компьютерных примочек.

Главное, чтобы Вы подходили к аранжировке не с технократической, а с творческой точки зрения. Должен быть выработан свой почерк, который Вам потом и должен принести деньги.

Что касается качества, то из МР3 получаются не очень приемлемые для работы сэмплы, но они имеют одну положительную сторону - малая плотность звука. Есть определенные моменты при создании произведений, особенно если работаете с WAV, когда требуется добавить инструмент, но так, чтобы он не давил и не вытеснял другие. Само кодирование в МР3 подразумевает под собой некоторую разуплотненность звука. Поэтому благодаря таким сэмплам можно получить более аккуратный спектр.


Как правильно оформлять въезд и выезд какой-нибудь партии инструмента?

Ну, во-первых, это функции Fade In и Fade Out. Самый простой и проверенный временем способ. Если при реализации этих функций у Вас появляются скачки или щелчки, то попробуйте произвести это действие в другом музыкальном редакторе. Если Вы ведете основную партию голоса, то учтите, что она должна быть доминирующей, иметь положение панорамы, в диапазоне которого не должно быть ничего, разве что ударных. Я не буду останавливаться на данной теме, так как уже отвечал на вопрос о прописывании вокала на страницах нашей газеты.

Итак, партия инструмента. Подумайте, она должна появляться с определенного места или подъезжать к нему. При насыщенной инструментами аранжировке первое определенно не подходит или подходит, но только в определенных, установленных требованиями к аранжировке местах. Перед вступлением инструмента рациональным будет взять некий фрагмент его звучания (лучше ноту, с которой он начинает играть), выделить его, скопировать на другой трек, провести с ним редактирование с помощью функции Reverse (переворот), переместить так, чтобы максимум синусоиды совпадал с максимумом начала игры инструмента. Потом, немного поработав с ручками панорамы и громкости, вы можете получить моно-, стерео-, явный и не явный въезд. При разных положениях панорам двух треков (старого и новообразованного) получите въезд со стерео спецэффектом.

Въезд можно сделать более красивым:

  1. Перед функцией Reverse сделать на фрагмент Short Delay.
  2. После функции Reverse и перемещения разделить фрагмент на несколько участков и, соответственно, применить к каждому функцию Flange..., начиная от глубокого флэнджера и заканчивая слабым.

Не пользуйтесь в таких случаях примочками хоруса и ревербератора, так как они только размазывают звук. Чистую модуляцию применяйте, если умеете ею правильно пользоваться. Хотя попробовать стоит.

Бывают въезды, которые начинаются с долгой по звучанию ноты. Согласитесь, если это не доминирующая партия, то она будет мешать в общем объеме, хотя ее наличие важно для замыслов аранжировщика. Одно время я долго с этим сражался, но потом нашел один нестандартный выход, причем присущий только для компьютерных технологий. Какой? Посмотрите внимательно на предыдущий вопрос. Догадались? Кодирование-декодирование в МР3 определенных частей партии инструмента. Кстати, оказалось очень действенным. Правда, прибавились временные затраты на создание аранжировки, но улучшилось качество. Вот и преимущество, по сравнению со стандартными студиями звукозаписи. Главное - с толком использовать новые возможности. Итак, Вы копируете часть синусоиды, кодируете ее, после чего раскодируете. Вставляете, проверяете. Подошло? Нет? Тогда кодируйте еще раз. Вы получаете фрагмент, который подходит по параметрам плотности. Теперь ставьте его рядом с основной партией (на другой трек, естественно). У Вас получились в одном интервале времени два почти идентичных фрагмента, только один плотный, а второй - нет. Теперь выделите неплотный и преобразуйте его с помощью функции Fade Out. Плотный (изначальный) - Fade In. Что у Вас должно получиться? При соло воспроизведении обоих треков Вы должны почувствовать(!) нарастание плотности звука. Именно это нам и надо. Вставляйте оба трека в композицию. Инструмент начинает играть, он Вам не мешает, потом плавно переходит в свою партию и становится хорошо слышимым.

Но это применимо только в тех случаях, когда, помимо данного, у Вас в композиции одновременно звучат и другие инструменты.

Если инструмент должен вступать как соло и Вам необходимо нарастание, то потребуется либо функция Fade In или подкладка под основные треки. Что я имею в виду под понятием "подкладка": точно такие же треки (скопированные), но с каким-нибудь объемным эффектом, например, часто используется слабый ходящий из канала в канал хорус. Подкладка редактируется под Fade In до точки вступления других инструментов или голоса. После этого Вы действительно ощутите эффектное нарастание. При вступлении других инструментов с точки их появления на подкладку накладывается Fade Out. В результате нет рывков, и сама аранжировка получается аккуратной.

Для эффектного завершения партии инструмента, кроме Fade Out, можно найти ряд красивых возможностей. Во-первых, в любом случае надо просто качественно обрезать трек. Во-вторых, на последний элемент наложить эффект эха, после чего выделить все вместе и наложить эффект Warper Pan. В результате у Вас получится, что инструмент закончил свою партию, а его звук немного сохранился и растворился в общем объеме. Это только одни из немногих способов красивого завершения.

Предвосхищая будущие вопросы, напоминаю Вам о том, что все эффекты и декодеры, помимо стандартных пакетов, которыми Вы пользуетесь, можно найти в программе GoldWave v. 4.01.


Что мне делать, когда при записи голоса пропадают буквы "т", "ть", "в" и, наоборот, выскакивают "с", "ш","щ"?

Попробуйте поменять вокалиста (шутка). Интересно, а про что он у Вас на "ть" поет (опять шутка). Проблема носит массовый характер. Ее природа в следующем: дешевые микрофоны, неприспособленные для записи помещения, где нельзя громко петь. Хотя она решаема! Но кропотливым трудом. Возьмите трек и пропашите его функцией Scale, выделяя тихие фрагменты и убавляя амплитуду свистящих. Должно сработать. Только делать это надо аккуратно, выделяя фрагменты при большом ZOOM'е (увеличении). Учитывая, что обрабатывать треки нужно точно так же, как и обрезать - в точке, где синусоида сходится с осью абсцисс и соблюдая очередность полупериодов (но это уже для склейки).


Что надо читать и слушать, чтобы стать универсалом в области компьютерной аранжировки?

К сожалению, хотя этот вопрос наших читателей преследует меня уже несколько последних месяцев, я не могу найти на него однозначного ответа. Я подхожу к любой информации с точки зрения коэффициента полезности. Нет такой. Есть попытки периодических компьютерных изданий, таких, как "Компьютерра", "Мир ПК", "Мир Internet", "Музыкальное оборудование", "Hard'n'soft". Нравятся статьи Евгения Музыченко. "Музыкальное оборудование" довольно хорошо и полно рассматривает звукооператорские проблемы, а также извещает о новинках в области аудио-технологий. Но чаще всего в периодической прессе появляются статьи, проблемы в которых рассмотрены весьма интересные, но мало полезные для довольно большого круга пользователей: например, о том, какую карту выбрать или что такое частота дискретизации и табличный метод записи информации. Перешагнув некую черту этих знаний, человек выходит в чистое поле. Книги по данной отрасли компьютерных технологий мне не попадались, вернее, попадались, но, наверное, не лучшие (кто искал - тот понял).

Вообще я редко встречал информацию о технологии компьютерного сведения, хотя оно разительно отличается от простого, студийного. Ко мне уже стали часто обращаться с тем, чтобы я сообщил, где можно достать мои материалы по компьютерной музыке, на что сообщаю - основная их масса опубликована в газете "Компьютерные Вести". По моим данным, на пиратском рынке уже можно найти компакт-диск с полным собранием Интернет-версий газеты. Есть идея, с моей стороны, выпустить книгу по технологиям компьютерной аранжировки, но я не хочу быть выскочкой, поэтому если вам эта информация действительно нужна - пишите. Именно ваши письма могут стать для меня руководством к действию в данном направлении. В качестве подарка написавшим я могу со своей стороны лишь предложить бесплатный экземпляр с автографом. Если писем будет мало, то выпуском книги я, естественно, заниматься не буду.

Теперь к вопросу о том, что слушать. Слушать Вы можете все, что угодно - главное, чтобы Вам нравилось и Вы привыкли к качественному звуку. Здесь нет преград. Самое главное - работайте. Создавайте множество проектов, привлекайте людей, откатывайте в клубах. Чем больше Вы сделаете, тем больше профессиональных навыков прочно засядут в Ваших мозгах, - это главное. Я могу представить Вашему вниманию некий список проектов (альбомов), которые я для себя выделил с технократической аранжировщицкой стороны, и могу их ставить как полноценные примеры начинающим:

  • Сергей Челобанов - "О, Боже!",
  • Максим Фадеев - последний сольник и Линда - "Ворона",
  • Вячеслав Бутусов - "Яблокитай", "Крылья",
  • "Текилла джаз" - все,
  • U2 - "Zooropa", "POP",
  • Salt'n'pepa - "Brand new",
  • Eric Serra - саунд-треки к фильму "Пятый элемент",
  • Deep Forest "World mix" и Deep Forest & Dao Dezi,
  • Depeche Mode - "Ultra", "Barrel of the gun - ремиксы",
  • Prodigy - "The Fat of the Land",
  • Babylon Zoo - "The boy with the X-ray eyes",
  • R.E.M. - "UP",
  • Nitzer Ebb - все,
  • Susanna Vega - все,
  • The Future Sound of London - все,
  • Coil - почти все.

Критерием моего отбора было то, как творчество реализовано в самой аранжировке, и профессиональный подход к звуку. Вы можете в корне со мной не согласиться или дополнить мой список своими любимцами, и будете правы, но я считаю, что начинающим следует обратить внимание на данный список, поскольку подходы к аранжировкам у каждого там присутствующего различные, но у всех, несомненно, есть свой ярко выраженный почерк. Поэтому вышеупомянутые работы можно рассматривать как учебники по современной аранжировке.

Не забывайте о том, что Вы должны хорошо разбираться в музыкальной теории и грамоте. Для начинающих я бы посоветовал набить мышкой с нотного листа в MIDI-файл "Венгерскую рапсодию" Ференца Листа - очень развивает.

Кристофер М. ИХИХО,
аранжировщик "S-MEDIUM DX",
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

09 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!