Название статьи заимствовано из одной до боли знакомой песни. Помните: "Надежда - мой компас земной, а удача - награда за смелость...". Все-таки в плане слов наши старики были гораздо талантливее нас. И все у них было правильно, честно. Мы, естественно, не соглашались, а теперь, спустя некоторое время, с удовольствием слушаем эти строки, как они слушали их тогда...
После опубликования информации о программе "Серебряная музыка" (№4 "КВ" за этот год) поступило три коммерческих предложения, два непосредственно из Беларуси и одно из России. Но еще больше писем с вопросами, советами, пожеланиями пришло от вас, наших читателей, за что вам огромное спасибо. Как ни странно, но многие даже составили нам коммерческие планы раскрутки продукта и т.п. Вот как раз об этом я хотел бы поговорить. Это мое субъективное, основанное на собственном опыте, мнение, поэтому тема открыта для споров. Но, думаю, для начинающих разработчиков даже попытки обсуждения подобной проблемы окажутся полезными.
Итак, первое, о чем шла речь у многих - легитимность, то бишь оформление в госструктурах патентов, регистрации группы разработчиков и так далее. Зачем? Вы разве не купите мой альбом, если я напишу хорошую песню? Вы разве не купите мой софт, если он Вам действительно нужен? Купите. Тогда зачем мне надстройки между продавцом и покупателем. В данный момент у меня есть только два дефицита - времени и сна. Нанимать человека - ему надо платить. Продукт денег еще не принес - о человеке придется забыть, так как затраты ушли на написание программы. Я должен пойти, я должен оформить, я должен составить, я должен, я должен... А что я получу взамен? Полную незащищенность. Защитить себя в нашем государстве могу только я сам. Поэтому посещение надстроек типа Комитета по авторским правам считаю нерациональным, но это только мое мнение. Я должен стать сильнейшим!
Как можно защитить свой продукт своими силами? Качественным сервисом. То есть Вы покупаете авторский CD, там лежит красивый буклет, на который пират не разорится, коробка сделана нестандартной формы, что для пирата прыжок через голову, голограммы на диске и т.п. Ну и какой вариант Вам больше понравится? Конечно, авторский. К тому же если разработчик или исполнитель действительно Вами любим, Вы не захотите пиратских копий хотя бы из уважения. Наш рынок уже потихоньку пресытился дешевой аудиотехникой, китайскими спортивными костюмами - примеров много. Постепенно притягивает качество. В результате этого формируется самосознание. Есть же разница между обедом в столовой и в хорошем ресторане. С первым после посещения второго Вы уже не свяжете понятие праздника души. Мы сейчас стоим на этапе перехода от количества к качеству. Так вот, если затрагивать непосредственно рынок программного обеспечения, то процесс идет в том же направлении. Например, мы для своей программы придумали такой тип сервиса: легальный покупатель в течение года получает бесплатно в нагрузку к программе 12 CD с ультрасовременными сэмплами и плюс к этому может бесплатно сделать одно обновление программы на новую версию. Плюс к этому скидка на покупку диска с обучающей работе с компьютерным звуком программой, которая к тому же выполнена в трех видах: для стерео, квадро и октофоники. Плохо? Да, пиратский рынок не успеет охватить все сразу, а если и успеет, то Вам надоест искать и приобретать все по частям. Я люблю наших пиратов, и если у них появится моя программа, то я поставлю плюс себе как разработчику. Но, например, если я буду покупателем, то подумаю, какой вариант предпочтительней. А если есть деньги, то и думать не буду вовсе, так как такой качественный уровень сервиса меня бы устроил.
Если Вы пишете какой-нибудь софт, то сначала подумайте о спектре потребителей данных технологий и попытайтесь как можно больше его расширить. Причем Вы должны ясно представлять, какого плана будут нововведения в следующих версиях продукта, и создать платформу для этих самых нововведений. Учитывая темпы развития компьютерных технологий и результаты общения с продавцами софта, самый лучший срок обновления версий программы, чтобы сохранять динамику рынка, - примерно полгода. В силу менталитета нашего сознания и судя по вашим письмам, недостатка идей не наблюдается. Поэтому программист может сделать не больше трех ошибок в выборе, поскольку какая-нибудь идея обязательно сработает. Лучше собрать команду. Тогда точно получится. Если мало коммерции, приобретете опыт, который тоже хорошо покупается.
Только разработка глобальной задачи и ее реализация будут иметь коммерческий успех. Если Вы написали программу-конвертор шрифтов, то смиритесь с мыслью о том, что денег на ней заработать нельзя, как бы Вы не разорялись на рекламу. Это всего лишь утилита, каких много. Здесь два выхода: первый - связаться с представительством Microsoft или другой крупной софтверной компании с целью добавления Вашей программы к дистрибутивам своих программ, что маловероятно, второй - разместить свою программу во www.freeware.ru для рекламы имени, что более реально.
Есть вариант, когда какая-нибудь фирма предлагает Вам распространение Вашего продукта. Рассматривать данную фирму нужно со следующих позиций: рынок сбыта, наличие отдела маркетинга и планирования рынка, возраст фирмы, наличие откатанного механизма продажи софта, какой бизнес-план представит фирма по продаже данного продукта, финансовые возможности для осуществления рекламы, качественного сервиса и оформления носителей информации, процент надбавки на Вашу, исходную, цену. Если Вы нашли фирму, которая подходит по всем вышеперечисленным характеристикам, то заключайте контракт. Если нет, то найдите возможность самим организовать подобную структуру.
Да, я новичок в данной сфере компьютерной отрасли. Но, поверьте, прежде чем заняться подобным родом деятельности, излазил все закоулки, переобщался со множеством людей. У нас есть довольно сильный рынок продаж программ обучающего и экономического характера. А это далеко не весь рынок. Русскоязычные пользователи - это Клондайк, все это прекрасно понимают.
Кристофер М. ИХИХО,
chris@tm.minsk.by