В Интернете можно встретить
множество звуковых файлов, форматы
которых для меня неизвестны или
почти неизвестны. Хотелось бы
узнать от Вас качественные
характеристики каждого формата и
возможность его дальнейшего
использования как сэмпла при
создании собственной музыки на
базе РС.
Лучшим и самым распространенным форматом для хранения сэмплов для РС будет WAV. Главные параметры, которые должны быть руководством к "скачиванию" - частота дискретизации (часто встречается понятие "частота сэмплинга", что одно и то же) и количество бит. Об этом уже писалось огромное количество статей, но я хочу обратить Ваше внимание на то, что частота дискретизации подобного рода файлов - стандарт, пришедший от CD и DAT, то есть с профессиональной звуковой и студийной техники. Можно встретить много нестандартных для Вашего понимания значений частот дискретизации, например, для Macintosh они могут быть равными 11127 и 22255 Гц. Поэтому для РС потребуются определенные конвертеры, чтобы нормально воспроизвести данный формат файла. Но вообще, если посмотреть правде в глаза, макинтошный формат AIFF(AIF, AIFC) - более продвинутый, по сравнению с WAV. Дело в том, что для пользователей РС звук представлен немного иначе и проще, чем для пользователей других систем. Например, для компьютеров AMIGA широко распространен формат MOD (NST). Я за свою бытность встретил только один конвертор из MOD для РС - в MIDI, хотя MOD включает в себя не только информацию о нотах и их длительности, но и шаблоны воспроизводимых звуков. То есть Вы можете понотно отредактировать не только музыку, но и непосредственно инструмент. AIFF является некой смесью WAV и MOD. Форматы SND и AU используются в рабочих станциях NeXT и SUN. Формат, пожалуй, с самым простым подходом к звуку, очень редко используется для записи/воспроизведения нескольких каналов, но в силу своей распространенности воспроизводится на большинстве рабочих систем. Есть еще множество форматов, требующих описания, но об этом мне придется написать целую статью, хотя основной идеей моего ответа должно быть: используйте хорошие WAV'ы, их на самом деле очень много, а также иногда будет иметь смысл декодирование в WAV из МР3.
Почему длительность проигрывания
компакт-диска составляет именно 74
минуты?
Потому что именно столько длится 9-я симфония Бетховена. Технология CD развивалась в Японии и разработчики (а именно - исполнительный директор Sony Акио Морита) думали, что сие техническое приспособление будет предназначено не более, не менее - для воспроизведения классической музыки. По японским рейтингам на первом месте значилась 9-я симфония. Ее длительность составляет 72-73 минуты. Вот и появился стандарт, равный 74 минутам и 33 секундам. Думал ли глуховатый гений, что потомки используют его произведение именно таким способом?
Какой компьютер, какая звуковая
карта, какие программы нужны для
профессиональной работы с музыкой?
И как я смогу подключить
синтезатор?
Для того, чтобы приобрести дорогие профессиональные суперсистемы, Вам надо обратиться в московскую фирму Compulink. Информацию о такого рода продукции можно найти в журнале "Музыкальное оборудование" или же в Интернете по адресу www.compulink.ru/mo или, на худой конец, в "Компьютерной газете", поскольку они размещают часть информации с данного сайта.
Если Вас интересует именно ставший уже стандартным вариант - компьютер со звуковой картой, то я возьму на себя смелость давать Вам советы по этому вопросу.
Компьютер Вам понадобится достаточно дорогой, но не суперсовременный, так как часть звуковых карт могут и не поддерживать последних наворотов. Основные требования - много оперативной памяти (чем больше, тем лучше), быстрый объемный винчестер (оптимально на сегодняшний день UDMA 6,4 Гб), монитор, как минимум, поддерживающий разрешение 800х600 при большой частоте, поскольку за компьютером Вам придется проводить долгие часы. CD-ROM должен быть 32х скоростной, не меньше, далее объясню причину. Желательно приобрести CD-Recorder или друга с CD-Recorder'ом. Не стоит жалеть денег на хорошие наушники и микрофон. К двум данным устройствам надо применить жесткие требования при покупке, поскольку от них будет зависеть очень многое в Вашем дальнейшем творчестве. Микрофоны: лучше брать супер для компьютеров, чем средние для студий, главное - хорошая запись частотного диапазона, все остальное отлично делается в музыкальных редакторах. Еще один ориентир при покупке - имя производителя. Немаловажная вещь и почти всегда себя оправдывает, не покупайте подобного рода устройства от малознакомых фирм.
Возвращаясь непосредственно к конфигурации компьютера, думаю, хорошей недорогой покупкой станет Celeron 300A на какой-нибудь BX плате. Плюсы, во-первых, в производительности, во-вторых, в размерах корпуса и материнской платы. Насколько второе ощутимо? Большее место позволяет отдалить все устройства и шлейфы от саундкарты, в результате чего она будет меньше шуметь. Если есть деньги, то покупайте Pentium II.
Теперь самый сложный вопрос: саундкарта. Я пока до сих пор остаюсь поклонником технологий Turtle Beach, поскольку они представляют профессиональное железо по умеренным ценам. Умеренные цены на такого рода оборудование начинаются от 500$ и заканчиваются 800$. Рассказывать об этих технологиях не буду, поскольку считаю, что лучше Вам будет посмотреть все на месте. Просматривая страницы строчной рекламы в "КВ", я нашел только одну фирму - "БОСТЛАЙН", торгующую продукцией Turtle. Поэтому советую обратиться непосредственно к ним. Если есть время, то лучше вообще съездить в Москву и посетить ряд фирм типа Compulink. Там подобной продукции больше и немного дешевле. Профессиональные карты начинаются от $600, исходя из этого и делайте свой выбор, и не обязательно Turtle. Настоятельно советую, посмотрите, какой софт поставляется с картой. Туда должны входить программы мультитрекового рекординга, панели-регулировки параметров "железа", воспроизведения/записи файлов различного формата и звукового редактора.
Если нет таких денег, то выбирать Вам надо одно из двух: Creative SB Live! или TB Montego II Home Studio. Я пока не видел в Беларуси второго, но думаю, что параметры будут вполне приличными.
Теперь о том, какие программы должны быть на Вашем компьютере. Об этом я написал уже очень много, но на данный момент рядовому пользователю посоветую всего три: WaveLab 2.0 со всеми плагинами, Digital Orchestrator Pro и/или Cake Walk 8.0 (Русская версия). Потом, немного пообвыкнув, Вы сами поймете, что Вам нужно еще от софта, и докупите нужный. В этом плане, не в целях рекламы, посоветую почаще наведываться в магазин "ГвиН-Компьютер", так как там есть постоянный и большой выбор подобного рода программного обеспечения, а также необходимые Вам банки сэмплов.
В процессе работы (особенно с мультитрековыми рекордерами) Вы будете ворочать достаточно большими объемами памяти, поэтому Вам и понадобится вместительный скоростной винчестер, поскольку его скорость передачи данных будет фактически являться ограничителем по количеству воспроизводимой информации. При перезаписи на CD-R файлов объемных форматов рекордера дальнейшее воспроизведение с CD-диска может оказаться проблематичным из-за ограничений по скорости и возможностям передачи данных. Поэтому CD-ROM должен быть достаточно современным.
CD-Recorder необходим еще по одной причине: Вам потребуется создание собственной библиотеки сэмплов. К сожалению, современное MIDI, как оно реализовано на базе РС, очень далеко от хорошего студийного звучания, поэтому Вам понадобятся сэмплы для прошивания синтезатора саундкарты или для простого использования в качестве звуков. На самом деле это просто кажется, что они занимают немного места. У меня, например, в год получается примерно 13 Гб только сэмпловой информации. Винчестеров на это не напасешься. Отсюда видна явная польза CD-Recorder'ов. Более того, хорошие сэмплы можно продавать, а это лишняя копейка. За год одними сэмплами можно заработать на апгрейд компьютера.
Когда я получаю конечный файл, у
меня появляются проблемы с тем, что
вокал становится плохо слышен. Как
мне исправить данный казус?
Это проблема довольно частая, особенно характерная для компьютерного сведения. Или нет, для тех, кто садится и делает, не зная специфики производства. Согласитесь, что у Вас, кроме некачественного сведения вокала, еще и плоский сухой звук, не идущий ни в какое сравнение с зарубежными аналогами. Изучите природу звука, прочитайте о специфике компьютерного сведения. Кроме ручек панорамы, есть еще множество функций, которые почему-то большинство пользователей обходят стороной. Например, я недавно очень удивил знакомого тем, что показал, как работать с функцией DC Offset, хотя он считал себя уже довольно продвинутым в области звука. Сведение должно подчиняться многим законам, но главный из них: не мешать. Если Вы хотите слышать каждый инструмент в отдельности, то Вы должны их так свести. Пересведите данный файл, выкиньте половину ненужного, оставьте только цимус. От этого композиция станет только лучше. Хорошо распозиционируйте звук не только по каналам, но и в пространстве. Что мешает? Недостаток знаний. Так садитесь и учитесь. Учителями или, скорее, учебниками могут быть только хорошие работы аранжировщиков. Попробуйте повторить! Я, конечно, мог бы сказать, что основная масса человеческих голосов находится в частотном диапазоне 1 КГц, и нужно поднять этот интервал на эквалайзере, но это совет для юзеров, а Вы, как я думаю, заинтересованы в качестве. Поэтому я назвал Вам другую причину, которая, на мой взляд, первородна для Вашей проблемы.
P. S. С удовольствием читаю многие Ваши письма, под некоторые можно даже рубрику открывать "Компьютер и философия", но иногда кто-то перепивает пива, что вредно. Пример этому фрагмент из письма Михаила Астапчика, что называется, "no comments":
"Пару слов о, как говорят звукорежиссеры, "серьезном" занятии музыкой. Звук имеет волновую природу. Это значит, что занятие музыкой есть то же самое, что и бросание камешков в воду с последующим наблюдением ими образуемых кругов. Серьезность состоит в том, чтобы сделать при этом серьезное задумчивое лицо, дабы окружающие не посчитали это занятие пустою забавою."
Кристофер М. ИХИХО,
аранжировщик "S-MEDIUM DX",
chris@tm.minsk.by