Сейчас стало повсеместным явлением использование в профессиональных студиях звукозаписи РС. Вашему вниманию я представляю список музыкального софта, но не простой. Эти данные я получил из первых рук от моего хорошего знакомого - израильского звукооператора. Такие программы используются там. Многие названия покажутся Вам знакомыми, некоторые требуют особых пояснений, кои я имею смелость приписать сам. Итак, приступим, напоминаю, что все это для РС:
- JBL Smaart Pro - позволяет производить быструю отстройку по громкости в концертных залах и т.д.
- Pro Tools 24 mix - имеется в виду одна из РС-версий знаменитой макинтошной программы Pro Tools, к сожалению, у нас ее встретить очень трудно.
- WaveLab 2.0 со всеми плагинами.
- DSP FX 5.0 - набор плагинов-эффектов под DirectX.
- Logic Audio 3.0.16 - мультитрековый рекордер, позволяющий работать как с аудио, так и MIDI-треками. Имеет в своем арсенале большое количество настроек, возможность редактирования в реальном времени, зуммирования изображения и AVI-синхронизации. Очень напоминает Cubase.
- Soundscape
- Sound Forge 4.5
- Cake Walk 8.0
- Autotune Antares
Из девяти программ только три широко известны и уважаемы простым потребителем на нашем рынке. Теперь приведу список софта, полученный мною от другого звукооператора, лично с которым к сожалению, не знаком, но состою в электронной переписке. Именует он себя Q Antares и проживает на Туманном Альбионе (в Великобритании, если кто не в курсе). Итак:
- Sound Forge 4.0 со всеми плагинами.
- Re-Birth 2.0.
- WaveLab 2.0 со всеми плагинами.
- Saw Plus 32 bit 2.5.
- Cubase VST 3.553.
- ACID 1.1 - мультитрековый рекордер, весьма ограниченный по возможностям, но реализовавший в себе все современные веяния.
Вы заметили, что примечаний мало. Все продукты знакомы.
В результате позволим себе сделать некоторые выводы. Общепризнанными заслуженно оказались Sound Forge и WaveLab. То есть при создании студии данные программные продукты не обойти.
По двум вышеперечисленным наборам можно примерно сказать о техническом оснащении, стилевой направленности студий, а также о профессиональном уровне звукооператоров. Оба звукооператора высокопрофессиональны, но смотрят на компьютер в студии по-разному: первый - как на вспомогательное, второй - как на основное орудие производства. Давайте разберемся.
Сразу ясно, что израильская студия - живая. Там нужно программное обеспечение для настройки инструментов, большинство программ так или иначе связано именно с живым сведением. Очень правильная ставка сделана на последнюю версию Cake Walk, поскольку программа приспособлена для широких пофессиональных целей, устанавливается на любую звуковую карту, поддерживает множество плагинов под DirectX. К тому же очень удобный интерфейс, позволяющий по своему вкусу расставлять окна, добавлять кнопки и т. п. Далее, о студии можно сказать, что, скорее всего, там два компьютера, на которых установлено по одной саундкарте, причем один из компьютеров - ноутбук, предназначенный для отстройки инструментов и помещений, а второй - РС, пришедший на замену ADAT-магнитофону. Профессиональная карта требуется только для последнего. К тому же звукооператор не гнушается MIDI. Студия грандиозна и супермобильна, хотя я не уверен, что программные продукты используются на все сто, так как много дубляжа в софте.
Английская студия - техно-студия. Ее предположительный технический состав: один компьютер с несколькими саундкартами и внешним сэмплером. Об этом говорит присутствие Saw Plus 32 bit 2.5 - мультитрекового аудиорекордера, позволяющего осуществить одновременную поддержку до 8 стереозвуковых карт, а также соседство WaveLab 2.0 и Sound Forge 4.0. Звукоператор не зря не пошел на новую версию Forge, поскольку старая, наверное, уже установлена со всеми прибамбасами и полностью удовлетворяет его нынешним запросам - лучше потратить время на изучение новых Re-Birth 2.0 и ACID 1.1. WaveLab 2.0 установлена не зря, поскольку в ней реализована работа с сэмплерами от Re-Cycle и в одном блоке работать гораздо лучше. Cubase VST выступает в роли дублера Saw - имеет в своем арсенале гораздо больше возможностей и настроек, по сравнению с последней. То есть умно расчитанная на максимальную производительность система софта без излишков. Звукооператор использует компьютер на всю катушку.
Да, я соглашусь со многими, кто скажет, что Q Antares больше DJ или аранжировщик (он им и является), но функции звукооператорства от него все равно никуда не уходят.
Кристофер М. ИХИХО,
аранжировщик "S-MEDIUM DX",
smedimdx@usa.net
Горячие темы