Визитная карточка
|
С некоторых пор у нас в республике слова Voodoo и аббревиатура 3Dfx прочно вошли в оборот компьютерной общественности. Особенно эти термины пришлись по вкусу многоликим представителям семейства Квакеров и Думеров, для которых продукция компании 3Dfx Interactive долгое время являлась прямо-таки голубой мечтой и смыслом жизни. Давайте же попробуем разобраться в данном феномене, попутно познакомившись с этим весьма известным производителем графических чипсетов поближе.
В 1994 году группой энтузиастов прогрессивных графических технологий под руководством теперешнего главы компании Гордона Кэмпбела и непосредственной финансовой поддержке двух крупных американских венчурных компаний - Venrock Associaties и Charter Ventures - была образована маленькая компания по разработке и производству новейших по тем временам 3D-чипсетов для потребительского сектора компьютерного мирового рынка под названием 3Dfx Interactive Inc. В компанию были привлечены ведущие специалисты отрасли: Гарри Таролли, ставший ведущим научным специалистом и вице-президентом компании, занимавший до этого момента немаловажные должности в научных подразделениях Digital Equipment, Silicon Grafics и Media Vision, Скот Селлерс и Росс Смит из тех же корпораций, а также другие не менее выдающиеся личности.
Вспомните те времена: с одной стороны, это не так сложно - ведь прошло всего лишь каких-то пять лет. Но в компьютерном мире все так изменилось! Тогда наш народ только начинал осознавать прелесть первых Pentium`ов, верхом крутизны считались только появлявшиеся тогда одномегабайтные графические 2D-акселераторы, стоимостью равные теперешним представителям видеокарт класса Hi-End, о различного рода трехмерных графических акселераторах речь вообще не шла - это была привилегия узкого круга людей, связанных с компьютерным дизайном и конструированием. Да что там говорить - собственно и всеми любимой Windows 95 еще не было на свете, и о ней ходили те еще легенды.
Именно в таких условиях зарождался первый представитель семейства графических акселераторов от 3Dfx - Voodoo Grafics. Он увидел свет в ноябре 1995 года. Это был революционный по тем временам чипсет, поддерживающий многие существующие протоколы трехмерной компьютерной графики, а также широко известный Glide, позволяющий задействовать до четырех мегабайт графической памяти, поддерживающий многие трехмерные графические функции. Но следует также сказать пару слов и о его недостатках. Во-первых, это то, что платы на базе Voodoo Grafics являлись чисто трехмерными акселераторами, и для их нормальной работы необходим был еще какой-либо 2D графический ускоритель. Во-вторых, чипсет работал только в полноэкранном режиме - т.е. в играх его использование имело смысл, но для профессиональной работы он был практически неприменим. Компания, зная все достоинства и недостатки своего детища, подошла к его продвижению на рынок очень рационально - она не стала вторгаться в те сферы, где продукт однозначно проиграл бы в конкурентной борьбе. 3Dfx сразу же начала агрессивную рекламную компанию по продвижению своего продукта на рынок компьютерных развлечений. В течение всего 1996 года мы могли наблюдать триумфальное шествие Voodoo по миру, проявлявшееся, в частности, в поддержке данного продукта (и довольно часто только его) ведущими производителями компьютерных игр. Так, ни один хит 1996 года в области трехмерных компьютерных игр не обошелся без участия 3Dfx. Оборотная сторона этого феномена - своевременное заключение договоров на поддержку технологии 3Dfx с ведущими представителями индустрии развлечений, такими, как Electronics Arts, Sierra, Acclaim. Это можно охарактеризовать как первый шаг в реализации успешной и продуманной маркетинговой политики компании. Вторым шагом в этом направлении было заключение ряда договоров на использование чипсетов Voodoo в своих графических акселераторах с наиболее известными мировыми производителями компьютерных графических акселераторов, среди которых можно выделить Orchid, Diamond Multimedia, Creative, Miro.
В ноябре 1996 года компания развивает свой успех с помощью нового 3D чипсета Voodoo Rush. Это было чисто эволюционное решение, совмещавшее в себе все имевшиеся у его предка недостатки с более продвинутым графическим ядром и, что совершенно естественно для продукта, выпущенного годом позже, с более высокими скоростными характеристиками. В том же 96-м компания 3Dfx Interactive продолжает свое стремительное завоевание рынка компьютерных развлечений, в частности, ее продукция удостаивается самых высоких оценок на известной выставке E3, своего рода подиуме данного сектора компьютерного рынка.
Но следует отметить по этому поводу одну маленькую деталь: в середине 1996 3Dfx усиливает свою маркетинговую команду специалистов. Что же заставило компанию, добившуюся таких успехов, интенсифицировать свои маркетинговые усилия? По моему мнению, это прежде всего некоторая надуманность рекламного образа 3D-акселераторов под именем Voodoo. Не отрицая их быстроты и совместимости с множеством компьютерных игр (опять-таки, заметьте, заслуга прежде всего маркетинговой службы 3Dfx), не следует забывать и об оборотной стороне медали - высокой стоимости данных изделий, ограниченности их функций только областью трехмерной графики, к тому же до последнего времени они не могли работать в оконном режиме, не всегда полным и качественным рендерингом (это было замечено впервые в чипсетах Voodoo Grafics). К тому же в этот период времени на арену рынка компьютерных акселераторов выходят новые игроки, среди которых прежде всего можно выделить столь же именитый чипсет от NVIDIA - Riva-128, ставший в конце концов своего рода губителем имиджа Voodoo, как чего-то сверхбыстрого и недостижимого. С момента своего выхода в свет новый чипсет Riva-128 некоторое время оставался в тени, так как компьютерная общественность была подвержена эйфории культа Voodoo. Но в один прекрасный момент здравомыслящие люди сели за тестирование данных продуктов и пришли к выводу, что при практически такой же производительности (по некоторым оценкам, даже немного большей, чем у Voodoo) и примерно таком же качестве рендеринга продукты на базе чипсета Riva-128 стоят намного дешевле, к тому же обладают возможностями полноценных 2D-акселераторов и спокойно могут работать в оконном режиме.
Весь 1997 и 1998 годы борьба на данном рынке шла жестокая, дело дошло даже до судебного иска в конце 1998 года в отношении NVIDIA от 3Dfx, обвинявшей ее в нелицензированном использовании ряда технологических ноу-хау 3Dfx. Но оставим данный судебный процесс на совести лиц, его затеявших, и перейдем к чипсету Voodoo 2, появившемся в ноябре 1997 года (заметьте - анонсирование новинок в ноябре месяце, видимо, стало доброй традицией компании). Это был достойный продолжатель рода, как обычно, быстрее, лучше, "больше" - но без кардинальных изменений. Именно в 1998 году наметилось видимое отставание компании от требований современности. Чипсеты от NVIDIA - Riva 128, Riva 128 ZX и особенно последнее достижение компании - Riva TNT - заметно подорвали позиции 3Dfx, на сцену вышли новые игроки: Matrox G200 и S3 Savage, также занимающие далеко не последние места во всевозможных результатах тестовых испытаний. Перед руководством 3Dfx Interactive встал классический вопрос - что делать? Оно, руководство 3Dfx, ответило на него просто - делать нормальные 2D/3D видеоаселераторы, со всеми возможностями Voodoo, но по более приемлемым ценам. В русле реализации этого проекта в конце 1998 года компания 3Dfx приобрела известного производителя видеокарт STB Systems. Первой ласточкой в реализации новой политики компании стал чипсет Voodoo Banshee, представленный (догадайтесь, когда?)... да-да, в ноябре 1998 года. По отзывам специалистов, это достаточно добротный чипсет, впрочем, уступающий по скорости своему предшественнику Voodoo 2 и имеющий урезанные, по сравнению с ним, трехмерные функции, который, несомненно, займет свою нишу на рынке компьютерной графики. Но взять реванш и снова занять практически монопольное положение на этом рынке - по-моему, вряд ли... Даже проектируемый в настоящее время новый "ударный" чипсет компании - Voodoo 3, наверное, не сможет сделать этого. Слишком много "но": во-первых, от него требуется растолкать плечами таких "мощных" парней, как Matrox G200 и Riva TNT (не говоря уж о последней новинке от ATI - Rage 128), что будет очень не просто, если не сказать, практически невозможно. Поэтому он станет, скорее, ответом на вызов, чем собственно вызовом индустрии графических акселераторов.
Павел МОРОЗОВ,
Paul-Morozov@mail.ru
Горячие темы