Очень часто перед обычным пользователем возникает вопрос: какую программу выбрать для обеспечения выпуска качественной продукции. Если с компьютерной графикой или анимацией все предельно ясно - несколько имен фирм-разработчиков и, соответственно, несколько постоянно обновляемых продуктов, то с музыкальным софтом все намного сложнее. Во-первых, на данном сегменте рынка постоянно появляются новые имена и новые разработки, выраженные в отдельных работах, во-вторых, для работы с музыкой одного программного обеспечения мало - требуется аппаратно-программное обеспечение, и, в-третьих, разработчики не спешат с выпуском новых версий (за исключением Steinberg). Cегодня каждый разработчик гнет свою линию, и это продлится до тех пор, пока мы не придем к общему стандарту. Но есть некие общие основополагающие, заключающиеся в теории компьютерного мультимедиа. Программы, работающие на этих догмах, в данный момент и являются универсальными. В этой статье я поставил себе целью более-менее подробно рассказать о последней мощной супер-разработке от Voyetra Turtle Beach Inc. - Digital Orchestrator Pro 3.00.37. Ко мне часто обращаются с вопросами именно по этой программе.
Digital Orchestrator Pro 3.00.37 - один из последних продуктов долго тянущейся серии под названием Digital Orchestrator. Данная программа устанавливается почти на все саундкарты (не только Turtle Beach). Этим она для наших пользователей должна быть особенно ценна. Для многих при первом знакомстве с программой ее интерфейс покажется чем-то мудреным. Но на самом же деле он прост и очень удобен. Работая в данной программе, вы сможете сделать аранжировку любой сложности, будь то сведение оркестра или простой техно-ремикс. Перед Вами настоящая, полноценная компьютерная студия звукозаписи.
Меню File. Помимо простых опций "Новый...", "Открыть...", "Сохранить..." и "Сохранить как ...", содержатся "Merge/Import" и "Export Wave". "Merge/Import" - функция, позволяющая импортировать в рабочий файл другие файлы следующих форматов: *.orc (внутренний формат самого Оркестратора); *.mid; *.sng; *.rmi; *.str; *.wav; *.jam; *.jdt. Стерео wav импортируется как два отдельных трека. В третьей версии программы импорт можно производить в любое место рабочего файла, а не в отдельные треки, как это было в более ранних. "Export Wave" позволяет экспортировать wav-треки в стерео или моно wav-файлы, причем в новой версии все настройки громкости и панорамы экспортируются тоже. В ранних версиях экспортировалась только панорама. Хотя хочется отметить, что именно экспорт будет отнимать большую часть времени при окончательном сведении - не всегда адекватно экспортируется громкость.
Меню Edit. В отличие от основной массы музыкальных редакторов, операция Undo (отмена последнего действия) может отменить до 12 последних операций. Но все это требует определенного объема памяти на жестком диске, поэтому личный совет: не забывайте почаще сохранять. Думаю, что такие функции, как Cut, Copy, Paste, Select all и Delete особых объяснений не требуют. Единственное, что хочется отметить, что транспортировку неких фрагментов из файла в файл можно делать не только с помощью функции "Merge/Import", но и через простой буфер обмена, то есть - Copy. Функция Move позволяет смещать трек (или его фрагмент) на определенный интервал времени с предупреждением или запаздыванием. Clear Clipboard Contents очищает буфер обмена - полезно, когда Вы используете функции Cut или Copy. Delete Bars и Insert Bars - взаимоисключающие функции, позволяющие передвигать потактово определенное количество треков или всю композицию полностью. Причем сдвигать Вы можете и по составным частям такта, что полезно, когда Вы хотите, например, вставить короткую паузу и т.п.
Меню Transforms. Это меню, пожалуй, является основным в программе. Опции можно разделить на две части: для MIDI и для WAV. Как MIDI-редактор, Оркестратор - очень сильная программа, имеет множество модулей и возможностей редактирования. Программа поддерживает MIDI, загруженное из собственных банков сэмплов. Причем доброта разработчиков меня слегка удивила - Оркестратор поддерживает технологию Creative Labs' SoundFonts, которая используется в картах AWE 32 и 64, а вот поддержку банков *.dls для ТВ Daytona я не встретил, хотя, признаюсь, и не сильно искал. Но, думаю, если б она была, то информация об этом лежала бы на поверхности, и в Help об этом упомянули, но... ничего этого нет. И комментировать эту политику я, пожалуй, откажусь...
Но не будем сильно огорчаться, поскольку Оркестратор - программа из раздела "Супер". В меню Transforms самыми интересными являются новый модуль эквалайзера для аудиотреков и обновленный блок "Делэй". Новых эффектов в Delay не так много, да их много и не надо.
Наконец-то появился питч-шифтер, позволяющий транспонировать аудио без изменения темпа. Чтобы Вам было более понятно, объясню немного по-другому: данный модуль позволит сделать эффект, так знакомый нам из арии из к/ф "Пятый элемент" или популярной сейчас песни певицы Sher. С помощью компьютера мы можем рассчитать до миллисекунд изменения нот и создать эти изменения. Вроде бы огромная заслуга разработчиков - питч-шифтер, но я уже встретил программу, где подобный питч-шифтер реализован лучше - новинка прошлого года, мультитрековый рекордер ACID v.1.1.
Mixdown Audio - почти то же самое, что и Export Wave, но только экспортирует аудиотреки не в файл, а в один/два отдельных трека внутри рабочего файла.
Convert Sample Rate - управляет частотой дискретизации внутренних wav-треков (все устанавливает в одно значение). Если Вы работаете на маломощном компьютере, то оптимальной частотой будет 22050 Гц, хотя разница качества между 22050 и 44100 ощутима на слух. Особенно часто пользоваться данной функцией не советую, поскольку она самая долгодумающая и очень некорректно работает. Например, при переходе на высшую частоту Ваши аудиотреки могут начать воспроизводиться со щелчками, от которых не избавиться. Второй недостаток: при переходе на другую частоту изменяется графическое отображение аудиотрека. Причем совершенно одинаковые фрагменты будут выглядеть настолько по-разному, что довольно быстро можно потеряться.
В версии 3.00.37 многие, наиболее часто используемые опции из меню Transforms выведены на отдельную панель с кнопками в правом верхнем углу, в чем, по-моему, и заключается основное отличие от версии 2.11.
Остальные опции главного меню достаточно доступны в понимании и описания не требуют. Единственное, что хочется отметить: настройку в меню Options - "Digital Audio Port Setup" следует делать согласно соответствующему рисунку.
Теперь немного о самой программе в целом. Еще версия 2.11 напоминала мне норовистого коня, особенно, если она была установлена на маломощной машине. Рекомендуемые параметры системы для беспроблемной работы: CPU - Intel 233 MMX, RAM - 64 MB. И никакие ни AMD, Cyrix или IDT WinChip C6. При хорошей, насыщенной работе все эти марки процессоров начинают вести себя некорректно. Поэтому, если Вы сэкономили на саундкарте, то не экономьте на процессоре.
Разницы в работе с SIMM или с DIMM я не заметил.
В общем, подведя некий итог, позволю себе сделать некоторые выводы. Да, программа лучшая на сегодняшний день. Да, программа является почти полноценной заменой студии звукозаписи. Да, в ней реализованы последние веяния в программной сфере мультимедиа. Но не все и не очень качественно. Многие огрехи предыдущих версий перешли в новую.
Кристофер М. ИХИХО,
аранжировщик "S-MEDIUM DX"
chris@tm.minsk.by
Программу можно приобрести в фирме "ГВиНКомпьютер". Тел. 2101-333
Горячие темы