"Современный офис и банк" и кризис-98
Отшумели выставочные страсти, впереди новый, 1999-й год. Получилось так, что в нашей стране обозначились 2 выставки - "Офис" и "TIBO", чем-то сходные по тематике и делящие год на две половины. На сравнительно небольшом белорусском рынке каждая такая выставка - это определенное событие. По тому, как они проходят, можно делать определенные выводы и строить прогнозы на будущее.
Подобная постановка вопроса представляется особенно актуальной в нынешнем, кризисном, году. Действительно, что происходит сегодня на рынке, чего ждать в ближайшее время? И первая ассоциация с итогами прошедшей выставки, навеянная во многом серией интервью с ее непосредственными участниками (см. предыдущий 47-й номер "КВ" от 3.12.98), известная история с пессимистом и оптимистом.
Так, из двенадцати опрошенных нами фирм (напомним, что опрашивались только экспоненты ПО) половину интервью можно оценить как "скорее минус, чем плюс", зато другая половина высказалась в плане "из негатива надо сделать позитив".
Из позитива запомнилось прежде всего наблюдение нескольких участников, что хотя посетителей на их стендах было и меньше, они были интереснее и конкретнее. Обращает на себя внимание и заинтересованность "выживших" в более углубленном использовании приобретаемых программ, т.е. не просто для учета, но и для анализа имеющейся информации. Еще одна замеченная тенденция - кооперация продавцов ПО и ПК. Схема вроде бы известная и простая, но, тем не менее, пока у нас громко не заявленная.
О составе участников говорить сложно. С одной стороны, экспозиция ПО была самой представительной и расположилась она в самом выигрышном месте выставочного павильона как особый софтверный микрорайон. С другой, подавляющее число экспонентов (11 из 14) известны как продавцы комплексов по автоматизации учета. Хочется все-таки большего разнообразия. Но, может быть, в этом и состоит специфика данной выставки, когда на горизонте уже маячат балансы, когда заканчивается расходование средств текущего года и намечаются бюджеты следующего.
Несколько слов о работе на стендах. Честно говоря, выглядела она слабо. То ли участники не хотели слишком напрягаться из-за того же кризиса, то ли это общий уровень. Увы, похоже, что второе. Стенды напоминали выездной офис - те же стол, стулья, компьютер для демонстрации, прайсы, буклеты и сотрудник (или сотрудники) фирмы при них. За исключением нескольких семинаров и презентаций, разбросанных кое-где на полу пиратских дисков и не очень удачных демороликов, ничего особенного, именно выставочного, на стендах не происходило.
В общем, впечатление такое, что кризис просто ярче высветил и так существующие проблемы. По этому поводу вспоминаются, как минимум, три эпизода из повседневной жизни. Эпизод первый: почему-то многие руководители считают, что поправить свои дела они могут никак не иначе, как путем нахождения новых клиентов. Эпизод второй: менеджер по рекламе одной из солидных компаний долго пыталась убедить меня, что выставки для них нужны только как имиджевая акция присутствия на рынке, и поэтому оценивать экономический эффект от участия в выставке вообще не имеет смысла. Причем, самым сложным оказалось разобраться в том, что же все-таки такое этот "экономический эффект". И, наконец, третий, когда одно из старейших рекламных агентств называет организацию пресс-конференций и выпуск специальных рекламных бюллетеней для клиентов нетрадиционными рекламными акциями (!?).
Стоит ли после этого удивляться, что главной фигурой нынешней выставки стала Лариса Грибалева, хотя поет она действительно хорошо, настоящий джаз, в эдаком компьютерно-периферийном стиле.
Тем не менее, выставка состоялась, и наше субъективное мнение - есть только один из возможных вариантов ее оценки. Время, как всегда, само расставит свои акценты. Другое дело, что отталкиваясь от таких знаковых событий, так или иначе хочется заглянуть вперед и попытаться предугадать тенденции развития рынка в ближайшем будущем.
И на прощание - авторская ремарка. Те, кто пишут, всегда ценят живое, интересное слово. Проводи я конкурс на самое интересное интервью, победителями были бы признаны следующие:
- "Интеллект-Сервис" - в номинации "Самое дружелюбное интервью";
- "МиСофт" - в номинации "Самое веселое интервью";
- "ЛюксСофт Плюс" - в номинации "Самое поэтичное интервью".
И еще одна хорошая новость. Появились известия об оживлении компьютерного рынка в России. Объем продаж в ноябре вырос примерно на 5%. Будем надеяться, что и наш рынок постепенно приходит в себя после августовского шока. Об этом - в следующем номере "КВ".
Сергей ДМИТРИЕВ,
ПКП "Веспол"
[email protected]
Горячие темы