Сегодня в очередной раз поговорим о поисковиках - на этот раз с точки зрения Web-мастера. Каждый человек, имеющий домашнюю страницу (не говоря уж о владельцах более серьезных ресурсов) страстно желает, чтобы его детище можно было обнаружить при помощи престижной поисковой системы (а лучше - систем). Обнаружить, естественно, как можно более просто.
Разберемся, как действовать для того, чтобы ваше детище легко "находилось" в огромной куче барахла, которую принято называть поисковыми серверами и каталогами.
Начнем с классификации. Итак, что есть поисковый сервер, а что есть каталог? В принципе, это почти одно и то же. И в том, и в другом случае сердце системы - это огромный индекс, содержащий десятки тысяч терминов и URL`ов, этим терминам отвечающим. В обоих случаях присутствует поисковый механизм, способный по запросу пользователя сформировать список URL`ов, релевантных (то есть, соответствующих) этому запросу. Основные различия этих систем - способ пополнения индекса и наличие у каталогов альтернативного режима доступа к информации - просмотра тематических разделов.
Информация в поисковых серверах пополняется при помощи специальных программ, называемых роботами. Эти программы периодически сканируют Сеть, обновляя информацию о старых, уже внесенных в индекс, страницах и добавляя новые. Если на вашу страницу есть ссылка с любой из уже проиндексированных страниц, то ваша страница рано или поздно будет проиндексирована. Однако случится это скорее поздно, чем рано - все более-менее приличные поисковики на сегодняшний день ужасно перегружены. Так что лучше самому зайти на главную страницу соответствующего сервера и оставить там свой URL.
За пополнение каталогов отвечают специальные люди - модераторы. Они лично просматривают каждый URL, претендующий на представление в каталоге. Пользователь сам составляет список ключевых слов, выбирает раздел каталога, в котором он хочет видеть свою страницу, и отсылает URL модератору. Тот может вовсе не внести страницу в каталог, если она недостаточно хороша по его мнению, поместить ее в раздел, отличный от выбранного вами или же изменить список ключевых слов.
Поскольку за регистрацию в каталоге отвечает человек, то меры по достижению успешной регистрации вашей страницы достаточно простые и человеческие. Прежде всего, сделайте по-настоящему приличный сайт - иначе модератор просто не захочет включить его в каталог (и правильно сделает). Тщательно выберите раздел, на представление в котором вы претендуете, и постарайтесь добиться представления именно в этом разделе, а то зашвырнет вас модератор куда-нибудь в новости Американской Бейсбольной ассоциации или еще похуже... Тщательно составьте список ключевых слов - представте себе, что вы пользователь, который желает получить информацию, представленную на вашей странице, и подумайте, какой запрос вы, скорее всего, составили бы. Постарайтесь включить в список ключевых слов как общие, так и специфичные термины. Если ваша страница посвящена рецептам пирогов, попробуйте, например, что-нибудь вроде "поваренная книга еда пирог" в качестве общих и "шарлотка кулебяка" в качестве специальных терминов. Терминов не должно быть слишком много - иначе модератор сократит их количество и, возможно, выкинет что-нибудь важное. Например, Yahoo!, самый крупный из каталогов, предлагает использовать не более 25 терминов, но лучше, чтобы их число не превышало 15.
Единственный по-настоящему серьезный трюк с каталогами связан со способом представления страниц в тематических разделах. А представляются они там обычно заголовками (ну теми, что в теге TITLE) в алфавитном порядке. Поэтому если вы хотите находиться ближе к началу рейтинга, назовите страницу не "Секреты приготовления пиргов!", а "_Секреты приготовления пирогов!", например. Не всегда, но проходит.
Регистрация в поисковиках несколько более сложна. Особенно если вы хотите достичь высокой позиции в индексах сразу в нескольких поисковых системах. Дело в том, что не существует какой-либо единой системы индексирования страниц, а также определения того, насколько релевантна та или иная страница. Каждая поисковая система делает и то, и другое по-своему. Поэтому можно либо хорошо "заточить" свой сайт под один поисковик, пожертвовав высотой рейтинга в других, либо достичь более-менее высокого рейтинга во всех системах, но все-таки не максимально высокого.
Существуют два основных способа вычисления того, насколько релевантна страница. Первый из них заключается в подсчете того, сколько раз встречается термин на странице, второй - в определении значения отношения числа ключевых слов на странице к общему числу слов. В обоих случаях страницы, в которых ключевые слова стоят ближе к началу документа, получают более высокий рейтинг.
Большинство поисковиков использует стратегию номер два. При составлении списка терминов для такого сервера необходимо найти оптимум между количеством терминов (чем их больше, тем более широкий спектр запросов будет приводить к вашей странице) и величиной вышеупомянутого отношения (чем терминов больше, тем она ниже). Термины же необходимо прописать в контейнере <HEAD> в теге <META> с атрибутом NAME="Keywords", как значение атрибута CONTENT. Кроме того очень желательно, чтобы наиболее важные термины попали в заголовок вашей страницы - многие поисковики учитывают его с достаточно приличным весом. Необходимо заполнять также еще один тег <META>, на этот раз с атрибутом NAME="Description". Здесь необходимо поместить описание вашей страницы, зачастую именно оно будет отображаться поисковиками.
Попытайтесь отправить на индексирование не только заглавную, но и все наиболее важные страницы вашего сайта. При этом используйте различный набор терминов для каждой из страниц.
Если вы используете FRAMES (фреймы) или IMAGEMAPS (карты изображений), вам необходимо добиться того, чтобы ссылки с заглавной страницы на другие проходили не только через эти объекты, но и как-нибудь еще, иначе многие роботы просто не смогут проникнуть в глубь вашего сайта. В случае с фреймами этого легко достичь, указав все необходимые ссылки в теге <NOFRAMES>.
Всегда оставляйте ссылки со всех страниц вашего сайта на заглавную. Посетитель, воспользовавшись поисковиком, может попасть на ваш сайт не с парадного, а с черного хода, то есть с одной из страниц, отличных от заглавной. Обеспечьте ему возможность обозреть весь сайт.
Денис МАРГОЛИН,
[email protected]
Горячие темы