Визитная карточка
|
Визитная карточка
|
Сообщение о приобретении Netscape пришло, когда прошлый номер "КВ" готовился к печати, поэтому я отложил детальное рассмотрение этого эпохального события на неделю. За это время страсти несколько улеглись, пыль осела, все, кто хотел, высказали свое отношение, и пришла пора подводить итоги.
Итак, AOL купила за $4,21 млрд. долларов компанию Netscape. Если быть точным, не купила, а поделила с Sun Microsystems. К AOL отходит портал Netcenter, которым пользуются около 20 млн. пользователей Navigator, а Sun получает в свое распоряжение серверные приложения и средства электронной коммерции Netscape. Также Sun будет до 2002 года продавать AOL технику и услуги общей стоимостью $500 млн., и заплатит около $350 млн. за лицензии и маркетинговые услуги AOL.
Выходит, AOL заплатила четыре миллиарда за пользователей Netscape так же, как раньше она купила пользователей ICQ. Известный защитник прав покупателей Ральф Надер даже выступил против приобретения Netscape, опасаясь, что внимание такого количества пользователей - 14 млн. подписчиков America Online, 30 млн. посетителей сайта-портала компании, 20 млн. пользователей ICQ, и наконец, еще 20 млн. посетителей Netcenter - поставит конкурентов AOL на рынке провайдерских услуг в неравное положение.
Я думаю, America Online умнее распорядится столь ценным и хрупким ресурсом, как пользователи, и не станет забивать гвозди микроскопом. Вместо того, чтобы рекламировать свою онлайновую службу, которая уже давно перестала быть лучшим способом подключения к Сети, AOL может благополучно делать деньги на продаже рекламы. Главное для компании - не распугать пользователей, поэтому AOL будет очень бережно относиться и к ICQ, и к Netscape. И опасаться, что браузер Navigator и проект Mozilla будут похоронены за ненадобностью, не стоит.
Кроме того, судьба проекта Mozilla.org, а вместе с ним и браузера Communicator 5.0, не так уж сильно зависит от Netscape и AOL. AOL в принципе не может закрыть назад исходники Navigator после того, как они были переведены под лицензию NPL (Netscape Public License), поэтому работа над Mozilla будет продолжаться в любом случае. Другое дело, что сейчас Netscape содержит более сотни программистов, которые координируют разработку браузера, но обещания AOL позволяют надеяться, что компания оставит все как есть. Ведь это позволит ей порисоваться перед миллионами пользователей Linux и наступить на ногу Microsoft.
Для Sun Microsystems эта сделка однозначно выгодна, но тоже не эпохальна. Sun получила выгодный контракт на поставку оборудования и расширила свой набор серверных пакетов. Польза от последних несколько сомнительна - в борьбе с бесплатными Apache и Microsoft IIS серверы Netscape не помогут, а до уровня решений IBM и Oracle несколько не дотягивают.
Выходит, и у Sun выгода от раздела Netscape сугубо маркетинговая - засветиться в прессе, толкнуть AOL оптовую партию Sparc-серверов и вновь назвать Solaris лучшей платформой для Интернета. Ну и, конечно, двинуть Java в массы - Sun будет разрабатывать для AOL Java-клиент и поучаствует в совместной разработке мобильного компьютера на Java.
Для Netscape продажа - ни плохо, ни хорошо. С тех пор, как Microsoft начала раздавать Internet Explorer бесплатно, да еще в нагрузку к операционной системе, финансовое положение Netscape стало шатким. Последние годы компания искала способы делать деньги на браузере, который распространяется бесплатно. Только в этом году Netscape перестала терпеть убытки - в последнем квартале ее прибыль составила $2,7 млн. при обороте $162 млн., из которых $48 млн. - от Netcenter.
Как видим, Netscape успешно существует и без финансовой поддержки AOL, но интеграция с сайтом AOL и службой ICQ должна (говорю это, скрестя пальцы) всем пойти на пользу. AOL получит больше денег от рекламы, пользователи Netcenter и AOL получат доступ к более разнообразному контенту, а пользователи ICQ что-нибудь выиграют от интеграции их любимой программы с браузером. А законники получат еще одного гиганта, которого можно будет тягать по судам за монополизм.
Кстати о законниках. Еще одна компания, на судьбу которой косвенно влияет приобретение Netscape (если на ее судьбу вообще что-то может повлиять) - Microsoft. Представители Microsoft заявили, что перспектива слияния AOL и Netscape "коренным образом меняет ситуацию на рынке операционных систем, браузеров, порталов, провайдерских услуг и электронной коммерции". А потому антитрестовый процесс против Microsoft теряет всякий смысл.
Ну что тут можно сказать. Защита Microsoft последнее время становится все более отчаянной, и от того несколько курьезной. Вот, например, недавно адвокат компании принес в зал суда компьютер с установленной Red Hat Linux, чтобы продемонстрировать, насколько серьезна конкуренция на рынке операционных систем. Перед этим Microsoft пыталась воспользоваться утечкой документа "Хеллоуин" ("КВ"-44/1998), но прокололась: в документе речь идет об угрозе серверной платформе Microsoft, а в суде обсуждаются настольные системы. В общем, если сначала адвокаты Microsoft говорили "мы этого не делали", то затем через "мы это делали, но не со злым умыслом" они плавно перешли к "а что такого, все так делают".
Netscape, AOL и Sun заявили, что их сделка никоим образом не повлияет на процесс против Microsoft, ведь ни одна из компаний не выпускает операционные системы для персональных компьютеров. Ну как же не повлияет, если именно из-за конкуренции с Microsoft руководство Netscape было вынуждено пойти на распродажу компании (см. выше). В одном адвокаты Microsoft правы - состоялось эпохальное приобретение, сравнимое с покупкой Compaq компании Digital Equipment за $9 млрд., и многое в Интернете изменится. Приближается век корпоративных мастодонтов, и Интернет, такой большой и разношерстный, тоже следует духу времени.
Дмитрий БОРОДАЕНКО
Горячие темы