(Окончание, начало в №33)
Для более оперативного управления эффектами в процессе записи и поканального воспроизведения посредством EWS64S служат панели SynthInput и VirtualChannels. Последняя панель наглядно демонстрирует преимущества, которые дает наличие мощного DSP - без преувеличения можно сказать, что EWS64S обладает одним из лучших в своем классе эффект-процессором. На практике предоставляется возможность назначать желаемые параметры поддерживаемых эффектов индивидуально для каждого канала. Звучит все это вполне обыденно, однако на самом деле идея организации виртуальных MIDI-устройств представляется чрезвычайно перспективной в плане реальной многоканальной обработки звука. И завершает перечень безупречно работающих программ загрузчик банков SetManager. SetManager вполне отвечает главным критериям, обычно предъявляемым к такого рода программам: он позволяет одновременно загружать в локальную память EWS64S несколько банков (до 8-ми) с соответствующими приоритетами, а кроме того, он прост, информативен и безотказно работает. На различных мультимедийных (вроде Mixman'а) и интернетовских безделушках останавливаться нет смысла, лучше больше внимания уделить загрузчику и редактору сэмплов.
До недавнего времени в комплект к EWS64S входил только загрузчик WAV-файлов под названием Ed!sonMicro. Где-то весной 1998 года на сайтах TERRATEC с бешенной скоростью начали сменять друг друга пробные версии полного Ed!son'а. На момент написания статьи в нашем распоряжении была версия под номером V.055. И именно ее мы решили положить в основу формирования собственного мнения о EWS64S как о сэмплере. С нашей стороны было бы не совсем честно умолчать о сюрпризах, которые способен подкинуть даже Ed!sonMicro. Дело заключается в следующем. За пару последних лет автор статьи смирился с существованием локализованных версий Windows и с течением времени убедился во вполне сносном функционировании оных. Поэтому ему даже в голову не пришло, что вина за безобразный вид Ed!sonMicro полностью лежит на совести нашего "великого и могучего" (хотя виной всему может быть и недогляд программистов TERRATEC). Путем проб и ошибок верное решение было найдено: если проинсталлировать панъевропейскую версию Windows 95/98 сначала только с поддержкой английского языка, затем установить весь необходимый софт к EWS64S и лишь после этого добавить поддержку русского, то все приходит в норму. Подобные же коллизии возникают и в процессе установки полной версии Ed!son'а. Тем не менее, Ed!son можно признать вполне работоспособным (с известными оговорками), а посему мы более подробно остановимся на некоторых особенностях использования платы EWS64S в качестве сэмплера.
Вначале несколько слов о форматах данных, с которыми работает чип Dream. Для владельцев плат производства TERRATEC в первую очередь актуальны форматы TTS (Terratec Set) и TTI (Terratec Instrument), а также универсальные форматы SAM9407 - 94B (SAM9407 Bank) и 94I (SAM9407 Instrument). Что же касается форматов 94K и 94L, то частично они могут использоваться редактором сэмплов семейства плат HOONTECH (насколько нам известно, форматы 94K и 94L были созданы, главным образом, для обеспечения необходимой информацией разработчиков сэмпл-редакторов). Четыре вышеназванных формата можно уверенно поделить на две группы: TTS/94В, а также TTI/94I. Первая группа TTS/94В представляет собой формат набора сэмплов, организованных в банк. Он содержит от одного до 127*127 (127 программ и 127 вариаций) инструментов в одном файле. Вторая группа TTI/94I служит файловым форматом, включающим только один инструмент. Здесь следует помнить, что Dream поддерживает мультисэмплинг, поэтому даже этот один инструмент может состоять из различных сэмплов/делений). TTI/94I, так сказать, по определению никак не связан с такими понятиями как номер программы или вариации. Таким образом, можно вполне однозначно определить ранговые отношения TTS/94В и TTI/94I: TTS/94В объединяет в себе от одного до 127*127 файлов TTI/94I. После прочтения данного абзаца может возникнуть вопрос: "А каковы же отношения между TT* и 94*, а если еще более конкретно, то зачем это программистам TERRATEC понадобилось вводить свои собственные обозначения?" Четкого ответа на этот вопрос, похоже, не существует. С одной стороны, TERRATEC утверждает, что ее собственные форматы позволяют сохранять некую специфическую информацию, с другой стороны, известно, например, что TTS и 94В абсолютно идентичны, за исключением наименований заголовков. Нам с вами, как, впрочем, и всегда, остается только ждать окончательного прояснения этой запутанной ситуации.
В контексте всего сказанного процесс создания и редактирования сэмплов применительно к EWS64S выглядит приблизительно так. Используя Ed!son Micro, вы можете из *.WAV-файла создать файл TTS с одним инструментом. Если же вы в дальнейшем планируете использовать этот инструмент совместно с другими, следует позаботиться о преобразовании файла TTS в формат TTI или 94I, поскольку полный вариант Ed!son'а позволяет импортировать инструменты только в таком виде. В этом, на наш взгляд, и заключается основное неудобство: было бы очень неплохо, если бы Ed!son Instrument Editor обладал функцией экстрагирования отдельных инструментов из банков в формате TTS в файлы формата TTI (не менее полезным был бы вариант преобразования *.WAV файла в формат TTI). Впрочем, если о функциональных возможностях Ed!son'а судить по его интерфейсу, то в будущем, т.е. после устранения всевозможных "глюков" и "шероховатостей", он обещает стать вполне приемлемым продуктом. Теперь же наиболее жизнеспособный способ загрузки и редактирования сэмплов предполагает наличие двух одновременно открытых программ: Ed!son Micro, с помощью которой можно загружать *.WAV-файлы, и Ed!son Instrument Editor, в которой можно осуществлять более-менее полноценное редактирование звукового образца и последующую компоновку банка. В целом же, для нормального использования Ed!son Instrument Editor владельцу EWS64S очень и очень настоятельно рекомендуется разобраться со структурой синтеза, реализуемой чипом Dream (в настоящей статье мы не будем разбирать структуру синтеза, т.к. подобную информацию вы с легкостью можете найти в июльском номере журнала "Hard'n/Soft" или же в Интернете).
Несмотря на столь обнадеживающую концовку абзаца, посвященного редактору сэмплов, все же хотелось бы поделиться некоторыми собственными мыслями на этот счет. В индустрии полупрофессиональных компьютерных аудиоустройств к настоящему времени сформировался вполне отчетливый образ идеального редактора сэмплов. Именно поэтому интерфейс многих подобных программ имеет множество сходных черт. Для лучшей иллюстрации сказанного любой из читателей может сопоставить интерфейс всем известных FAR, NC, DC и им подобных (идея-то не нова...). Теперь представьте себе какой-нибудь Explorer - и вы получите представление о том, насколько удобны некоторые революционные новшества Ed!son'а. Думается, не случайно программисты HOONTECH, пошедшие традиционным путем, в итоге добились наиболее работоспособного варианта редактора сэмплов для чипа SAM9407.
Многим читателям наверняка будет интересно узнать о возможности конвертации сэмплов, предназначенных для других плат, в форматы, пригодные для загрузки в оперативную память EWS64S. Как и в любом событии окружающего нас мира, здесь можно найти две стороны - хорошую и плохую. Хорошая состоит в том, что такая возможность есть (среди ПО, входящего в комплект поставки EWS64S, имеются конвертеры сэмплов "SF2-TTS", "TTS-94В", а также "94В-TTS"). Плохая - в том, что все попытки автора статьи конвертировать действительно стоящие звуки из формата SF2 в TTS потерпели крах. И дело здесь совсем не в том, что преобразование было невозможным: просто итоговый результат никуда не годился. Единственным утешением может служить то, что с конвертацией очень простых звуков все обстояло нормально. Рискнем высказать предположение, что свою роковую роль в этом сыграли различия в структуре синтеза микросхем Emu и SAM9407 (очевидно, производители этих двух чипов по-разному трактуют идею "мультисэмплинга"...).
Остановившись на некоторых отличительных чертах платы EWS64S и ее программного обеспечения, далее попытаемся определить области возможного применения этого изделия. Начнем, как это ни странно, с использования EWS64S для озвучивания компьютерных игр. Сделаем мы это намеренно, поскольку именно в этом вопросе все предельно ясно. Учитывая цену EWS64S, а также поддержку большинства игровых стандартов, реальное трехмерное позиционирование звука для четырех акустических систем и пр., можно сделать очень простой вывод - EWS64S представляет собой один из наиболее привлекательных вариантов для "серьезных" игроков, т.е. тех людей, которые отчетливо представляют себе, за что именно они платят свои деньги. EWS64S, на наш взгляд, является просто находкой для небогатых любителей посочинять в стиле "техно". Здесь есть свои резоны: во-первых, стоит напомнить о возможности аппаратного микширования нескольких стереодорожек, во-вторых, на входящих в комплект поставки двух компакт-дисках имеется "энное" количество соответствующих звуков, третий момент связан с одним из самых крупных недостатков Dream, поэтому о нем мы поговорим подробнее. Дело заключается в том, что существующее программное обеспечение не позволяет загружать в оперативную память плат на основе вышеупомянутой микросхемы монофонические сэмплы объемом более 256Кб. Все без исключения фирмы, выпускающие платы с Dream, обещают это ограничение снять уже в самом ближайшем будущем, но пока приходится довольствоваться пределом именно в 256Кб. Много это или мало? Дать однозначный ответ на такой вопрос очень и очень трудно, но порассуждать все же попробуем. Объема 256Кб вполне достаточно для большинства "синтетических" звуков (синтезаторов, sfx и т.п.), оркестровых струнных, ряда духовых инструментов. В то же время этого явно недостаточно для роялей, гитар, саксофонов и некоторых других инструментов, "требовательных" к качеству и, соответственно, объему составляющих их сэмплов. Отсюда и вытекает рекомендуемая нами "стилистическая ориентация" использования EWS64S в качестве сэмплера. Еще одной областью возможного применения EWS64S (особенно при наличии цифрового интерфейса) является использование этой платы как относительно недорогого устройства ввода/вывода звука в вашем компьютере.
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящей статье мы заострили ваше внимание лишь на наиболее значимых и интересных моментах, связанных с установкой и эксплуатацией EWS64S. Возможно, что-то было упущено, возможно, личные пристрастия автора помешали расставить акценты так, как этого хотелось бы более искушенным людям. Как бы там ни было, но EWS64S занимает в мире компьютерных аудиоплат далеко не последнюю строчку и хотя бы уже поэтому заслуживает внимания читателей "КВ".
Виктор МОРОЗОВ
Горячие темы