MP3 или спасайся кто может

Не так давно от редакции "КВ" я получил задание провести сравнительный анализ качества работы программных продуктов, позволяющих сжимать звуковые файлы в MP3-формат, а также звукового качества сжатых файлов. Но постепенно, работая над статьей, я решил полностью изменить ракурс и для начала показать эту тему с совершенно другой стороны, также подняв несколько других, насущных на сегодняшний день, тем. Все отраженное в нижеследующем материале, мой дорогой читатель, Вы вряд ли где-нибудь еще найдете, поэтому я настоятельно советую эту статью прочитать. А назвал бы я ее продолжение так: "Статья о том, как человек сам себя убивает".

Тема первая. С самого начала своего бытия человек проявлял интерес к музыке. Не важно, на чем она была сыграна: на тамтамах в Африке или симфоническими оркестрами в Европе. Музыка являлась неким наркотиком, действующим на подсознание. Теперь же, убирая определенные частоты, мы превращаем ее в простой фон, шум, если хотите. Простой уличный шум. Конечно, после этого человеку потребуется другой, более сильнодействующий наркотик для расслабления.

Может у меня, конечно, и чересчур музыкальные уши, но разницу между исходным звуком и сжатым в mp3 улавливаю сразу. Принцип такового сжатия пришел от видеосистем, где сжатие, в основном, проходит за счет удаления цветов, не видимых простым человеческим глазом. В звуке это достигается за счет неотличимых для человеческого уха частот. Когда я сжал свой аудио файл, в котором хранилось звучание скрипки, то провел некоторое сравнение. И что же получилось: скрипка-МР3 осталась скрипкой, но тембр ее звучания изменился - стал более тусклым и пустым, к тому же ушли крайне низкие и крайне высокие частоты. За счет удаления некоторых частот поменялось соотношение обертонов. Вот это мне очень не нравится, и к тому же, я считаю это крайне вредным.

Постоянное отсутствие отдельных обертонов заставляет мозг привыкнуть к подобному качеству звучания музыкальных инструментов. Уже сейчас я встречаю людей, которые морщатся при прослушивании "нормальной" несжатой музыки. Постепенно, привыкнув к скудному звучанию обертонов, люди при "живом" воспроизведении начинают чувствовать себя дискомфортно. Чтобы Вам было более понятно, я позволю себе привести маленький пример. У меня есть друг детства, не занимающийся музыкой, но имеющий склонность к коллекционированию. Приобретение компьютера и возможность работать с mp3-дисками открыли для него новые горизонты. Слушать он стал, естественно, только их. И вот в один прекрасный вечер мы встретились как старые друзья попить пиво и поговорить ни о чем. В качестве фона для нашей беседы я выбрал последний альбом Depeche Mode на отдельном audio CD. Впрочем, у него был такой же альбом, но сжатый в mp3. К концу вечера мой друг почувствовал себя болезненно и выглядел очень усталым. Надеюсь, сейчас, читая эти строки он уже полностью понимает частичную причину своего тогдашнего состояния. Немного подумав, я тогда предположил, что все дело в его увлечении mp3. Мы решили провести опыт. За день работы в офисе он прослушивал около пяти-шести сжатых альбомов на одном диске. Я же ему подогнал эти же пять-шесть альбомов на отдельных аудио-дисках. То есть он должен был вместо сжатого звука послушать натуральный. И вот результаты нашего эксперимента. "Живая" музыка не пошла - Леху начали мучать мигрень и быстрая утомляемость. В результате пришлось человека спасать, хотя "сидел" он на сжатой музыке всего лишь около полугода.

А теперь представьте себе доктрину, что к сжатой музыке привыкнут дети, постоянно сидящие за компьютером. Ведь многие разработчики игр в целях экономии места сжимают wav-файлы. Или появятся новые системы аудиосжатия, оставляющие от звучания скрипки только скрип струны. Представляю, какой поднимется фурор вокруг последней разработки, позволяющей сжимать wav-файл, например, в 100! раз. Реклама будет везде, даже на страницах этой газеты. А Вам бы понравилось, если бы из воздуха, которым Вы дышите, убрали несколько элементов, оставив один кислород. В результате, Ваш организм просто бы захирел. Так почему же мы, руководствуясь финансовой выгодой и заверениями компьютерной прессы о якобы "без потери качества", мучаем свою нервную систему? Да, да, нервную систему. Потому что одна из особенностей человеческого организма - это выработка иммунитета против чего-либо. Вторая особенность - это привыкание и сброс ненужной информации. Так вот, привыкая к скудным по плотности тембрам, человек начинает неадекватно реагировать на более плотную "живую" музыку. Мы, жители городов, в век шумового загрязнения, постоянно слушая всевозможные сирены, автомобильные сигналы и т.п., разрушающие человеческий слух и психику, намеренно идем на уничтожение удовольствия от восприятия музыки. Компьютерные технологии для масс только недавно добились от железа "вкусного" звука, и тут же делают шаг в сторону ухудшения его качества. Мы не видим ультрафиолет и инфракрасные излучения, но они есть! Они оказывают на человеческий организм свои воздействия. Точно также и с музыкой. К тому же с переходом на цифровые носители мы уже упростили природную модель звука. В период перехода звукозаписывающей индустрии на CD многих меломанов при прослушивании музыки с данных носителей не покидало ощущение какой-то "сухости" звучания. Хотя научные исследования доказали, что частота дискретизации 44 kHz является оптимальной для человеческого уха и позволяет полностью и без потери качества воспроизводить звук (другими словами 24 кадра в секунду и человек не видит движущейся кинопленки, 44 kHz и человек не чувствует границы качества звука). Постепенно к этой "сухости" привыкли, и теперь звук с CD воспринимается нормально. Мы живем на суррогате.

Единственная сфера, где можно оправдать MP3 - это Internet. Обладая на порядок меньшим объемом по сравнению с WAV, сжатые файлы являются более мобильными и транспортабельными. Это, конечно, повлекло за собой проблему несоблюдения авторских прав из-за легкой доступности. Но лично я расцениваю файлы .mp3 как рекламные буклеты, как ни крути, но отличающиеся от оригинала. Загоняя на один компакт-диск несколько десятков альбомов, человек теряет не только в возможности получения полного удовольствия от качества воспроизводимой музыки, но и не может сосредоточиться и вникнуть во что-то одно.

Тема вторая. Человек изначально слушал музыку на расстоянии. Потом появились наушники, а их разновидность - "улитки" - пролезли прямо в уши. Сейчас можно зайти почти в каждый офис и увидеть человека, ловящего чудотворные ноты через сие приспособление. Конечно, мое мнение многим покажется смешным. Но когда мне задают вопрос насчет рациональности использования "улиток", я отвечаю примерно так: "А Вы пробовали работать с монитором, приткнувшись к нему носом?" Человеческое ухо - это очень тонкий инструмент. Как известно, звук - это колебания воздуха. И очень интересная картина получается, когда эти звуковые волны бахают Вам прямо в ухо - при критическом давлении воздуха или мощном сигнале у Вас лопаются барабанные перепонки, так как нет достаточного выхода воздуха, а звуковые волны идут напрямую. Это раз. Почти все наушники данного класса плохо воспроизводят низкие частоты, но высокими даже могут вызвать раздражение. Это два. Ухо воспринимает частоты с помощью некоторых ворсинок, стоящих в определенном положении. При переусилении сигнала определенной частоты ворсинки, ее чувствующие, меняют положение, и восстановление его до первоначального почти невозможно. Я встречал достаточно много аранжировщиков и звукооператоров, "глухих" на определенные частоты. Это три.

Углубляясь в тему болезней слуха, я не буду Вам зачитывать медицинский словарь, а расскажу поучительный и, к моему величайшему сожалению, "кровавый" случай. Однажды я пришел к своему знакомому аранжировщику, которого не видел до этого примерно год. Когда я вошел в квартиру, меня удивили все преобразования, произошедшие в ней - стояли звукоизолирующие окна, и все двери обиты чем-то напоминающим вату. Оказалось, у моего знакомого была болезнь "звона в голове" (не знаю как это по-научному). То есть любой звук отзывался диким гулом в голове. Человек носил специальные пробки, но толку от них, сами понимаете... Эта болезнь возникла от длительного прослушивания музыки большой громкости вблизи источника звука, а также от резких переключений сигнала на максимальную громкость. Компьютеры имеют свойство притормаживать при воспроизведении звука (икания, застревания, замирания и т.п.). Поэтому работая с компьютером и слушая с него музыку, следует постараться обеспечить как можно более качественную и сбалансированную с понятием здоровья аудиосистему.

Кристофер М. ИХИХО,
аранжировщик "S-MEDIUM DX"

P.S. Я не берусь делать из этой статьи какие-либо выводы или ставить ее кому-то в назидание, но хочу лишь предупредить о хрупкости почвы под ногами.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

37 за 1998 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!