Есть ли жизнь на рынке ПО?

Обзор предложений программного обеспечения

Вопрос, что называется, не простой. Чисто логически вполне резонно предположить, что каждый, кто имеет или собирается купить компьютер, заинтересован и в приобретении необходимых ему программ. Но если попробовать поискать эти самые программы по рекламным объявлениям, то окажется, что сделать соответствующую покупку не так уж и просто.

Другими словами, рынок программного обеспечения на сегодняшний день представлен весьма и весьма скромно - всего 4% от общего количества предложений компьютерных товаров.

Это связано, по-видимому, с рядом причин. Во-первых, стоимость лицензионного ПО по нашим меркам пока еще велика и не каждый покупатель и даже фирма может себе это позволить. Дешевле купить необходимый софт на другом рынке или переписать у кого-нибудь из знакомых. Добавим сюда несовершенство законодательства по авторским правам (которое в настоящий момент опять меняется) и еще не докатившуюся до нас волну борьбы с пиратством. Поэтому большинство фирм-продавцов предпочитают делать основной упор на продажу компьютерной техники, а программное обеспечение просто включается в комплект поставки либо устанавливается на продаваемые компьютеры в виде дополнительной бесплатной услуги (подарка покупателю).

Кроме того, разработчики, как правило, предпочитают писать ПО под заказ, нежели делать какие-то типовые программы, ссылаясь при этом на специфику работы предприятия-заказчика и обещая клиенту написать все что угодно.

Тем не менее, рынок ПО все-таки существует и его внутренняя структура выглядит следующим образом (см. рис.1).

Рис. 1. Структура рынка ПО

Как видим, лидирующие позиции прочно занимают прикладные программы - 37 % от общего числа предложений ПО. Остальные достаточно четко подразделяются на 4 группы. Второе место (по 11%) делят сетевое ПО, базы данных и СУБД. На третьем - операционные системы и САПР (по 9%). Затем идут предложения ПО конкретных фирм-разработчиков и соответствующая учебная литература (по 5%) и, наконец, 2% составляют предложения ПО для создания распределенных информационных систем (РИС).


Прикладные программы

Рассмотрим более подробно предложения прикладного ПО, поскольку именно эта категория программ наиболее актуальна для широкого круга пользователей.

Здесь, что называется, без неожиданностей: подавляющее количество предложений прикладного ПО относится к сфере бухгалтерии. Если взять их общее количество за 100%, то доля бухгалтерских программ составляет 76%, т.е. 3/4.

Попутно отметим одну интересную историческую подробность: многие бухгалтерские программы выросли из простеньких программок для печати на компьютере платежных поручений. Потом эти заменители пишущих машинок и ленивых программистов (изнывающих от скуки и бесчисленных бухгалтерских бумаг) разрастались, разбухали, и сегодня на рынке предлагаются уже целые программные комплексы. Наиболее активно среди них рекламируются "1С" (64 % от общего числа бухгалтерских программ) и "Ветразь" (21 %), затем идут "Анжелика", "Вся бухгалтерия" и "Турбобухгалтер" (по 5 %).

А теперь объединим все эти цифры и попробуем сделать некоторые обобщения (см. рис. 2).

Рис. 2

С помощью этого рисунка можно попытаться ответить на часто возникающий и уже ставший сакраментальным вопрос о том, какая программа наиболее популярна сейчас на белорусском рынке. Как видим, получается, что это бухгалтерский комплекс "1С".

В свою очередь, именно бухгалтерия является сегодня тем подразделением любого предприятия, которое в наибольшей мере восприимчиво к использованию программного обеспечения.

Интересно обозначить и те разделы бухгалтерии, которые уже охвачены возможностями типовой компьютерной автоматизации - это собственно бухгалтерский учет, затем учет движения товаров в торговых помещениях и на складе, расчеты по заработной плате и информация о кадрах.

Среди других прикладных программ отметим присутствие на рынке пакетов для организации электронного документооборота, оформления таможенных грузов и антивирусной защиты компьютеров.

И завершая разговор о блоке прикладного ПО, приведем данные о том, кто является разработчиками программ, продаваемых сегодня на рынке РБ (см. табл.).

Фирма-разработчик % предложений ПП
48%
ЛюксСофт 16%
GoldenSoftware 4%
Micro Express 4%
TiCOM 4%
ВирусБлокАда 4%
Скатрис 4%
ДиалогНаука 4%
ДИЦ 4%

Если же посмотреть на эти данные с точки зрения стран, где разработаны обсуждаемые прикладные программы, то картина будет выглядеть следующим образом (см. рис. 3).

Рис. 3

Отсюда следует весьма интересный вывод: доля предложений белорусского прикладного ПО достаточно велика - более 1/3. Еще более впечатляющими выглядят данные о количественном соотношении прикладных программ. Так, если российских программ или программных комплексов у нас предлагается всего 3 ("1С", "Турбобухгалтер" и антивирусный пакет АО "ДиалогНаука"), то количество подобных белорусских продуктов составляет 6 наименований. И ради такого случая их тоже стоит перечислить поименно - это "Анжелика", "Ветразь", "Вся бухгалтерия", MEDMS, пакет таможенных программ от "Скатрис" и антивирусный комплекс "ВирусБлокАда".

Получается, что родных прикладных программ у нас на рынке больше, но предлагаются они в меньшей мере по сравнению с пришельцами из России.


Базы данных

Базы данных и справочники - вторая по популярности среди конечных потребителей группа ПО. Как уже говорилось, доля предложений этих программ составляет 11%.

Внутренняя же структура БД-группы представлена достаточно монолитно: 86% предложений составляют справочники предприятий, которые хоть и имеют между собой какие-то различия в плане платформ, оболочек, сервиса и подбора информации, но больше всего отличаются друг от друга все-таки охватом определенных регионов - РБ, РФ, СНГ, Европа и т.д.

И замыкает список ставшая в последнее время достаточно популярной юридическая информация. Попутно заметим, что данный сегмент рынка ПО, едва образовавшись, сегодня уже претерпевает определенные изменения, причем пока неясно, в худшую или лучшую сторону. Это связано как с уходом с арены "СофтИнформа", так и с ужесточением условий лицензирования. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что потребность в подобных программах среди потребителей не угаснет, а значит у разработчиков и продавцов есть хорошие возможности для творчества и бизнеса.

Это подтверждает и сегодняшнее положение вещей: соотношение предложений белорусских и зарубежных разработок в этой группе выглядит даже лучше, чем в блоке прикладных программ - соответственно 57% и 43%.


Покупатели и продавцы

В процессе анализа предложений программного обеспечения как-то само собой обнаружилось, что их можно достаточно определенно разделить на три категории с точки зрения потребителей.

  1. Конечные пользователи, которые пользуются готовыми программами, внося туда и извлекая оттуда необходимую информацию.
  2. Администраторы - системные и сетевые, которые устанавливают необходимое готовое ПО и отслеживают его работоспособность.
  3. Разработчики - программисты, которые непосредственно пишут новые программы.

Думается, что данные о соотношении объемов предложений ПО, ориентированных на эти группы потребителей будут интересны читателям в плане определенной направленности маркетинговой деятельности (см. рис.4).

Рис. 4

Как видим, наибольшее количество предложений адресовано конечным пользователям, около четверти - администраторам (этот сегмент можно назвать "ПО общего назначения") и достаточно большая часть (около трети предложений) ориентирована на разработчиков.

Конечно, это только косвенные и достаточно приближенные данные, которые могут и не совпадать с реальными объемами продаж. Тем не менее, вполне логично предположить, что, с одной стороны, чаще покупается именно то, что рекламируется, и, с другой, что предлагается скорее всего тот товар, который может хорошо продаваться.

И в заключение приведем список наиболее активных продавцов (см. рис. 5).

Рис. 5

Приведенные цифры можно расценивать двояко. С одной стороны, они характеризуют рыночную активность продавцов, а с другой - в них можно усмотреть намек на определенную долю рынка программного обеспечения, которую занимают или стремятся занять соответствующие фирмы и организации.

Сергей ДМИТРИЕВ,
ПКП "Веспол"
boma98@yahoo.com

Данный обзора рынка программного обеспечения основан на рекламных предложениях, опубликованных в "КВ" в августе месяце.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 1998 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!