ATI Rage 128

Широко ли шагает ATI Technologies Inc?

Больше года прошло с тех пор, как ATI Technologies Inc. выпустила в свет свой неплохой, по тем временам, видеочип Rage Pro. Пожиная плоды OEM-поставщика таких именитых партнеров, как Apple, Compaq, Dell, Gateway, Toshiba, NEC, Acer, NCR, IBM, Sony, AST, Fujitsu, Siemens-Nixdorf, работники компании не спешили с созданием новых более производительных, чем Rage Pro, видеочипов. Кто-то заметит, что зря. Ан нет. Тактика ATI Technologies Inc. заслуживает пристального внимания только потому, что к настоящему моменту только для AGP-плат компанией уже продано 10 миллионов видеочипов Rage Pro и его модификаций.

Вместо необузданной гонки за очередным лидером и связанными с нею затратами на технологические разработки ATI увлекается OEM-распродажей видеочипов, не уделяя внимания разработке новых драйверов. В результате, приобретая Rage Pro, приходится 8 месяцев ждать, пока, наконец, выйдет нормально функционирующий OpenGL-драйвер для GLQuake-подобных игр. А ведь видеокарты носят как-никак имя Xpert@Play. Лишь спустя год выходит первая редакция (как обычно, Бета-версия) полного OpenGL ICD драйвера для Windows 95/98.

Но пришло время наводить порядок. 27 августа сего года ATI Technologies Inc. анонсировала долгожданный 128-битный 2D- и 3D-акселлератор Rage 128. В нем используется технология SuperScalar Rendering для достижения высокой скорости как в 3D-, так и в 2D-графике. Архитектура Twin-Cache Architecture объединяет кэш текстур и кэш пикселей, используемые для увеличения эффективной полосы пропускания памяти и, одновременно, повышения скорости работы с большим количеством текстур. Однопроходное мультитекстурирование позволяет накладывать освещенность на текстуры без использования дополнительных циклов. Тем самым повышается производительность в играх, широко использующих мультитекстурирование, например, Quake II. Ускоритель конкурирующих команд (Concurrent Command Engine) использует преимущества AGP. В состав видеочипа также входят средства для декодирования DVD (MPEG-2), такие, как iDCT и Motion Compensation (компенсация движения). Rage 128 имеет 16-битный видеопорт с поддержкой AMC (ATI Multimedia Channel) и VIP 1.1.

Основа 3D-ускорителя - аппаратный Triangle Setup Engine с пиковой пропускной способностью 3.6 млн. полигонов/сек. Rage 128 имеет 64-битный или 128-битный интерфейс с памятью видеокарты, пропускная способность которой составляет 1.6Gb/sec. Rage 128 поддерживает AGP 2X с адресацией по боковой полосе и AGP-текстурирование. Максимальное количество устанавливаемой видеопамяти - 32Mb. Rage 128 имеет интегрированный RAMDAC 230 или 250 МГц. Видеочипы производятся по 0.25-микронной 2.5V CMOS-технологии. Доступные частоты регенерации представлены в таблице.

Частоты регенерации экрана при различных разрешениях, объеме памяти и глубине цвета для 2D-графики, Hz (250MHz DAC)
Количество цветов 256 65k 16.7M
Объем видеопамяти, Mb 2 2 4 2 4 8
640х480 200 200 200 200 200 200
800х600 200 200 200 200 200 200
1024х768 200 200 200 - 200 200
1152х864 150 150 150 - 150 150
1280х1024 100 - 100 - 100 100
1600х1200 90 - 90 - - 85
1920х1200 - - - - - 76

Rage 128 поддерживает все основные возможности DirectX 6: мультитекстурирование, наложение рельефа (bump mapping), 8-битные шаблоны (stencil planes) и буфер вершин. Функциональные возможности Rage 128 включают трилинейную фильтрацию, альфа-смешение, полигональный и табличный туман, видеотекстуры, отражения, тени, блики, морфинг текстур, 16, 24 и 32-битную z-буферизацию и краевое сглаживание. Рендеринг выполняется с субпиксельной и субтексельной коррекцией в 4 бита. Поддерживаются 16-битные, 32-битные и палитровые 8-битные и 4-битные текстуры.

Радует информация о хорошей "упаковке" драйверами и программным обеспечением.

Поддерживаемое программное обеспечение для различных операционных систем
Программное обеспечение Операционная система
DOS WIN 3.x WIN 95 WIN 98 NT 3.51 NT 4.0 NT 5.0 MAC OS OS/2
2D Accelerated driver support VESA + + + + + + + +
VIDEO Microsoft DirectDraw     + +   + +    
Microsoft ActiveMovie/DirectShow     + +     +    
MPEG-1 software playback     + +   + +    
DVD/MPEG-2 software playback     + +     +    
Quicktime acceleration               +  
3D Microsoft Direct3D     + +     +    
Quickdraw 3D RAVE               +  
OpenGL ICD     + +   + +    
AGP     + +   +1 +    

1 NT 4.0 Service Pack 3 поддерживает AGP устройства без использования AGP текстурирования.

К семейству Rage 128 относятся два видеочипа:

  • Rage 128 GL в 312-pin BGA-корпусе со 128-битным интерфейсом видеопамяти и поддержкой SGRAM на 125 МГц для высокопроизводительных систем.
  • Rage 128 VR в небольшом 256-pin BGA-корпусе, совместимом с Rage Pro Turbo, с 64-битным интерфейсом видеопамяти и поддержкой Single Data Rate (SDR) SGRAM на 143 МГц, и Double Data Rate (DDR) SGRAM. Идеальный вариант для интегрирования с материнскими платами, т.к. при использовании DDR SGRAM обеспечивает производительность, эквивалентную Rage 128 GL, и без каких-либо проблем может быть установлен на место, предназначенное для Rage Pro (просто подарок для производителей материнских плат).

Стоимость Rage 128 GL - $40. Rage 128 VR - $30.

Распределение доступной видеопамяти при максимальных значениях разрешений 3D режимов и области применения различных видеокарт на базе видеочипа ATI RAGE 128
Frame Buffer, Mb Разрешение Глубина цвета, Bits/Pixel Front Buffer, Mb Back Buffer, Mb Z Buffer Depth, Bits Z Buffer, Mb Local Texture Memory, MB Область применения
  с Z без Z  
4 640x480 32 1.17 1.17 16 0.59 1.07 1.66 Стандартные системы
800x600 16 0.92 0.92 16 0.92 1.25 2.17
8 800x600 32 1.83 1.83 32 1.83 2.51 4.34 Высокопроизводительные системы
1024х768 16 1.5 1.5 32 3 2 5
1024х768 32 3 3 16 1.5 0.5 2
1280х1024 16 2.5 2.5 16 2.5 0.5 3
16 1280x1024 32 5 5 32 5 1 6 CAD
1600x1200 16 3.66 3.66 32 7.32 1.35 8.68
32 1600x1200 32 7.32 7.32 32 7.32 10 17.35 Рабочие станции
1920x1200 32 8.79 8.79 32 8.79 5.63 14.42

ATI Technologies Inc. анонсировала также три платы на основе Rage 128 GL:

  • Xpert 128 с 16 Mб видеопамяти - для ОЕМ-рынка ($199);
  • Rage Fury с 32 Mб видеопамяти - для геймеров ($299);
  • Rage Magnum с 32 Mб видеопамяти - для профессионального применения.

В продаже платы должны появиться в октябре месяце.

***

Остается только ждать и надеяться, что очередной шаг ATI Technologies Inc. не будет лишь ОЕМ-ориентированной комбинацией, хотя, глядя на характеристики корпуса Rage 128 VR, в это поверить очень тяжело.

Дмитрий КОЖУРО,
Dm.Kozhuro@usa.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 1998 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!