Широко ли шагает ATI Technologies Inc?
Больше года прошло с тех пор, как ATI Technologies Inc. выпустила в свет свой неплохой, по тем временам, видеочип Rage Pro. Пожиная плоды OEM-поставщика таких именитых партнеров, как Apple, Compaq, Dell, Gateway, Toshiba, NEC, Acer, NCR, IBM, Sony, AST, Fujitsu, Siemens-Nixdorf, работники компании не спешили с созданием новых более производительных, чем Rage Pro, видеочипов. Кто-то заметит, что зря. Ан нет. Тактика ATI Technologies Inc. заслуживает пристального внимания только потому, что к настоящему моменту только для AGP-плат компанией уже продано 10 миллионов видеочипов Rage Pro и его модификаций.
Вместо необузданной гонки за очередным лидером и связанными с нею затратами на технологические разработки ATI увлекается OEM-распродажей видеочипов, не уделяя внимания разработке новых драйверов. В результате, приобретая Rage Pro, приходится 8 месяцев ждать, пока, наконец, выйдет нормально функционирующий OpenGL-драйвер для GLQuake-подобных игр. А ведь видеокарты носят как-никак имя Xpert@Play. Лишь спустя год выходит первая редакция (как обычно, Бета-версия) полного OpenGL ICD драйвера для Windows 95/98.
Но пришло время наводить порядок. 27 августа сего года ATI Technologies Inc. анонсировала долгожданный 128-битный 2D- и 3D-акселлератор Rage 128. В нем используется технология SuperScalar Rendering для достижения высокой скорости как в 3D-, так и в 2D-графике. Архитектура Twin-Cache Architecture объединяет кэш текстур и кэш пикселей, используемые для увеличения эффективной полосы пропускания памяти и, одновременно, повышения скорости работы с большим количеством текстур. Однопроходное мультитекстурирование позволяет накладывать освещенность на текстуры без использования дополнительных циклов. Тем самым повышается производительность в играх, широко использующих мультитекстурирование, например, Quake II. Ускоритель конкурирующих команд (Concurrent Command Engine) использует преимущества AGP. В состав видеочипа также входят средства для декодирования DVD (MPEG-2), такие, как iDCT и Motion Compensation (компенсация движения). Rage 128 имеет 16-битный видеопорт с поддержкой AMC (ATI Multimedia Channel) и VIP 1.1.
Основа 3D-ускорителя - аппаратный Triangle Setup Engine с пиковой пропускной способностью 3.6 млн. полигонов/сек. Rage 128 имеет 64-битный или 128-битный интерфейс с памятью видеокарты, пропускная способность которой составляет 1.6Gb/sec. Rage 128 поддерживает AGP 2X с адресацией по боковой полосе и AGP-текстурирование. Максимальное количество устанавливаемой видеопамяти - 32Mb. Rage 128 имеет интегрированный RAMDAC 230 или 250 МГц. Видеочипы производятся по 0.25-микронной 2.5V CMOS-технологии. Доступные частоты регенерации представлены в таблице.
Частоты регенерации экрана при различных разрешениях, объеме памяти и глубине цвета для 2D-графики, Hz (250MHz DAC) | ||||||
Количество цветов | 256 | 65k | 16.7M | |||
Объем видеопамяти, Mb | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 8 |
640х480 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 |
800х600 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 |
1024х768 | 200 | 200 | 200 | - | 200 | 200 |
1152х864 | 150 | 150 | 150 | - | 150 | 150 |
1280х1024 | 100 | - | 100 | - | 100 | 100 |
1600х1200 | 90 | - | 90 | - | - | 85 |
1920х1200 | - | - | - | - | - | 76 |
Rage 128 поддерживает все основные возможности DirectX 6: мультитекстурирование, наложение рельефа (bump mapping), 8-битные шаблоны (stencil planes) и буфер вершин. Функциональные возможности Rage 128 включают трилинейную фильтрацию, альфа-смешение, полигональный и табличный туман, видеотекстуры, отражения, тени, блики, морфинг текстур, 16, 24 и 32-битную z-буферизацию и краевое сглаживание. Рендеринг выполняется с субпиксельной и субтексельной коррекцией в 4 бита. Поддерживаются 16-битные, 32-битные и палитровые 8-битные и 4-битные текстуры.
Радует информация о хорошей "упаковке" драйверами и программным обеспечением.
Поддерживаемое программное обеспечение для различных операционных систем | ||||||||||
Программное обеспечение | Операционная система | |||||||||
DOS | WIN 3.x | WIN 95 | WIN 98 | NT 3.51 | NT 4.0 | NT 5.0 | MAC OS | OS/2 | ||
2D | Accelerated driver support | VESA | + | + | + | + | + | + | + | + |
VIDEO | Microsoft DirectDraw | + | + | + | + | |||||
Microsoft ActiveMovie/DirectShow | + | + | + | |||||||
MPEG-1 software playback | + | + | + | + | ||||||
DVD/MPEG-2 software playback | + | + | + | |||||||
Quicktime acceleration | + | |||||||||
3D | Microsoft Direct3D | + | + | + | ||||||
Quickdraw 3D RAVE | + | |||||||||
OpenGL ICD | + | + | + | + | ||||||
AGP | + | + | +1 | + |
1 NT 4.0 Service Pack 3 поддерживает AGP устройства без использования AGP текстурирования.
К семейству Rage 128 относятся два видеочипа:
- Rage 128 GL в 312-pin BGA-корпусе со 128-битным интерфейсом видеопамяти и поддержкой SGRAM на 125 МГц для высокопроизводительных систем.
- Rage 128 VR в небольшом 256-pin BGA-корпусе, совместимом с Rage Pro Turbo, с 64-битным интерфейсом видеопамяти и поддержкой Single Data Rate (SDR) SGRAM на 143 МГц, и Double Data Rate (DDR) SGRAM. Идеальный вариант для интегрирования с материнскими платами, т.к. при использовании DDR SGRAM обеспечивает производительность, эквивалентную Rage 128 GL, и без каких-либо проблем может быть установлен на место, предназначенное для Rage Pro (просто подарок для производителей материнских плат).
Стоимость Rage 128 GL - $40. Rage 128 VR - $30.
Распределение доступной видеопамяти при максимальных значениях разрешений 3D режимов и области применения различных видеокарт на базе видеочипа ATI RAGE 128 | |||||||||
Frame Buffer, Mb | Разрешение | Глубина цвета, Bits/Pixel | Front Buffer, Mb | Back Buffer, Mb | Z Buffer Depth, Bits | Z Buffer, Mb | Local Texture Memory, MB | Область применения | |
с Z | без Z | ||||||||
4 | 640x480 | 32 | 1.17 | 1.17 | 16 | 0.59 | 1.07 | 1.66 | Стандартные системы |
800x600 | 16 | 0.92 | 0.92 | 16 | 0.92 | 1.25 | 2.17 | ||
8 | 800x600 | 32 | 1.83 | 1.83 | 32 | 1.83 | 2.51 | 4.34 | Высокопроизводительные системы |
1024х768 | 16 | 1.5 | 1.5 | 32 | 3 | 2 | 5 | ||
1024х768 | 32 | 3 | 3 | 16 | 1.5 | 0.5 | 2 | ||
1280х1024 | 16 | 2.5 | 2.5 | 16 | 2.5 | 0.5 | 3 | ||
16 | 1280x1024 | 32 | 5 | 5 | 32 | 5 | 1 | 6 | CAD |
1600x1200 | 16 | 3.66 | 3.66 | 32 | 7.32 | 1.35 | 8.68 | ||
32 | 1600x1200 | 32 | 7.32 | 7.32 | 32 | 7.32 | 10 | 17.35 | Рабочие станции |
1920x1200 | 32 | 8.79 | 8.79 | 32 | 8.79 | 5.63 | 14.42 |
ATI Technologies Inc. анонсировала также три платы на основе Rage 128 GL:
- Xpert 128 с 16 Mб видеопамяти - для ОЕМ-рынка ($199);
- Rage Fury с 32 Mб видеопамяти - для геймеров ($299);
- Rage Magnum с 32 Mб видеопамяти - для профессионального применения.
В продаже платы должны появиться в октябре месяце.
***
Остается только ждать и надеяться, что очередной шаг ATI Technologies Inc. не будет лишь ОЕМ-ориентированной комбинацией, хотя, глядя на характеристики корпуса Rage 128 VR, в это поверить очень тяжело.
Дмитрий КОЖУРО,
Dm.Kozhuro@usa.net
Горячие темы