"Марс" и "Сникерс" в одной упаковке

Идея уменьшить число компонентов персонального компьютера существует не первый день. Контакты и проводники являются источником проблем для любой электронной системы, особенно при тех частотах, которые стали рабочими в современных компьютерах. Контакты порождают отказы, а печатные проводники на плате превращаются в антенны (и, как следствие, вызывают помехи для радиоаппаратуры).

Собственно говоря, избавиться от плат расширения удалось еще во времена 486-х машин, создав системные платы "all-in-one", включающие, помимо традиционной мультикарты, чипы видео- и звукового адаптера. При всех несомненных достоинствах такой компьютер практически не подлежит модернизации, даже корпус, как правило, подходит только под конкретную плату. В общем, вариант не очень прижился.

Фирма Cyrix (входящая в настоящее время в состав корпорации National Semiconductor), пошла еще дальше, объединив почти все компоненты компьютера в одном кристалле. Процессор MediaGX внешне похож на обычный "камень" под Socket 7, однако его внутреннее устройство значительно сложнее. Помимо ядра процессора, совместимого с Pentium MMX и аппаратной поддержкой MPEG-1, в нем имеются практически все компоненты полноценного мультимедиа-компьютера. А именно:

  • средства управления шиной PCI,
  • контроллер оперативной памяти,
  • видеоадаптер,
  • два порта USB,
  • звуковая подсистема,
  • игровой порт.

Все недостающие компоненты (ISA, параллельный и последовательные порты, IDE/FDD-адаптер) реализованы на микросхеме Cyrix 5520, которая является единственным дополнением к MediaGX. Итак, что дает такая интеграция?

Наличие контроллера оперативной памяти на одном кристалле с процессором позволяет вести обмен данными с кэшем и RAM на частоте процессора (напомню, что современные системы делают это, в лучшем случае, на половине частоты).

Тот же эффект получается из-за наличия на кристалле видеоадаптера, который тоже работает на частоте процессора. Кроме этого, шина PCI не перегружается данными для него. Еще одна особенность (не настолько однозначно хорошая): использование в качестве видеопамяти штатной RAM. С одной стороны, это позволяет получать разрешение до 1280*1024 при 24-битном цвете без проблем. С другой - видеоплаты, работающие по такому принципу, уже появлялись пару лет назад, но не прижились. Причиной тому стали сравнительно высокая в то время цена памяти и дополнительная нагрузка по перекачке данных, которая падала на процессор.

Что касается звукового контроллера, также интегрированного в кристалл и поддерживающего "все промышленные стандарты", то выигрыш находится несколько в другой сфере - он не занимает прерывание, частенько попадающее в дефицит.

Ну и, конечно, цена системы на таком процессоре будет заметно ниже. Цену MediaGX мне узнать не удалось, но, судя по всему, она не будет сильно отличаться от цены "нормального" процессора. То есть долларов 60-80 сэкономить вполне возможно.

Теперь немножко дегтя. Процессор несовместим со стандартным Socket 7 и ни с одним из стандартных чипсетов. Для него нужна только плата со специальным чипом, который упоминался выше. Проблемы с апгрейдом остаются: выбрать видеокарту на свой вкус (звуковая карта менее значима для большинства пользователей, и они, скорее всего, удовлетворятся имеющейся) невозможно. Правда, есть шанс, что в дальнейшем будут выпускаться процессоры с более высокими характеристиками, и тогда замена "камня" позволит модернизировать всю систему. Но это еще вилами по воде... А пока есть три варианта: 166, 180 и 200 МГц, - что, в общем-то, негусто на сегодняшний момент.

Такое сочетание плюсов и минусов позволяет определить нишу, в которую MediaGX вписывается. Во-первых, это ноутбуки и другие мобильные системы (в частности, Compaq Presario серий 1230 и 1232). Во-вторых, это компьютеры начального уровня для дома, офиса и школы (игры, MS Office, Internet). Ниша ограниченная, но не маленькая и постоянно растущая, даже в нашей небогатой стране.

Но это еще не все. Фирма National Semiconductor, которая приобрела Cyrix, в 1999 году собирается выпустить полноценный компьютер на одном кристалле. И разработка, о которой шла речь выше, играет в этом проекте ключевую роль. Но это тема для отдельной статьи.

Вадим ВИНОКУР,
datalink@chat.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 1998 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!