Аудиосистема TERRATEC EWS64S

Приблизительно около года тому назад мы уже рассказывали о продукции немецкой компании TERRATEC - тогда речь шла о плате EWS64XL, которая и по сей день является своего рода визитной карточкой данной фирмы. Весной 1998 года на полках компьютерных магазинов Германии имя TERRATEC замелькало в два раза чаще, поскольку к EWS64XL прибавилась ее "младшая сестра" - аудиоплата EWS64S. Можно до бесконечности теоретизировать по поводу "полезности" или же "ущербности" политики урезания функциональных возможностей в разного рода облегченных версиях, но на практике всегда решающее слово принадлежит господину кошельку, а у него, как известно, разговор короткий... Применительно к изделиям TERRATEC это означает следующее. Образцово-показательная плата EWS64XL со всеми своими хвалеными возможностями в магазине стоит 999DM. Скажите пожалуйста, что остается делать, если у вас в кармане всего 450DM? Умные и воспитанные подумают: "Что делать, что делать - пускать слюни!". Люди, регулярно читающие компьютерную прессу, знающе посоветуют: "Ждать пока подешевеет!". Однако практика подсказывает, что на рынке звукового оборудования все мало-мальски стоящее не дешевеет очень и очень долго. Да и вообще, стоит ли наказывать себя ожиданием? Для тех читателей, кому последнее возражение показалось разумным, существует неплохая альтернатива в лице EWS64S. В особенности с учетом того, что эта плата при помощи так называемых расширений может быть доведена почти до уровня своей старшей сестрицы.

Итак, более подробно о том, что же это за "штучка" EWS64S, и в каких случаях она уместна. Как это ни удивительно, но при значительно более низкой цене, нежели у EWS64XL, рассматриваемая плата вовсе не выглядит гадким утенком. На ней находится тот же чип DREAM (он же SAM9407). Изначально имеются те же 2 Мб RAM, а в дополнительный разъем может быть установлен SIMM объемом ни много ни мало 64Мб. Помимо всего прочего, даже чисто внешне эти две платы удивительно схожи: то же сочетание темного с золотым (сразу чувствуется немецкая гордость за свою отчизну). Есть, конечно же, и отличия, иначе мы бы не говорили о EWS64S, как о младшей модели. Первое, что бросается в глаза, так это отсутствие выносного модуля с цифровым и MIDI интерфейсами. Далее, при более внимательном осмотре самой платы, обнаруживается, что кодек CS4236B уступил место "коллеге" от Analog Devices (AD1816A), исчез разъем Waveblaster, а на задней панели также одним разъемом стало меньше. В то же время появились два новых коннектора: один для подключения цифрового интерфейса, второй - для дочерней платы FM радио. Естественно, после всех этих формальных перечислений, по логике вещей, должны следовать несколько абзацев с упоминаем того, что отсюда следует. Не будем нарушать не нами установленные правила.

Наличие чипа SAM9407, адресующего до 64 Мб RAM, говорит о том, что владелец EWS64S получает то же качество табличного синтеза и, что самое главное, то же качество эффектов, которое доступно при наличии EWS64XL. Более того, приняв во внимание, что на сегодняшний день как минимум три компании (GUILLEMOT, HOONTECH и TERRATEC) выпускают аудиоплаты на основе DREAM, в актив EWS64S следует отнести и потенциально больший, чем у конкурентов, выбор банков инструментов, загружаемых в память. Для чипа DREAM существует универсальный формат банков *.94b, чем можно и нужно пользоваться. Наличие мощного DSP (все тот же DREAM) обеспечивает реальное трехмерное позиционирование звука (как-никак у EWS64S два равноправных линейных выхода), а также способность аппаратно микшировать до 8 аудиотреков (стерео).

В связи с последней фразой хотелось бы сделать небольшое отступление и более подробно остановиться на примыкающей сюда же проблеме одновременной записи/воспроизведения нескольких аудиопотоков. Понятие расширенного дуплекса подразумевает возможность записи одной стереодорожки параллельно с воспроизведением нескольких других. У EWS64S по умолчанию число последних равно шести, однако теоретически может быть поднято до 32 (в разного рода рекламной литературе встречается даже цифра 64). Может быть это и верно, но лишь для самого чипа SAM9407 в отрыве от всех остальных устройств, из которых складывается компьютер. В настоящее время принято кивать главным образом на низкую пропускную способность шины ISA, чьим пределом является 10 стереопотоков. При этом, однако, совершенно упускается из виду такой очевидный сдерживающий фактор, как жесткий диск. Что это значит? Вообразите себе, что вы заняты достаточно серьезной работой, связанной с необходимостью одновременного воспроизведения вышеупомянутых 10 стереотреков. Если допустить, что они записаны с CD-качеством и, следовательно, имеют отнюдь не маленький объем, то головкам вашего винчестера выпадает "завидная участь" - одновременное чтение данных из 10 различных позиций со скоростью не менее 10 x 176,4K = 1,8Мб/с. Причем в течение всего времени воспроизведения необходимо также обеспечить непрерывность потоков данных. После этого становиться понятным, почему многие маститые производители звукового оборудования отдают предпочтение SCSI.

Отсутствие выносного блока огорчает, но вспомним, что подавляющее большинство аудиоплат данной ценовой категории такими излишествами, как два MIDI входа/выхода на разъемах типа DIN, также похвастаться не могут. Здесь уместно будет задуматься и о реальных потребностях большинства потребителей EWS64S: так ли уж и нужна им коммутация с большим количеством разнообразных MIDI-устройств? MIDI-клавиатуру вполне можно подключить через стандартный MIDI/Game коннектор, а на приличной клавиатуре и без того найдется парочка входов/выходов, не считая сквозного соединения. Практически так же дело обстоит и с цифровым интерфейсом: те люди, которые нашли деньги на внешний ЦАП (от 400$), DAT-рекордер и т.п., думается, без труда наскребут сотню зеленых на Digital Xtension R (DXR). DXR занимает место выводов одного слота, хотя в сам слот не вставляется (те, кто знаком с платой MaxiSound Home Studio Pro 64, наверняка поймут, что здесь имеется ввиду), и имеет цифровой коаксиальный вход/выход (S/PDIF), а также оптический вход/выход (TOS-Link) с возможностью переключения между ними. После установки DXR вы также получите возможность прямой цифровой записи звукового сопровождения игр, *.WAV, *.MID, *.XM, *.MOD и прочих файлов (Любители Quake, например, могут засыпать под вопли убитых ими накануне монстров. При этом TERRATEC обещает реальное отношение сигнал/шум, равное 96дБ!).

Смена кодека CS4236B на AD1816A, по большому счету, ничего принципиально не меняет. И тот, и другой отвечают за 16-битное преобразование и FM-синтез. AD1816A обеспечивает качество звука никак не худшее, чем, к примеру, SB AWE64, хотя до профессиональных стандартов несколько не дотягивает. В EWS64XL проблема качества входного/выходного сигнала решается путем использования 18-битных преобразователей Phillips. На EWS64S, как вы понимаете, их нет. Так что совет здесь может быть только один: хотите иметь отношение сигнал/шум "под 100дБ" - покупайте DXR. В то же время в пользу EWS64S можно привести следующие доводы. Для того, чтобы оценить всю прелесть 18-битного (и более) звука, надо иметь соответствующую усилительную аппаратуру и акустику (по самым скромным подсчетам общей стоимостью не менее 500$). Во всех остальных случаях заметной "на ухо" разницы вы просто не почувствуете. Конечно, по этому поводу можно спорить и спорить, но как бы там ни было мы твердо убеждены, что всякой покупке должно предшествовать четкое осознание реальных потребностей. На этом, по нашему мнению, имеет смысл закончить сравнение технических характеристик EWS64S и EWS64XL, тем паче, что все остальные детали можно почерпнуть из приведенной таблицы.

Основные характеристики аудиоплат TERRATEC на базе чипсета SAM9407
Наименование модели AudioSystem EWS64 S AudioSystem EWS64 L/XL
Поддерживаемые стандарты Adlib, Sound Blaster, Sound Blaster Pro (stereo), Roland MPU-401 (UART Mode), GM, GS, MPC LEVEL III, DirectSound (Hardware), DirectSound3D (Hardware/4 канала) Adlib, Sound Blaster, Sound Blaster Pro (stereo), Windows SoundSystem 2.0, Roland MPU-401 (UART Mode), GM, GS, MPC LEVEL III, DirectSound (Hardware), DirectSound3D (Hardware/4 канала)
Wavetable С использованием локальной RAM (стандартный набор инструментов формата GS объемом 1Мб) С использованием локальной RAM (стандартный набор инструментов формата GS объемом 4Мб)
RAM 2 Мб DRAM на плате, расширяется при помощи стандартных модулей PS/2 SIMM (4, 8, 16, 32 и 64 Mб) 2 Мб DRAM на плате + 4 Мб SIMM в комплекте (всего 6 Мб), расширяется при помощи стандартных модулей PS/2 SIMM (4, 8, 16, 32 и 64 Mб)
FM синтезатор 4ОП+20 голосный (стерео) 4ОП+20 голосный (стерео)
Аппаратная компрессия/декомпрессия a-law, µ-law, ADPCM a-law, µ-law, ADPCM
Поддерживаемые операционные системы DOS, Windows95 DirectX в. 5.xx DOS, Windows95 DirectX в. 5.xx
Цифровой/Аналоговый I/O Опц./Да Да
FullDuplex Да, (Расширенный FullDuplex – Воспроизведение восьми во время записи одного стереоканала) Да, (Расширенный FullDuplex - Воспроизведение восьми во время записи одного стереоканала)
Полифония (Hardware) 64 голоса Wavetable-синтезатор и 20 FM 64 голоса Wavetable-синтезатор и 20 FM
Шина 16 бит ISA 16 бит ISA
AD/DA преобразователи 16 бит 16 бит/18 бит (In-2, Out-1, Out-2)
Поддерживаемые уровни сэмплирования 44,1 кГц 32, 44,1 и 48 кГц
Интерфейсы MPU-401 2 2
Эффект-процессор реверберация (виртуальная и реальная имитация помещений - 2-х или 4-х канальная), задержка, хорус, эквалайзер реверберация (виртуальная и реальная имитация помещений - 2-х или 4-х канальная), задержка, хорус, эквалайзер
Внешняя коммуникация
Line In 3,5 мм миниджек (стерео) In 1: 3,5 мм миниджек (стерео), In 2: 3,5 мм миниджек (стерео)
Mic In 3,5 мм миниджек (моно) 3,5 мм миниджек (стерео)
Out1 3,5 мм миниджек (стерео) 3,5 мм миниджек (стерео)
Out2 3,5 мм миниджек (стерео) 3,5 мм миниджек (стерео)
PC Speaker In Нет Да
PC Speaker Out Нет Да
Game/Joystick коннектор Да Да
MIDI-коннектор Да Да
Внутренняя коммуникация
Wavetable (Waveblaster) Нет Только EWS64 XL
ActiveRadio Доступно при помощи «ReceiverSystem ActiveRadio Ugrade» или «RadioBoostar Upgrade» Нет
Цифровой I/O Доступен при помощи «Digital Xtension R» Доступен при помощи «Digital Xtension R», «Digital Xtension microWAVE PC», «Digital Xtension F» (стандартно устанавливается на EWS64 XL)
CD-ROM Audio-in Стандартный IDE, Panasonic Стандартный IDE, Panasonic, Mitsumi, Sony
Чипсет
A/D-Mixer / Bus Interface AD1816A, SAM9407 CS4236B, SAM9407
FM синтезатор 4ОП+ (AD1816A) 4ОП+ (CS4236B)
Wavetable EWS Technologie (SAM9407) EWS Technologie (SAM9407)

Не менее важным вопросом, чем технические характеристики, является наличие программного обеспечения, способного полностью задействовать возможности той или иной платы. Можно с уверенностью сказать, что ПО являлось ахиллесовой пятой всех серьезных аудиоплат, появившихся на рынке в течение последнего года. На сегодняшний день наиболее остро стоят два момента: наличие/отсутствие драйверов для Windows NT 4.0, а также наличие работоспособного редактора сэмплов для плат, имеющих функцию сэмплера. EWS64S в этом плане не является исключением и обе вышеназванные проблемы так или иначе присутствуют. Нормальных драйверов для Windows NT 4.0 пока еще нет, но по имеющейся в Интернете информации старшая модель (EWS64XL) работает с драйверами для Crystal CS423X PnP (необходим также ServicePack3). В этом случае, правда, полнодуплексный режим практически недоступен, поскольку после соответствующего переключения и перезагрузки звук попросту пропадает. Можно предположить, что схожие решения существуют и для EWS64S. С редактором сэмплов дело обстоит более благополучно, хотя здесь также присутствует большое количество разнообразных тонкостей. Впрочем, о редакторе сэмплов мы поговорим чуть ниже.

Знакомство со всякой компьютерной платой начинается с ее инсталляции. К чести TERRATEC здесь все на должном уровне. Драйверы для Windows 95 ставятся "без сучка и задоринки", после чего вы получаете массу возможностей подстроить плату под свои нужды. Если вы инсталлируете операционную систему "с нуля", то вероятнее всего EWS64S окажется в разделе "другие устройства". В этом случае смело удаляйте вопросительные знаки и повторяйте установку заново. Программа инсталляции прилагающегося ПО рассчитана на графический режим не менее 800х600х256. Если у вас разрешение поменьше, вы просто не получите от самого процесса удовольствия, но работать софт будет.

В комплекте с платой поставляются следующие программы. Во-первых, контрольная панель, играющая роль микшера и устройства коммутации. Во-вторых, панель управления эффектами. К слову, эффектами вы можете обрабатывать не только MIDI выход синтезатора, но и сигнал с аудиовхода. В-третьих, фирменный TERRATEC'овский "универсальный проигрыватель". Далее следуют программа для записи и редактирования WAV-файлов Ed!son Wave и слишком известный, чтобы тратить на него много слов, Cubasis AV.

Виктор МОРОЗОВ

В одном из следующих номеров "КВ" мы продолжим разговор о плате EWS64S и более подробно рассмотрим ее программное обеспечение.

(Окончание следует)

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

33 за 1998 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!