Новая реальность в мире музыки

Инструменты Виртуальной Реальности

Уже в раннем периоде развития компьютерной музыки можно выделить три направления. Первое широко представлено музыкантами, работающими с живыми инструментами и обрабатывающими свой звук с помощью разнообразных программных и "железных" ресурсов. Второе представляют музыканты, как говорится, "зашитые в MIDI". Каждое из этих направлений во многом является обособленным, потому что имеет не только различный подход к звуку, но и к музыке в целом. А вот третье направление - это биомузыка и Инструменты Виртуальной Реальности (IVR). Вот на нем-то мы и остановимся.

Что же такое интерактивность? Зеркало? Курсор мыши? И то, и другое вместе взятые. Интерактивность - это способность реагирования киберпространственной системы на любые изменения, происходящие в нашей реальной системе. И даже это не совсем точно, потому что помимо простого отражения, есть элемент отображения биологических функций, происходящих внутри организма, в частности - биомузыка.

Используя один датчик, можно составить некий алгоритм его анализа, связать с управлением командами MIDI и тем самым получить собственный инструмент. Вот, в принципе, и вся хитрость. Плюсом данной системы является отсутствие MIDI-контроллеров между Вашим инструментом и приемным устройством.

В начале девяностых американская фирма "Mit Media Lab" представила миру два революционных по своей сути изделия: дирижерскую MIDI-палочку и MIDI-перчатки. Начиная с этого момента, IVR стали неотъемлемой частью компьютерного мира. Основная задача IVR - стать универсальными устройствами ввода наравне с клавиатурой или мышью. Также еще потребуются годы для того, чтобы эти инструменты смогли с предельной точностью воспроизвести тактильные ощущения, возникающие в результате соприкосновения с "живой" поверхностью. На данный момент уже существует много разработок, в основе которых лежит снятие всевозможных характеристик с оптических датчиков, изменений электромагнитного поля, в том числе и за счет емкостей и т. п., в общем, со всего того, что может изменяться под каким-нибудь воздействием.

Биомузыка - это музыка, получающаяся в результате снятия характеристик с сенсоров и датчиков, показаниями которых являются изменения биопотенциалов мышц и мозга. После чего входные сигналы преобразовываются в звуковые с помощью некой программы. Еще в тридцатых годах психофизики начали изучать альфа-ритмы - колебания с частотой около 10 Гц, полученные в результате энцифалограммы мозга и возникающие за счет человеческого воображения. Именно эти открытия и идея превратить данные колебания в звуки легли в основу биомузыки.

Немаловажное место в современных разработках занимают обратные связи. Во многих современных играх они и применены. По мере приближения или удаления от источников звука громкость то затихает, то нарастает. При приближении опасности музыка становится более настороженной, при схватках она бушует и готова вырваться из динамиков. Это и есть обратная связь. Более 20 лет назад ученые начали проводить опыты по биологическим обратным связям. То есть был некий внешний звук и человек, который его слушал. По мере воздействия звука на организм испытуемого у того появлялась определенная реакция, которую фиксировали датчики, от которых, в свою очередь, поступали команды на изменение внешнего воздействия (звука).

Да, конкретности насчет обеспечения мало, но только лишь потому, что таковых программ много, причем различных, Вы и сами можете написать оные. Как? Возьмем в качестве внешнего музыкального инструмента мышь. Как среду программирования выберем Delphi или тот же С++ Builder. В обоих присутствует компонент TMediaPlayer. Поместите его на основную форму и сделайте невидимым. Изменяемым свойством этого компонента для простоты можно сделать FileName. До этого запишите на другом MIDI-устройстве несколько разных нот, сохранив их в разных файлах. После всего этого на основной форме ограничьте несколько полей, попадая в которые, курсор мыши без нажатия дает команду на воспроизведение различных файлов MID (привязка к координатной сетке осуществляется очень просто, на основной форме Вы можете вызвать свойство МouseMove).

За каждым полем закреплен свой FileName, а в результате получается простейший музыкальный инструмент. Для создания более сложного не нужно записывать много файлов, достаточно одного. Нужно только открыть устройство, обращаясь к MidiOutOpen, передавая тем самым переменную типа phMidiOut, значение которой является описателем копии вашего MIDI-устройства. Эта программа имеет глобальную переменную hMIDI, которая в свою очередь и описывает само устройство. Если вас заинтересовала данная тема, то более подробные описания вы сможете найти в специализированной литературе с полным описанием внутренних переменных MIDI, а также листингами программ. Вы можете менять не только ноты, но и громкость, инструмент. В общем, если этим заняться всерьез, Вы в любом случае станете первооткрывателем, так как данная тема разрабатывается лишь немногими. Я за всю свою жизнь встретил только одного крутого разработчика IVR, и то в Москве. И начал он с того, что разобрал свою мышь...

Кристофер М. ИХИХО,
аранжировщик "S-MEDIUM DX"
Тел. 265-465, c 1700 до 1800

P.S. Автор предлагает сотрудничество в отрасли современного программирования. Принимаются во внимание любые безумные идеи и творческие начинания.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

32 за 1998 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!