Семь иллюзий об обучении

Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки.

Принцип Питера

С каждым годом армия пользователей персональных компьютеров в нашей стране пополняется все новыми "бойцами". Поэтому неудивительно, что сегодня все чаще можно встретить различные объявления, приглашающие пройти всевозможные курсы компьютерной грамотности и обучения Internet, Windows, Word и т.д. На подобные курсы ходят в основном начинающие, те, кто совсем недавно начал освоение компьютера. Остальная же часть, уже несколько лет работающая за компьютерами, просто игнорируют их, считая, что с новыми информационными технологиями и системами (Internet, в частности) можно вполне разобраться и самим, не прибегая к услугам профессиональных преподавателей. В крайнем случае покупаются различные книги и самоучители, да и те в основном ориентированы на профессиональных пользователей ("Программирование в Access", "Профессиональная работа в Microsoft Word" и т.д.). Я и сам как-то оказался в похожей ситуации. Проработав в Internet около месяца и практически в совершенстве зная (как мне казалось) Internet Explorer и Netscape Navigator, я считал себя уже опытным пользователем. Такое мнение у меня было бы и до сих пор, если бы мне в руки не попала толстенная книга "Netscape Navigator", которую я и решил "пролистать". Когда же я начал ее читать, то понял, что мои знания в этой области были лишь "верхушкой айсберга". После этого, решив еще раз "пройтись" по пройденному и закупив несколько книг (благо платила за них организация, в которой я работаю) наподобие "Access" и "Введение в Internet", я почерпнул из них массу новых знаний. Теперь уже я не "брезгую" прочтением даже таких банальных вещей, как "Windows 95". И вам советую при покупке книг не смущаться припиской на них "для начинающих". Поверьте, вы тоже узнаете из них много различных приемов и скрытых возможностей, о которых даже не подозревали до этого.

Но это так, вступление. На написание данной статьи меня подтолкнул другой случай, произошедший со мной совсем недавно. К нам на работу пришло приглашение, в котором предлагалось пройти авторизированное обучение Internet. И когда я пошел с ним к начальству, предложив им свою кандидатуру, как наиболее подходящую для прохождения этих курсов, мне предстояло выслушать буквально шквал противоречий. Главный акцент в них делался на следующее: "Зачем тебе проходить эти курсы, ты и так у нас самый опытный программист?" или "Ты же уже работаешь в Internet, зачем тебе еще раз учиться?".

Известно, что на проблему обучения существует множество различных, подчас совершенно противоположных взглядов. Оставляя право сделать окончательные выводы вам, дорогой читатель, я хотел бы в этой статье поговорить о некоторых расхожих мнениях, которые, на мой взгляд, являются ошибочными. Конечно же, все мнения и нюансы обучения я не смогу изложить, т.к. иногда бывают такие ситуации, которые просто невозможно предусмотреть, но самые основные иллюзии (а это по другому не назовешь), сложившиеся у большинства, мне хотелось бы попытаться развеять.

Иллюзия 1: Зачем обучать опытного специалиста? Многим кажется, что обучение (особенно коммерческое, т.е. обычно краткосрочное и достаточно интенсивное) состоит лишь в передаче только практических навыков, и слушатель узнает только то, как надо работать с продуктом, а точнее, "на что здесь нажимать". Это не совсем соответствует действительности. Такой подход уместен лишь для подготовки пользователей к работе с Word или, например, умению обращаться с Windows. Будущей секретарше совершенно необязательно и неинтересно знать, почему, скажем, при вставке в текстовый документ электронной таблицы его можно редактировать средствами Microsoft Excel, главное - суметь это сделать. Или, например, знать, где и как Windows хранит свои драйверы, уметь запускать приложение и набирать текст. Обучение в таком виде действительно не нужно специалистам, тем более, если у них имеется солидный практический опыт.

С другой стороны, пользователь, разрабатывающий базы данных (в Access, например), должен понимать, как устроена эта СУБД, как взаимодействуют между собой данные и почему для одного случая надо применять одни методы связи данных, а для другого - другие. Как раз таких знаний чаще всего не хватает пользователям с практическим опытом. В ходе практической работы специалист осваивает в лучшем случае половину возможностей технических и программных средств. О многих эффективных способах выполнения своих повседневных задач он узнает только на курсах. Также следует сказать, что одна из главных целей обучения технических специалистов - это приобщение их к образу мышления разработчиков, объяснив им логику, лежащую в основе их технических и программных решений. В идеале обученный специалист должен анализировать проблему, рассуждая: "Как бы я поступил в этом случае на месте фирмы Microsoft, Adobe, ESRI..." Обученный специалист гораздо эффективнее решает возникающие проблемы не только и не столько потому, что обладает большими знаниями о продукте, а потому, что он проверяет различные гипотезы в правильном порядке. Очень часто можно наблюдать следующую ситуацию: у пользователя после произведения им какой-либо операции результат совершенно иной, чем он ожидал. И тогда начинаются обвинения - "Windows глючит" или "система поражена вирусом". Такой порядок выдвижения гипотез типичен для пользователей, еще не проходивших специализированное обучение. В ходе обучения человек убеждается: продукт работает так, как полагается, и если что-то не получается, то надо просто проверить - все ли было сделано правильно.

Итак, даже опытному специалисту обучение приносит немалую пользу - оно дает системный взгляд на продукт и принципы его работы, раскрывает новые возможности продукта и учит правильному подходу к решению проблемы. Единственное, что следует подчеркнуть применительно ко всему выше и ниже написанному, что под обучением, упомянутым в данной статье, я подразумеваю в первую очередь фирменное обучение, организованное сертифицированными специалистами высокого уровня, а не факультативные занятия, проводимые в помещениях вечерних школ после работы.

Иллюзия 2: Там дневная форма обучения и меня не отпускают на работе, да и у меня самого нет времени. Но ведь есть же масса различных заочных курсов обучения. В США, например, на сегодняшний день только 36% обучаются очным образом, остальные комбинируют очное и заочное обучение. Да и цена заочного обучения гораздо ниже, и к тому же вы сами можете выбирать удобное для себя время, темп и содержание своей подготовки. Многие же вообще предпочитают такую "домашнюю" форму обучения. Те, кто предпочитает сам выбирать себе график обучения, могут использовать: пособия-самоучители, интерактивные курсы, различные справочные ресурсы Internet, видеофильмы и т.д. Например, есть широкий выбор хотя бы тех же самоучителей-книг и компакт-дисков, разработанных фирмой Microsoft для подготовки к сдаче сертификационных экзаменов и имеющих статус Microsoft Official Curriculum (MOC). Можно также использовать ряд пособий, изданных различными фирмами и имеющими логотип MCP (Approved Study Guide).

Иллюзия 3: Обученный специалист будет "диктовать" свои условия начальству и может уйти на более высокооплачиваемую работу. Так может показаться на первый взгляд, но давайте возьмем реальные факты на примере проводимых исследований в этой области. Во всех зарубежных исследованиях (я не думаю, что у нас в стране ситуация в этой сфере радикально отличается от зарубежной) подчеркивается: специалист, прошедший обучение и сертификацию за счет фирмы, более лоялен по отношению к своей организации. Опыт ведущих компаний в области не только программного обеспечения подтверждает, что обученного специалиста гораздо чаще можно найти через год на прежнем месте работы, чем работника, который проявлял интерес к обучению, но так и не смог получить на это поддержку (в первую очередь финансовую) от руководства. Это объясняется в первую очередь тем, что специалист, прошедший обучение за счет фирмы, испытывает к ней чувство благодарности за оказанное доверие. Он понимает, что если организация выделила деньги на его обучение, значит она возлагает на него большие надежды, его ценят. Он чувствует свою значимость и старается "не ударить лицом в грязь" и выполняет порученную работу гораздо лучше, чем прежде. Если же человек видит, что организация не желает тратить на его обучение деньги, то к каким выводам он может прийти, и какой уважающий себя работник после этого будет работать в такой фирме? Кроме того, большинство фирм редко переманивают к себе сертифицированных специалистов. Чаще всего, если фирма заинтересована в таком специалисте, то она в первую очередь постарается обучить собственного работника, гораздо лучше знающего внутреннюю специфику предприятия, обладающего практическим опытом, да и просто "своего".

Иллюзия 4: Обученным специалистам надо платить гораздо больше, чем всем остальным. Это так, но ведь у такого специалиста производительность, как правило, гораздо выше и работу он выполняет более специализированную и более эффективно, чем другие работники. Да и вообще, всегда и везде было так, что работник с большим опытом получает зарплату более высокую, чем работник с меньшей квалификацией. В этом нет ничего сверхъестественного. К тому же, размер зарплаты специалиста не намного больше, чем работника, не прошедшего обучение. В среднем по России - на 10-30%, а в США - всего лишь на 12% больше.

Иллюзия 5: Вот закупим новое оборудование и программное обеспечение, тогда и будем обучаться. Это одно из самых распространенных заблуждений. В большинстве случаев решение приобрести какой-либо программный продукт основывается на рекламе или популярных статьях. И нередко уже после закупки и основательного ознакомления с программой выясняется, что "продукт, конечно же, нам подходит, но это не совсем то, чего мы ждали от него". Другое дело, если специалист проходит обучение до приобретения программного обеспечения. Тогда, во-первых, он может лично познакомиться и попробовать такой продукт в деле, посоветоваться со своими коллегами, использующими этот или другой пакет, узнать все тонкости и узкие места. Во-вторых, только тогда организация может быть уверена, что она приобретает именно тот продукт, который ей действительно нужен; что этот продукт будет оперативно, правильно и при минимальных затратах (у вас теперь есть свой специалист и не надо привлекать никого со стороны) установлен и "запущен" в работу. В-третьих, специалист, "проголосовавший" за покупку нового пакета, будет лично отвечать за работоспособность продукта и не сможет ввести руководство в заблуждение, сказав: "Я не знал, что у этой программы нет такой-то функции".

Иллюзия 6: О, нет! Мне уже ходить на курсы поздно, пусть лучше молодежь учится. Эта иллюзия является, пожалуй, одной из самых "живучих" в нашей стране. На первый взгляд она действительно кажется неоспоримой. Ведь у нас стало почти фактом, что если молод, то способен и обучаем, если зрел, то опытен и безнадежен (сразу оговорюсь, что в данной иллюзии я не рассматриваю такой тип людей, которые живут по принципу "а нам и так хорошо"). На Западе же возраст 41-48 лет зачастую является периодом взлета специалиста и принятия им новых решений. В США, например, на курсах по изучению Access (или другого продукта, это не столь важно) в одной аудитории можно встретить как 18-ти летних студентов, так и вполне зрелых людей, которым уже давно перевалило за сорок. А совсем недавно мне на глаза попалась журнальная статья, в которой рассказывалось про то, что в американском метро очень часто можно увидеть людей предпенсионного возраста, спешащих на работу и на ходу с большим усердием изучающих такие книги, как "Работа с Unix" или "Программирование на Visual Basic". Человек прошедший обучение на специализированных курсах, способен в большинстве случаев более глубже и детальнее анализировать стоящую перед ним задачу. У такого специалиста есть, как правило, огромный опыт, которого нет у молодежи и который нельзя купить ни за какие деньги. Такой специалист менее склонен к тому, чтобы уйти на другое предприятие, пусть даже с более высокой зарплатой. Да и психологический фактор здесь тоже присутствует - руководитель предприятия гораздо быстрее согласится с мнением более зрелого специалиста, чем более подкованного, но молодого. В общем - учеба всегда сгодится, а доучиваться никогда не поздно.

Иллюзия 7: Я все схватываю на лету и способен сам без всяких курсов и дипломов освоить любую компьютерную технологию. В подтверждение этим словам многие приводят имена таких гигантов компьютерного бизнеса, как Пол Аллен, Майкл Делл, Стив Джобс и Билл Гейтс, у которых вообще нет диплома о высшем образовании. Таланты-самоучки на самом деле не так уж и редки в нашем обществе. Многие, наверное, знают историю о том, как Стива Джобса (личное состояние около полумиллиарда долларов) не приняли на работу в Hewlett-Packard по причине отсутствия диплома. Что было делать умному Джобсу, кроме как Apple основывать? А в итоге: кто сейчас помнит того дипломированного умника, не принявшего Стива на работу? Ну да, настоящему гению и без диплома можно. Так в чем же дело, спросите вы? А дело в том, что нынешние американские компьютерные миллиардеры и миллионеры, бросившие колледж, не из рабочих кварталов вышли. И гаражные истории их успеха - это несколько преувеличенные истории их романтической юности. Двухэтажный многоместный гараж папы-адвоката на тихоокеанском побережье законопослушной страны с развитой системой кредитования - это далеко не жестяная коробка в Шабанах при отсутствии кредитов и соблюдения авторских прав. Это во-первых. Во-вторых, в наших условиях определять себя в гении стало легально только после 1991 года, а система поддержки гениальных проектов материально и морально толком не сложилась до сих пор. В-третьих, руководители, не имеющие приличного образования, предпочитают окружать себя все же краснодипломниками. Это уже чисто психологический вопрос. Вот вам пример - Биллу Гейтсу часто задают вопросы американские студенты, желающие стать богатыми и готовые бросить колледж и начать работать - возьмет ли он их (талантливых и молодых) на высокооплачиваемую работу. А великий им отвечает, что в Microsoft на работу, скорее всего, недоучившихся студентов не возьмут. В-четвертых, сейчас не 91 год и при богатой возможности выбора специалистов на рынке можно смело поставить наличие высшего образования основным требованием к любому кандидату (в Москве, например, секретарше без диплома устроиться просто не возможно). И в-пятых, если вы думаете, что ваши способности "купит" иностранная софтверная фирма, то напрасно. Представительства таких фирм, особенно если они возглавляются самими иностранцами, людей без образования обычно даже не рассматривают. А некоторые кадровые фирмы даже гордятся, что в свою базу данных не заносят людей без высшего образования. Однако в такой ситуации разного рода спецподготовки и сертифицированные курсы вполне могут заменить казенный диплом. Но только в случае действительно хорошего уровня подготовки.

Наша жизнь полна различных иллюзий и мифов. Однако я надеюсь, что своими аргументами (а кое-где и фактами) все же смог развеять самые устоявшиеся из них. Мне кажется, что данной статьей я смог убедить вас в том, что учиться никогда не поздно и что даже простые курсы могут очень сильно повлиять на вашу профессиональную квалификацию. Вы не согласны со мной или у вас есть другие, "неоспоримые" иллюзии? Тогда давайте поспорим.

Павел БЫЛЬ,
byll@saltus.belpak.minsk.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

30 за 1998 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!