Как "ускориться", чтобы "не было мучительно..."

3D-ускорители глазами неискушенного геймера

Возможно, многие из вас со мной не согласятся, но на сегодняшний день для более-менее заядлого геймера не составляет особых проблем приобрести какой-никакой приличный 3D-ускоритель, дабы удовлетворить свой вкус не менее изысканной и высококачественной графикой. Карт, осуществляющих столь полезные функции, появляется на нашем рынке все больше, и, как следствие, цены на них неуклонно стремятся вниз, что, само собой, геймерам только на руку.

Как все начиналось, рассказывать я вам не буду, слишком противоречивая информация ходит по этому поводу. На нашем же рынке одними из первых плат, позволяющих 3D-игрушкам "крутиться" быстрее и выглядеть красивее, стали видеокарты на чипе S3 Virge, хоть и работающие сегодня кое-как с некоторыми играми вроде Incoming, но, к сожалению, далеко не идеально.

Настоящий же переворот на рынке 3D-ускорителей сделала компания 3Dfx Interactive, выпустившая чип 3Dfx Voodoo. Случайностью это, пожалуй, никак не назовешь, особенно учитывая тот факт, что 3Dfx Interactive работала на рынке компьютерных развлечений еще задолго до появления первых 3D-акселераторов. Ее первые и, надо отметить, очень успешные опыты, а точнее, их результаты можно было увидеть на игровых автоматах как тогдашних, так и на некоторых современных. Технология, что использовалась в автоматах, была сродни теперешнему Voodoo с тем лишь отличием, что стоила раз в 10 дороже. Короче говоря, акселератор 3Dfx Voodoo очень заинтересовал компанию Diamond Multimedia, которая и является на сегодняшний день одним из самых (если не самым) крупных производителей этих плат.

Впрочем, хватит лирики, перейдем, собственно, к делу. Целью этой, а также нескольких последующих статей является помощь юзеру в том, чтобы разобраться в неимоверном изобилии 3D-ускоряющих плат. Дабы выбрать из них максимально ему подходящую как по количеству реализуемых функций, так и, это немаловажно, по цене.

Причиной написания этой статьи явилось обилие в самых различных изданиях информации об ускорителях, содержащей в себе не что иное как результаты ТЕСТОВ и большое количество технических вещей в то время, когда неискушенному юзеру все эти FPS'ы и прочие прочие "рефреш"'и являются чем-то настолько далеким, что и думать об этом страшно. Что для него главное? Как оно работает! Хорошо или плохо, быстро или медленно? Тем более, что результаты тестов зачастую оказываются совсем необъективны по сравнению с результатами работы этих устройств в играх, для которых они, собственно, и предназначены.

Самое главное, что вам нужно знать при выборе 3D-акселератора, это то, что он обязательно должен поддерживать как минимум два стандарта программного интерфейса (API): это разработанный фирмой Silicon Graphics стандарт OpenGL и детище Microsoft - Direct3D. Первый вам просто необходим в Quake и некоторых, ему подобных. Второй же - обязательное требование большинства других игр.

Как известно, 3D-акселераторы бывают двух видов: "пристяжные" вроде Diamond Monster3D на чипе 3Dfx Voodoo, которые соединяются с видеокартой специальным кабелем, и интегрированные в видеокарту, то есть одновременно выполняющие функции 2D- и 3D-ускорителя, а заодно MPEG-видеоускорителя (для просмотра видеофильмов) и так далее. Ярким примером такой карты может стать Diamond Viper V330.

Я не зря остановился на этих двух акселераторах. Все дело в том, что имея относительно невысокую стоимость, они при этом практически лишены каких-либо "глюков", во всяком случае таких, с которым не мог бы справиться даже самый "темный" геймер. Впрочем, впоследствии речь пойдет не только о них. Спектр акселераторов, выпускаемых только фирмой Diamond, настолько велик, что есть смысл выпустить небольшой цикл статей. Надеюсь, он окажется вам полезен.

Первым акселератором, о котором я хотел бы рассказать, стал Diamond Monster3D. Это довольно недорогой на сегодняшний день (около 100$) акселератор, подключаемый, как я уже говорил выше, к вашей видеокарте при помощи специального кабеля. Но это еще не значит, что его не нужно вставлять в компьютер. Нужно, еще как нужно, причем иногда немного проблематично. Например, в материнской плате TX2A "Lyra", которую использует ваш покорный слуга для этой цели, подошел только один из PCI-слотов. То процессор мешал, то еще какая-то микросхема. Вот так-то!

Ну а если говорить по существу, то карточка что надо. "Встала" без проблем. Причем у Windows'98 для нее нашлись и драйверы, которые она и поставила, начисто игнорируя заводской компакт-диск, что совсем не является недостатком.

Теперь об играх. При частоте процессора 166 МГц и 16-ти Мб ОЗУ Monster3D "вел себя" вполне прилично. В Team Apache и в Incoming были заметны некоторые рывки, но совсем незначительные и их вполне можно "списать" на недостаточно быстрый процессор, зато в Monster Truck Madness 2 и в Redline Racer он показал все, на что способен. А способен он на многое.

Diamond Monster3D фактически реализует весь спектр используемых в играх 3D-эффектов, способных из уже самой по себе неплохой игры сделать настоящую "конфетку". Тут вам и цветное освещение (вы бы видели взрывы в Incoming!), и на редкость правдоподобная вода в MTM2 (находясь под водой, можно видеть, что творится наверху. В воде отражаются деревья, горы и вы сами, точнее, ваш автомобиль. Фары из-под воды создают просто незабываемый эффект! И так далее...). Ну а про Redline Racer вообще говорить не приходится. Просто фантастика! Ощущение езды на высокой скорости просто незабываемое, а слепящее глаза солнце и эффект "солнечной линзы" позволяют ощутить себя как будто на настоящей трассе в седле настоящего мотоцикла. Правда, при большом количестве рядом находящихся 3D-объектов вроде мотоциклов противника ощущались изрядные "тормоза".

Особенно сильно "тормозил" Mortal Kombat 4 при качественной картинке, кадры сменялись ну очень медленно, что совсем не говорит о том, что ускоритель плох. Просто 16 мегабайт памяти для MK4 да и для RR - маловато.

Ну и немного технической информации. Акселератор Diamond Monster3D имеет 4 Мб собственной EDO-памяти, поддерживает такие API, как Glide, Direct3D (вместе с DirectX) и OpenGL (ну куда же без него "квейкерам"?).

В общем, приятная, "безглючная" и очень недорогая для своих возможностей и качества карточка. Рекомендую. В следующих номерах я расскажу вам о некоторых более новых акселераторах, которые хоть и подороже будут, зато и побыстрее работают.

Иван КОВАЛЕВ

Приобрести ускоритель Diamond Monster3D вы можете в фирме AlexTrade, тел. 231-65-92.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

28 за 1998 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!