Новая реальность в мире музыки

Voyetra - Turtle Beach и многое другое

Коммерческий успех является целью любого музыканта, который решил самостоятельно вести свою деятельность. В отличие от многих статей, описывающих данную область использования компьютеров, состоящих на одну половину из описаний стандартных технических параметров, а на другую из пафосных заверений фирм-разработчиков в том, что они в своей области самые крутые, эта статья больше ориентирована на недостатки той или иной системы. Также в ней приведен сравнительный анализ программных продуктов, обслуживающих музыкальную сторону компьютерного мультимедиа.

Для примера студии звукозаписи на базе РС возьмем одну из самых распространенных саундкарт, выпускаемых фирмой Тurtle Beach - MultiSound Pinnacle. Почему именно ее? Потому что, по личному мнению, она является золотой серединой между дешевыми саундкартами семейства Тurtle и новыми, более навороченными, что, естественно, отражается на их цене.

Основными файлами драйверов для данной системы Multimedia являются: Mmsystem.dll - System APIs for Multimedia; msasm.drv - Microsoft Sound Mapper; midimap. drv - MIDI Mapper; pindsp95.drv - Turtle Beach Pinnacle waveform, MIDI, aux, mixer; pinkz95.drv - WaveFront MIDI; Mscdex.exe - драйвер для CD. Эта информация будет полезна для тех, кто захочет на базе Turtle Beach Pinnacle написать свои программы, используя стандартные внутренние переменные из данных файлов. И еще одна маленькая капля: основная масса мультимедийных программ (не только у Voyetra) написана на языках C и C++ (Borland, Microsoft), и посему, учитывая менталитет нашей бескрайней Родины, хорошо поискав, можно найти отдельные, уже вскрытые, модули известных программ.

Вообще, новое поколение саундкарт использует метод множества драйверов, т. е. операционная система, общаясь не с "железом", а с драйверами, работает с одним звуковым устройством как со множеством оных. Этим обеспечивается независимость дорожек, проходящих через карту, и, следовательно, основную нагрузку микширования может принять процессор саундкарты, а не центральный, как раньше. Отсюда возникает общность программного обеспечения для всех последующих карт, разрабатываемого только для операционной системы.

Разберем для начала один довольно-таки интересный продукт фирмы Voyetra Technologies - AudioStation: The PC Sound Workstations (версия 1.79, датируемая июлем 1995 года). Несмотря на сравнительно давнюю дату рождения, эта программа заслуживает того, чтобы уделить ей несколько строк. Она выполняет ряд стандартных функций, таких как проигрывание CD-дисков, MIDI- и WAV-файлов, регулирование уровней сигнала входных и выходных параметров. Особое внимание следует уделить роскошному интерфейсу, внешне напоминающему музыкальный центр (очень удобно, например, перекачивать треки CD в WAV-файлы, MIDI в WAV). Также программа предоставляет возможность составлять плэй-листы для всех видов файлов - наборы (например, WAV-файлов), которые будут проигрываться в указанном Вами порядке. Конечно, мне казалось естественным, что для следующих версий эти плэй-листы предусматривают присоединение программного модуля CD-recorder'oв, но к величайшему моему удивлению, новых, чем-то отличающихся версий я не встретил вообще.

С AudioStation можно провернуть ряд акций, которые значительно облегчат Вам жизнь. Имеющийся на панели DAT (Digital Audio Transport) стереоиндикатор уровня записи (что очень редко у WAV-recorder`ов) позволяет обеспечить качественную запись в выбранном формате. Например, мне надо перекачать какой-нибудь файл из программного формата, будь он произведен в ReBirth RB-338 или хотя бы в том же Voyetra Digital Orchestrator Plus, в формат WAV. Соединив выход саундкарты с ее входом, я включаю выбранный мною файл на воспроизведение, а AudioStation-DAT - на запись, регулируя соотношение уровней, нахожу золотую середину, после чего успешно выполняю поставленную передо мной задачу. Подобный индикатор уровня можно найти и в WAVE SE II, но там отсутствуют под рукой регуляторы уровней сигнала, что существенно затрудняет описанный выше процесс. Во-вторых, при таком методе перегонки в WAV-файлы (выход->вход) следует ориентироваться по системному монитору, учитывая загрузку процессора и заполнение оперативной памяти.

Cейчас с картами Turtle Beach поставляется программа Sierra Audio Rack или нечто подобное, что не назовешь особым рывком вперед. Кстати, Voyetra AudioStation - один из продуктов, вошедших в букет с программами Voyetra ImageStation (в чем-то превосходящая Sea), Voyetra VideoStation, Voyetra AudioCalendar и т. д. Так что Вам было бы намного выгоднее остановить свой выбор на данном продукте.

Также при приобретении саундкарты Вы должны получить пакет программ, с помощью которых Вы и освоите все прелести Тurtle. Для каждой модификации существуют свои пакеты, но функционально они делают одно и то же. Так что, изучив одну систему Тurtle, Вы с легкостью сможете пересесть на другую.

Digital Orchestrator Plus - основная программа, соединяющая в себе мультитрековый аудио-рекордер и MIDI-секвенсор, объединяя все в файлы с расширением .ORC. Также DOP включает в себя всевозможные редакторы, эффект-процессоры, MIDIMixer, MIDI Piano Roll Editor (набор и редактирование партитуры MIDI с помощью мыши). Основной недостаток Digital Orchestrator Plus - это невозможность записи стереосигнала с линейного входа, оправдание этому явлению можно найти в том, что, очевидно, при разработке Voyetra Technologies ориентировалась на средние компьютеры.

(!) Забудьте сразу о сжатых дисках. Хорошо обработанный 3-минутный файл .ORC занимает 60-70 Mb, а попробуй кто-нибудь поискать помощи у DriveSpace, так его опус очень хорошо, если не сказать, смачно, пережуется и выплюнется. Причем сей процесс произойдет во время сохранения, так что шансов восстановить свой файл у несчастного почти что не останется. Для тех, кто не понял, что именно произойдет, поясню: Ваши WAV-треки смешаются между собой, да так, что днем с фонарем не найдешь то, что когда-то было здесь. В принципе, при осуществлении такого большого объема работ компрессия памяти является неуместной, так что такие силовые действия во многом можно оправдать.

Но все равно цифра 60-70 Mb за 3 минуты говорит о карте больше положительно, нежели устрашающе. Не так давно идеалом были карты, способные обрабатывать до 5-ти треков в сумме. Теперь же с помощью MultiSound Pinnacle я смогу свободно использовать эти же 5 треков только для обработки одного спецэффекта, качественно разведя его по панораме и добавив нужный мне обьем.

Sample Store - перегружает .WAV-файл (или сэмпл) в систему Pinnacle и создает на его основе специальный General MIDI инструмент. Если Вы не установили модули оперативной памяти (SIMM) на плату саундкарты, то Sample Store будет являться бесполезной "примочкой", и о собственном синтезаторе на базе PC Вам придется забыть. Через Pinnacle Control Panel Вы сможете загрузить сэмплы с любого диска, заменяя имеющиеся в наличии 128 инструментов General MIDI на свои. Индикаторы ресурсов памяти, расположенные в окне программы, покажут вам наличие или отсутствие Рrogramm RAM и Sample RAM, необходимых для перегрузки сэмпла. После чего Вы получите новый файл с расширением .PSB (Pinnacle Sample Bank). Эту операцию также можно произвести с помощью довольно известной программы Wave SE II (кнопка Sampler button) или комбинируя эти два способа. Единственным и достаточно большим преимуществом Wave SE II является наличие большого количества "примочек" для обработки .WAV-файла.

Отдельно о Wave SE II. Wave SE II как нельзя лучше представляет систему DSP (Digital Signal Processing). Операции редактирования DSP, расположенные в меню Tools, представляют собой довольно внушительный букет: FADE IN, FADE OUT (нарастание, убывание), эквалайзеры, реверс, дисторшн, флэнжеры, делэи, ревербераторы, статтеры (заикания) и т. д. Особо можно отметить очень удобный интерфейс с капитальным ZOOM`ом и возможность работать сразу с четырьмя отдельными саундфайлами.

Cпециальная секция в окне Pinnacle Control Panel позволяет менять итоговый уровень ревербератора и хоруса для любого из 16 MIDI-каналов. Эта операция происходит на уровне MIDI Continuous Controller - CC (CC91, СС93-это ревербератор и хорус, соответственно, используемые в программах, работающих с MIDI). Вы cможете зайти в MIDI CC и посмотреть полный список эффектов через программу Digital Orchestrator Plus (Орtions\Controllers...). Некоторые из них даже можно применить, установив в MIDIMixer не CC91 и CC93.

ReBirth RB-338, ver. 1.0 - продукт, выпущенный Propellerhead Software (Steinberg) и датируемый 1997 годом. Программа представляет собой достаточно профессиональный Techno Composer. Если Вы хотите заниматься клубной музыкой, то RB является минимальным и достаточным средством для производства электронного звука. Требования к саундкарте невысокие, поэтому эту программу можно часто встретить на домашних ПК. Имеется в наличии секвенсор на три канала, один из которых - ударные, и на панели каждого расположены ручки управления эффектами и спецэффектами. Также можно осуществить нормальное микширование небогатого количества каналов. Основные эффекты основаны на базе цифровой частотной модуляции, спецэффекты получаются за счет ручной работы в реальном времени (не программируемо) с ручками панорамы. То есть основную часть процесса обработки звука берет на себя компьютер, а Ваша функция заключается в наборе Рattern (тем), из которых в дальнейшем Вами собираются треки песен. Так что, имея в наличии RB, Вы можете смело назваться DJ Коником или DJ Слоником и пойти выступать по клубам. Ну а если у Вас еще будут и деньги, то Вы сможете стать достаточно популярным в среде рэйверов. Профессионалов же эта программа интересует только потому, что из нее можно "качать" качественные синтетические тембры. А что с ними можно делать потом, я уже описал выше. (!) При установке RB важное значение имеет наличие DirectX (SDK) или ММЕ (MultiMedia Extensions) драйверы на Вашем PC, от чего зависит выделяемый размер буфера памяти.

Также существует ряд программ, предназначенных для обработки звука на домашних ПК (для непрофессиональных карт или же AWE-32, -64). Часть из них рассмотрим: WaveLab V1.6 - приятное удивление вызвали: гармонайзер, удобный эквалайзер, шумоподавители; SoundForge 4.0 - параметрические и парарафические эквалайзеры, спектроанализатор, шумоподавитель, поддержка CD-recorder; SoundWave97 Varo Software для 95/NT - спектроанализатор; СoolEdit96 - удобный эквалайзер; Awave 3.1, AudioLab, GoldWave, SampluidStudio 2.05,4.0, SoundGadjet Pro, WF Sound, SuperVoice... - ничего интересного. Очень много слабых программ имеют в своих названиях элементы Super, Pro и т. п., исходя из этого, таких следует остерегаться. Что же касается возмутившихся моей низкой оценкой Steinberg WaveLab V1.6 и SoundForge 4.0, то я позволю себе оставить лидерство все же за Wave SE II. Это лучший представитель программ DSP.

Транспортировка WAV-файлов из программы в программу с такими продуктами является проблематичной. Например, Вы захотели обработать трек или сэмпл, экспортировав его в файл 1.WAV и загрузив в один из вышеперечисленных продуктов. Первое - программа может изменить Sample Rate в худшую сторону, хотя внешняя надпись будет отражать исходные параметры файла. Второе, наиболее частое - после обработки и сохранения в данной программе файл может оказаться нечитаемым для других, т. е. будет возникать окно: (!) 1.WAV. Unknown format. Поэтому следует быть придирчивым при выборе программ DSP.

Шумоподавитель не является необходимостью при работе с дорогими саундкартами, т. к. уровень шума в них самих очень мал - сэмплы получаются чистыми. Единственной сферой применения шумоподавителей является восстановление записей с кассет или улучшения информации, полученной из некачественного источника (дешевые аналоговые примочки, некачественные инструменты и т. д.). Хоть какое-то улучшение программа сделает, но фон все равно останется и плюс к этому пропадут некоторые составляющие обертонового спектра - звук станет глухим и синтетическим. При дальнейшей обработке эквалайзером Вы получите почти тот же шум. Недоработанная система, в общем.

Я не являюсь сторонником обработки звука в реальном времени по причине того, что сей процесс при работе на ПК весьма убог и несовершенен, его следует делать только через внешние эффектпроцессоры.

Среди MIDI-редакторов можно еще отметить CUBASE AUDIO XT V.3.05, и то за счет распространенности. Ничего особенного за этим продуктом не наблюдается - выполнение стандартных операций. Хотя при отсутствии таких программ, как Digital Orchestrator Plus, использование CUBASE AUDIO как соединение мультитрекового аудио-рекордера и MIDI-секвенсора, вполне оправдано. Немного лучше установить Cakewalk Pro Audio. Для тех, кто не имеет мощной компьютерной системы, я посоветую b-Track V.0.99, Evolution Sound Studio Gold и Software Audio WORKSHOP PLUS32 V1.4.

Программные эмуляторы синтезаторов затрагивать не будем, так как на данный момент они не являются элементами профессиональной сферы компьютерного мультимедиа.

Кристофер М. ИХИХО,
аранжировщик "S-MEDIUM DX"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

26 за 1998 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!