Ну вот, стоило только с чувством глубокого удовлетворения отряхнуть с виртуальных протоссовских конечностей мерзкую зерговскую слизь и расслабиться, а они уже тут как тут - подобрались и как прыгнут... Это я об игрушках: что-то стали их много выпускать в последнее время. Даже слишком много. Прямо деваться некуда. И ведь не простые игрушки, а хорошие - так что деваться даже никуда и не хочется. Сейчас их появилось сразу две: Might&Magic VI (но об этом в следующей серии нашей передачи) и Warhammer 2. Он же Dark Omen. Вот о нем-то и поговорим.
Итак, продолжение приключений Моргана Бернхарда - человека и warhammer'а, а также владельца меча под названием Grudgebrunger. В прошлой серии под названием Shadow of the Horned Rat он уже разбил всех орков (они же зеленокожие) и теперь передвинул свои операции дальше к югу. Нанявшись (наемник все-таки) к местному королю и попатрулировав слегка границу, Морган обнаружил, что не все спокойно в этом королевстве. На этот раз течение вашей размеренной жизни нарушат ожившие мертвецы и прочие прелести, сопровождающие темные ритуалы, известные под названием некромантии. Теперь ему (а заодно и нам) предстоит выяснить, кто виноват и что же с ним сделать, чтобы по полям не разгуливали мумии и другие экспонаты исторических музеев. Ну и орки с гоблинами, само собой, не дремлют: ищут, где бы поживиться на дармовщинку.
В общем, мы имеем на руках стратегию. Точнее, даже не стратегию, а тактику, причем достаточно необычную. Пожалуй, ближе всего к ней стоит Myth: the Fallen Lords, однако даже здесь существует масса различий. А ведь сказать что-то новое в real-time стратегиях в наше время очень и очень непросто. Так что игра заслуживает похвал хотя бы за свою оригинальность - а ведь это далеко не единственное. Итак, первое, что роднит Dark Omen с Myth, это графика. Точнее, ее трехмерность - все, начиная с ландшафта и заканчивая постройками, трехмерное, только юниты (как, впрочем, и в Myth) спрайтовые. Кстати, на коробке стоит заветная для некоторых надпись 3Dfx. Большинство других 3D-ускорителей тоже поддерживаются. С трехмерностью связана другая особенность - реальная физика. Конечно, таких красивых взрывов, как в Myth, здесь нет, но стрелы и трупы летают по вполне реальным траекториям. Опять же отслеживается линия видимости - так что спрятать конницу за леском и потом ударить в тыл противнику можно запросто. Ну и в гору на отряд лучников тоже, само собой, не очень-то приятно идти.
Теперь о самой игре: она состоит из 29 миссий, связанных между собой единым сюжетом о борьбе с повелителем отошедших в мир иной (King of Dread). Сюжет достаточно интересный и местами даже нелинейный (самый сложный вариант - 29 миссий). Но самое главное - это военные действия. Происходят они на прямоугольном поле - так сказать, виртуальном столе (поскольку изначально Warhammer был и остается настольной игрой фирмы Games Workshop). Смотрим мы на поле боя сверху, причем камеру можно как угодно вращать, приближать и отодвигать. И вот тут начинаются отличия от Myth: масштабность сражений. В одном только отряде Моргана шестнадцать кавалеристов, а ведь в самом начале игры у нас уже три отряда (и одна пушка). К концу это число перевалит за десяток. Так что смотреть в большинстве случаев приходится с высоты птичьего полета: чтобы не пропустить атаки врага. Еще одно отличие: в Myth можно было управлять каждым солдатом отдельно. В Dark Omen мы отдаем команды только отрядам, причем если началась драка, то игрок лишается даже этой возможности (можно только скомандовать с позором сбежать). Вообще бой в Warhammer - тайна, покрытая мраком. Описания войск отсутствуют и догадаться, кто сильнее, можно только чисто интуитивно. По этому поводу я привел таблицу с характеристиками войск, взятыми из настольной игры (поскольку ее правила полностью перекочевали в компьютерную версию).
Название | Характеристика | Командир |
Grudgebringer Cavalry | 4 4 3 4 3 1 | 4 5 5 4 4 2 |
Grudgebringer Infantry | 4 4 3 3 3 1 | 4 4 4 4 3 1 |
Grudgebringer Crossbows | 4 3 4 3 3 1 | 4 4 4 4 3 1 |
Grudgebringer Cannon | 4 3 3 3 3 1 | 0 0 3 0 7 3 |
Carlsson's Cavalry | 4 3 3 4 3 1 | 4 4 4 4 3 1 |
Bright Wizard | 4 3 3 4 4 2 | |
Helmgart Bowmen | 4 3 3 3 3 1 | 4 3 3 3 3 1 |
Countess' Guard | 4 3 3 3 3 1 | 4 3 3 3 3 1 |
Imperial Greatswords | 4 4 3 3 3 1 | 4 4 3 3 3 1 |
Flagellants | 4 3 3 4 4 1 | 4 3 3 4 4 1 |
Imperial Steam Tank | 2 3 3 7 7 8 | 2 3 3 7 7 8 |
Imperial Cannon | 4 3 3 3 3 1 | 0 0 3 0 7 3 |
Imperial Mortar | 4 3 3 3 3 1 | 0 0 3 0 7 3 |
Mercenary Ogres | 6 3 2 4 5 3 | 6 3 2 4 5 3 |
Outlaw Infantry | 4 4 3 3 3 1 | 4 4 4 4 3 1 |
Ice Wizard | 4 3 3 4 4 2 | |
Ragnar's Wolves | 4 4 3 4 4 1 | 4 4 4 4 4 1 |
Dwarf Warriors | 3 5 3 4 4 1 | 3 6 5 4 5 2 |
Grail Knights | 4 5 3 4 4 1 | 4 5 3 4 4 1 |
Knights of the Realm | 4 4 3 4 4 1 | 4 4 3 4 4 1 |
Wood Elf Glade Guards | 5 4 4 3 3 1 | 5 4 4 3 3 1 |
Wood Elf Archers | 5 4 4 3 3 1 | 5 5 5 4 4 2 |
Knarlroot - Treeman | 6 8 3 6 7 6 | 6 8 3 6 7 6 |
Outlaw Pistoliers | 4 3 4 3 4 1 | 4 4 4 4 4 1 |
Как видите, юнитов немало, а ведь это только "наши" войска. Кроме них, имеются еще примерно такие же по величине армии тьмы и орков. Starcraft со своими тремя расами превзойден во много раз. Что же обозначают все эти цифры?
Первая колонка - скорость (для всадников эту цифру надо умножить на два). Вторая - владение оружием (сравниваются для нападающих и обороняющихся, чтобы узнать, был ли нанесен удар). Третья - то же самое для стрельбы. Четвертая - сила (сравнивается с защитой противника, чтобы узнать, была ли нанесена рана). Пятая - защита. Шестая - живучесть - количество ран, которых достаточно для летального исхода (обычно одна).
Вообще-то это только начальные данные, с ростом опыта они улучшаются. Да, за каждого убитого врага ваши (как в хорошей RPG) получают опыт. А набрав достаточно опыта - новый уровень. При этом они начинают лучше драться и получают дополнительное место для магического предмета (максимум три). Кавалерию четвертого уровня обычными силами убить практически невозможно, а маг четвертого уровня - это вообще ходячая смерть. В начале игры я очень жалел об отсутствии пулемета, теперь понял, что маг его отлично заменяет. Так что мой вам совет - раскачивайте мага: ему, кроме всего прочего, за уровни добавляют заклинания.
Вот, в общем-то, и все. Вроде бы по описанию ничего особенного. Но попробуйте поиграть и поймете, почему от игры невозможно оторваться: это одна из лучших стратегий за последнее время. Она вполне заслуживает сравнения с Master of Magic.
Ну и в конце несколько (бес)полезных советов. Первое и главное: миссии надо проходить с минимальными потерями, потому как на восстановлении войск можно быстро разориться. В общем-то, каждую миссию обычно приходится проходить несколько раз. Второе: собирайте магические предметы - они не просто облегчают, они ОЧЕНЬ облегчают жизнь. Предметы обычно либо спрятаны в зданиях (а также в статуях и камнях), либо находятся в руках врага. Так что не давайте таким врагам спастись. Ну а после миссии надо простучать все подозрительные декорации Fireball'ами, может, что и выпадет. Кстати, практически всегда, когда вам предлагают задержаться и сделать доброе дело, соглашайтесь. Битва, конечно, будет не из легких, зато обязательно найдется какая-нибудь ценная вещичка. Из двух предложенных пушек выбирайте мортиру. И качайте магов - они самые страшные после кавалерии. Сочетание Firewings и Firestorm - вообще мечта диверсанта.
Теперь о системных требованиях: Windows 95 (увы, без него уже никуда). Pentium 120 (для высокого разрешения лучше 166), 16 Мб памяти, от 22 до 240 Мб на винчестере, CD-ROM можно 2X, но это крайне не рекомендуется (лучше 4X или 8X). Поддерживаются практически все 3D-ускорители. Поддерживается также сетевая игра через Internet и нуль-модем.
Компакт-диск Warhammer: Dark Omen был любезно предоставлен фирмой "ГВиН Компьютер", тел. 211-09-66
Константин
АФАНАСЬЕВ,
AKG_Monster@usa.net