Корпоративная Информационная Система

"То, ради чего человек путешествует по миру, он обретает, лишь вернувшись домой".

Джордж Мур

Еще одна проблема, с которой столкнулись руководители или начальники структурных подразделений предприятий, - это модернизация или создание автоматизированной системы управления (АСУ). Надо отметить, что до недавнего времени безраздельно господствовал следующий подход: на крупных или на некоторых средних предприятиях подбирался штат способных управленцев, которые сами разделялись на аналитиков, консультантов, программистов системной и прикладной части, специалистов по аппаратному обеспечению и т.д. Средства разработки подбирались в основном по принципу: "У соседей это работает и вроде бы ничего, вот и мы попробуем". Что касается вычислительной техники, то после перехода от мейнфреймов к локальным сетям персональных компьютеров только в наиболее крупных организациях были созданы многоплатформенные гетерогенные сети. Классическим вариантом, мне кажется, можно считать определенное число клиентских компьютеров, связанных с выделенным сервером, или отсутствие вычислительной сети как таковой, выполнение локальных задач на разделенных рабочих местах. Вполне правомерно, что на подобной почве стремительно снискали себе популярность настольные средства разработки баз данных, такие как: Clipper, FoxBase, Dbase, и, как ни странно, даже язык C в комплекте с библиотекой DB-Vista.

Теперь же, когда вычислительная мощь, надежность, управляемость персональных компьютеров (ПК) и вычислительных сетей в целом достигла качественно нового уровня, а программные средства и методологии перенесены с мейнфреймов на ПК и усовершенствованы, требуются новые подходы и новые решения. Возможности клиент-серверной архитектуры, наглядность CASE-технологии, объектное программирование Windows навязывают принципиально новую АСУП или, как говорят профессионалы, корпоративную информационную систему (КИнС).


Что же такое КИнС? Кем и на чем она создается? И что для этого надо?

Рассмотрим систему управления на предприятии в целом. Системы управления и контроля на промышленных предприятиях довольно сложны по своей структуре и изначально разбиваются на четыре больших уровня. На самом верхнем "этаже" располагается корпоративная информационная система, отвечающая за организацию работы предприятия в целом. Это автоматизация бухгалтерского учета, управление финансами и материально-техническим снабжением, организация документооборота и т.д. Данный уровень представляет собой вариант классической офисной автоматизации и называется планированием ресурсов предприятия (MRP, manufacturing resource planning). Подавляющее большинство проектов по автоматизации управления предприятий ограничены только уровнем MRP. Хотя и результатом такого подхода порой является низкая общая эффективность внедрения. Следующие "нижние" уровни автоматизации зачастую называют автоматизацией технологических процессов. Информация о реальном процессе изготовления продукции, о сопряженных с этим расходах электричества, тепла и пара, сырья и т.д. снимается с физических датчиков и преобразователей и поступает на соответствующие исполнительные механизмы на рабочих агрегатах (floor level, уровень устройств связи с объектами). На следующем этапе происходит сортировка и математическое преобразование данных, занесение их в хранилища, а также представление их в графической форме, соответствующей конкретному типу производства (уровень систем сбора и обработки данных SCADA, Supervisory Control Data Acquisition). Для менеджера, оперирующего обычно экономическими показателями для десятков, а то и сотен наименований готовой продукции, а также контролирующего ее распределение, информация, предоставленная системами SCADA, не наглядна и не применима без предварительного преобразования. Здесь приходит на помощь уровень систем исполнения производства (MES, Manufacturing Execution Systems).

Автоматизация технологических процессов - довольно-таки емкий раздел, требующий особого внимания со стороны руководителей предприятий. Даже такие типичные примеры, как контроль и мониторинг расхода электроэнергии, тепла, воды, на практике позволяют огромную экономию средств предприятия. Хотелось бы заметить: дабы не стать жертвой информационной спекуляции, от подрядчика по автоматизации технологических процессов надо требовать возможности связать отчетные данные с базой данных корпоративной информационной системы.

Теперь же что касается непосредственно корпоративной информационной системы, или как мы определились, уровня MRP. В России активно развивается явный* IT-консалтинг (консалтинг в области информационных технологий) и даже сформировалась так называемая большая шестерка компаний, занятых в этой области. Консалтинг - это первая фаза реализации любого (и особенно крупного) проекта. Заказчик вправе ожидать от интегратора консалтинговых услуг анализа бизнес-процессов предприятия, построения формальной модели с использованием какого-либо общепринятого инструментария, оформления документации этой модели. Результаты профессионального IT-консалтинга отражаются на предприятии самым глобальным образом. Ведь результаты оптимизации бизнес-процессов предприятия могут убедить руководителя принять решения, влекущие изменение всей бизнес-модели предприятия. Важно обратить внимание, что консалтинг - это определенная форма аутсорсинга, т.е. консалтинговая группа исполняет те действия, которые при выполнении их силами предприятия потребуют гораздо большего времени и затрат или вообще невозможны.

При наличии результатов IT-консалтинга предприятие может пойти по одному из двух путей: заключить контракт с профессиональной фирмой на разработку корпоративной информационной системы или дать задание создать КИнС штатному отделу АСУП (вариант покупки готового программного продукта я здесь не рассматриваю, так как он либо предполагает собственный неявный консалтинг поставщика продукта или не предполагает его совсем). Случай с подключением внешней фирмы на разработку КИнС предпочтительней. Крупные коммерческие фирмы могут позволить себе нанимать лучших специалистов в своей области, аккумулировать опыт коллектива на многочисленных внедрениях, снабжать сотрудников новейшим инструментарием, документацией и информационными материалами и прочее. Сотрудники отдела АСУП, если таковой существует, со своим многолетним опытом работы, знают собственное предприятие лучше, чем кто-либо. Но самим им трудно преодолеть сложившиеся на предприятии стереотипы. Зато внедрение и дальнейшее развитие системы, созданной сторонней организацией, опять же лучше их никто не сделает.

Правда, по ряду причин многие предприятия все-таки предпочтут модификацию или разработку корпоративной информационной системы собственными силами и откажутся от IT-консалтинга. В таком случае можно начать с того, что определиться с целями реорганизации/создания корпоративной информационной системы. Скажем, это будет:

w надежность и устойчивость развития предприятия;

w получение преимущества в конкуренции;

w расширение рынка сбыта;

w увеличение прибыли на инвестированный капитал.

Далее необходимо детально раскрыть перечисленные пункты, изучить настоящее состояние, проанализировать и проспецифицировать требования к ним. Необходимо разработать проект создания или реорганизации КИнС, практически реализовать отдельные компоненты системы, интегрировать подсистемы в соответствии с разработанным проектом. После этого остается протестировать систему, внедрить ее и эксплуатировать.

Конечно, такая схема чрезвычайно упрощена, но она, в общем-то, во многом отражает суть. Для подобных работ понадобится инструментарий. Наиболее популярные пакеты для этапов анализа и спецификации:

w Design/IDEF (Meta Software) - пакет для функционального и информационного моделирования, анализа и проектирования бизнес-процессов.

w OROS (АВС Technologies) - программный комплекс для функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов.

w Интегрированная инструментальная среда моделирования и анализа бизнеса ARIS Toolset компании IDS Prof. Scheer GmbH.

Вот в выборе средств проектирования баз данных и приложений нет такого единства мнений, как в случае средств моделирования и анализа. Так, по мнению специалистов департамента информатизации ЦБ РФ, для организации серьезной КИнС желательно использовать один из наборов: Westmount I-CASE + UNIFACE, ORACLE* CASE + ORACLE* Forms, PRO-IV, SILVERRUN + UNIFACE, SILVERRUN + JAM, ERwin/ERX + PowerBuilder. Я сомневаюсь в возможности полноценной русскоязычной поддержки перечисленных, за исключением ORACLE (Oracle Corp.) и PowerBulder (PowerSoft). Что делает весьма заманчивым использование в качестве серверной части мощной базы данных ORACLE и клиентской части, написанной на доступном объектно-ориентированном языке PowerBulder. Использование языка запросов ORACLE SQL позволит применение клиент-серверной технологии, когда сервер базы данных сам обслуживает сложные клиентские запросы, пересылая по сети клиенту лишь результаты, что значительно разгружает сетевой трафик и соответственно повышает производительной работы. В качестве CASE-средств можно использовать пакеты для создания концептуальных и физических моделей структуры базы данных S-Designor (Powersoft) или ERwin/ERX (Logic Works). CASE (Computer Aided System Engineering) - эти средства позволяют представить структуру реляционной базы данных "как есть". Визуальное, концептуальное представление базы данных легко доступно для восприятия, CASE-средства позволяют проектирование базы данных, представленной таким образом. Примечательно, что S-Designor и Erwin используют методологию IDEF1X, применяемую на этапе анализа и проектирования бизнес-процессов.

В настоящее время также предлагается много готовых решений (я бы сказал программных продуктов): "Галактика", БОСС, БЭСТ, 1С-Предприятие и другие. Здесь можно провести аналогию с мировыми лидерами в области систем автоматизации предприятий Baan, Manman/X, SAP/R3, OPTEGRA. Рекламные лозунги SAP гласят примерно следующее: "Лучший мировой опыт бизнес-процессов сосредоточен в R/3. Мы гарантируем вам, что если вы будете использовать именно эти процессы и эту технологию, то у вас будет все хорошо". Если взять и подогнать предприятие под один из перечисленных продуктов, а это теоретически возможно, получится действительно очень здорово. Проблема в том, что не всегда это получается. На предприятии, организованном "по-другому", должны работать другие люди, с другим менталитетом и другой квалификацией.

Дмитрий ШЕЙКО,
сервисный центр AMBER

[email protected]

Бобруйск, (02251) 3-15-24

----------

* - Неявный консалтинг, который может быть просто частью какого-нибудь сетевого проекта, весьма широко практикуется и в нашем государстве.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

14 за 1998 год

Рубрика: 

Телекоммуникации
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!