Когда я устану от
ласковых, нежных объятий, Когда я устану от мыслей и слов повседневных, Я слышу, как воздух трепещет от грома проклятий, И вижу на холме героев-могучих и гневных. Николай ГУМИЛЕВ |
Давным-давно, еще на ЕС`ках, имела хождение игра Sopwith, или, в просторечии, fly - симулятор самолета времен первой мировой войны с видом сбоку. Так вот, до сих пор я не видел лучшего авиасимулятора, чем эта полуаркада. На современные леталки можно любоваться, но играть в них скучно, играбельность в них принесена в жертву реалистичности. Единственное исключение - старый добрый LHX. Пусть по графике и реалистичности он сильно отстает от Comanche и Apache соответственно, но отточенный gameplay позволяет забыть и о том, и о другом, просто отправившись в полет над джунглями Вьетнама.
Но песня совсем не о том, что fly лучше F22 Lightning. Пусть. Завел я разговор о древностях затем, чтобы вспомнить, какое было управление во fly. Для тех, кто не знает: это была первая игра, задействовавшая большинство пальцев обеих рук, причем так, что это было удобно. То же с LHX - необходимый минимум клавиш, позволяющих чувствовать вертолет. Насколько я помню, следующей игрой такого уровня управляемости был Descent. Помните, как после игры тянуло пройтись по потолку?
И вот появился Quake. Графика в нем не так уж революционна, все шло к этому, а теперь идет дальше. Самое замечательное в этой игре - консоль, позволяющая оттачивать настройку игры и выбирать абсолютно любое управление. Об этом и поговорим.
Для того, чтобы задействовать возможности Квейка и свои полностью, настоятельно рекомендуется переделать множество установок и основательно разобраться с управлением. Имейте в виду - на клавиатуре в Quake играют только новички и особо некоторые асы. Нормальные профессионалы играют мышкой - она позволяет очень быстро поворачиваться и вертеть головой вверх-вниз, основательно увеличивая маневренность. Так что переучитесь на мышку - потом не пожалеете.
Итак, определитесь с кнопками, на которых будете играть, и вперед - за программирование консоли! Я, например, играю в такой раскладке: стрельба на левой кнопке мыши, движение вперед-назад и приставным шагом в стороны - на клавишах W, S, Q, E (знаменитый Денис "Thresh" Фонг использует на эти цели W, S, A, D), прыжок на пробеле, табуляция выбирает самое мощное оружие из имеющегося, alt-прыжок на ракете. Последние два действия вам могут быть незнакомы - правильно, их можно установить только в консоли.
Команды консоли необязательно набирать при каждом запуске, их можно собрать в одном файле с расширением .CFG и поместить в подкаталог QUAKE\ID1, откуда их можно вызывать командой вроде 'exec foo.cfg'. При запуске Quake выполняются файлы congig.cfg и autoexec.cfg. Config.cfg перезаписывается при конфигурировании из меню, и лучше его не трогать, а создать свой файл foo.cfg и вызывать его в конце autoexec.cfg вышеупомянутой командой. В таком случае, что бы ни предпринял Quake по собственной инициативе или с подачи других игроков, ваши настройки не будут запорчены, и их можно будет таскать в гости на дискете.
Имейте в виду, что если поверх вашего Quake установлены какие-нибудь другие игры, выбираемые с помощью опции комадной строки '-game <имя>', конфигурационные файлы будут запускаться из соответсвующего каталога, и настройки свои следует поместить не в ID1 (игра по умолчанию), а туда. Скорее всего, вам придется столкнуться с этим при запуске Reaper-ботов.
Теперь о командах, после использования которых вам уже не придется жаловаться на неправильное управление.
bind mouse1 +attack
bind space +jump
bind q +moveleft
bind w +forward
bind e +moveright
bind s +back
bind d +movedown
Тут все просто - клавишам назначаются команды, связанные со стрельбой и передвижением. Символ '+' обозначает, что это триггерная команда, которая действует, пока нажата соответствующая клавиша. Дальше я покажу, как их описывать и использовать другим во вред.
+mlook
Эта команда включает режим mouselook, в котором перемещение мыши вперед/назад поворачивает взгляд вверх/вниз (или наоборот, в зависимости от установки reverse mouse). Альтернативный способ смотреть мышкой таков:
lookspring 1
bind mouse2 +mlook
В этом случае режим mouselook будет включаться/выключаться нажатием и отпусканием правой кнопки мыши, и дополнительно при выключении режима взгляд будет возвращаться в горизонтальное положение.
m_forward 0
Эта команда отключает движение вперед/назад при соответствующем перемещении мыши. Без нее вы не сможете стоять на месте при выключенном mouselook - любое движение мышки будет сопровождаться незначительным перемещением, которое может перейти в значительное, если вы стоите на краю пропасти...
v_centermove 0.05 // Устанавливает время возвращения взгляда в горизонтальное положение
v_kickpitch 0; v_kickroll 0; v_kicktime 0
Эти команды отключают всякие качания, сбивания прицела и замирания, происходящие, когда в вас чем-нибудь попадают.
crosshair 1
В высшей степени полезная команда - включает прицел, точно указывающий, куда полетит извергаемый вашим оружием смертоносный груз.
scr_conspeed 5000
Устанавливает скорость выдвижения консоли так, что она просто появляется и исчезает вместо того, чтобы ездить, расходуя драгоценные секунды.
r_waterwarp 0
Отключает искажение зрения под водой, что положительно сказывается как на точности стрельбы, так и на скорости прорисовки.
alias weapon "; -attack; impulse 8; wait; impulse 6; wait; impulse 7; echo Best Weapon"
bind tab weapon
В первой строке создается команда 'weapon', совершающая последовательность действий, заключенную в кавычки, а именно: во избежание поражения выключается стрельба, затем последовательно выбирается одно из наиболее мощных оружий - молния, гранатомет и ракетомет. Остается выбранным последнее из тех, которые имеются в наличии, то есть самое мощное. Выбор перемежается командой wait, которая ждет один игровой такт (обычно 1/20 секунды). Если ее не поставить, impulse, увы, не выполнится.
bind m messagemode
Нажав M, можно будет посылать другим игрокам сообщения. Это может пригодиться в командной игре или для связи с противником, отделенным от вас телефонной линией или играющим из соседней комнаты.
bind ins "host_framerate 0;echo Demo - Play"
bind del "host_framerate 0.0000001;echo Demo - Stop"
bind home "host_framerate 0.003;echo Demo - Slow Motion"
bind end "host_framerate 0.1;echo Demo - Fast Forward"
С помощью определенного здесь набора клавиш можно управлять скоростью проигрывания демов. Очень рекомендую смотреть в замедленном режиме матч Фонга с Кармаком и прохождение Квейка за 15 минут - иначе понять происходящее будет сложно.
bind alt +rj
alias +rj "cl_pitchspeed 100000;impulse 7;+lookdown;
wait;-lookdown;cl_pitchspeed 150;+jump;+attack;echo Rocket Jump"
alias -rj "-attack;-jump; force_centerview"
И вот, наконец, обещанная триггерная команда. Во-первых, не верьте переносу - консоль не понимает многострочных команд, и вышеуказанная последовательность должна содержать всего три строки. Обратите внимание, что описываются два альяса, а клавише назначается только один. Здесь нет ошибки - последовательность '+rj' выполняется при нажатии клавиши alt, а '-rj' - при отпускании.
При нажатии alt включается "прыжок на ракете" - взгляд мгновенно опускается вниз, выбирается ракета и производится одновременно прыжок и выстрел. При отпускании клавиши взгляд выравнивается. Конечно, стрелять себе под ноги - занятие болезненное, но зато с помощью этого трюка можно быстро выбраться из переделки, запрыгнуть туда, куда прыгать не положено, да и просто озадачить соперника. На некоторых многоэтажных уровнях вроде dm4 такие прыжки могут оказаться жизненной необходимостью.
bind shift +zoom
alias +zoom "fov 30;m_pitch 0.005;m_yaw 0.005;echo Zoom"
alias -zoom "fov 90;m_pitch 0.022;m_yaw 0.022"
Эта триггерная команда имитирует оптический прицел. Самое приятное ее применение - поражать противника прицельной молнией с другого края карты. В отличие от того zoom'а, который разработчики Quake повесили на F11, этот пропорционально изменяет скорость мышки, позволяя не только смотреть, но и стрелять.
Вот и все на сегодня. Надеюсь, освоив эту нехитрую воинскую премудрость, вы сможете удивить и монстров, и товарищей по оружию своими новыми возможностями. И не останавливайтесь на достигнутом, Quake - игра поистине неисчерпаемая, и в умелых руках она мнется, как глина.
Оружие к бою!
Дмитрий БОРОДАЕНКО,
forever@mad.scientist.com
Горячие темы