Великий инквизитор

Come on along with the black rider,

We'll have a gay ol' time.

Tom Waits

Да, старые добрые времена явно возвращаются. Я-то думал, что традиционные, ортодоксальные квесты понемногу вымирают. Ан нет, сначала Callahan Crosstime Saloon, потом Curse of Monkey Island и вот теперь Zork Grand Inquisitor. Конечно, нет больше текстового ввода, только мышь, но дух сохранился. Впрочем, о чем это я?


О чем?

Вообще говоря, Zork - название известное. Буржуазные квестоманы со стажем от одного этого слова начинают биться в конвульсиях и вспоминать старые времена (вот как я сейчас). У нас о нем знают не так хорошо. Между тем эта серия игр - самая старшая в своем роде (даже старше незабвенных Space и King Quest'ов). Ее первая серия появилась еще в 1977 году по вине четырех студентов Массачуссетского Технологического. Вскоре вокруг этой первой серии образовалась небольшая фирма Infocom, и по сей день (упокой, господи, ее душу) являющаяся образцом квестописания. За время своего существования Infocom наклепал немало хороших игр, в том числе еще три серии Зорка и Hichhiker's guide to Galaxy. Однако в конце концов контора была куплена Activision и тихо скончалась, оставив в наследство этому игрушечному монстру Зорка. Так появились Return to Zork и Zork Nemesis. Ну а теперь мы получили Zork Grand Inquisitor - между прочим, первую часть трилогии.


Где?

Действие имеет место быть неизвестно где. Точнее, в королевстве Quendor. Еще точнее, под этим королевством - в Великой Подземной Империи. За время существования это подземелье успело обрасти мифами, легендами и памятными местами, кочующими из серии в серию. Так что история Зорка богата всяческими прикольными историями. Вся эта развитая мифология придает особую прелесть сюжету, в котором постоянно попадаются ссылки то на древних колдунов, то на Магический технологический университет. Вот, к примеру: "Йорик решил жить в пещере и начал писать книгу Святого Йорика. По странному стечению обстоятельств, в том же году он был провозглашен святым." Между прочим, нам надо найти череп этого самого Йорика.

Окружающая местность, как вы уже успели заметить, высокомагическая. Но магии здесь нет, потому что Великий Инквизитор запретил всю магию. Виновные и недовольные (а также их родственники, знакомые и знакомые знакомых) будут тотемизированы (то есть их души будут отделены от тел и помещены в консервные банки). Виновником всего этого безобразия является некий Mir Yannick. Когда-то он обнаружил тотемайзер (машину для тотемизации). Затем быстро поднялся до помощника Великого Инквизитора. Вскоре ВИ погиб от множественных ударов тяжелым предметом, которые он случайно нанес себе во время беседы с Yannick'ом. Затем король Квендора случайно задушил себя во время встречи с новым ВИ. И уже после все волшебники были освобождены от бремени собственного существования гвардейцами инквизиции. Вот тут-то все и началось.


Кто?

В дело вступает новый искатель приключений (как водится в Зорке, безымянный) - то есть вы. Судя по скудному инвентарю, до вступления в нынешную должность он работал продавцом странных агрегатов под названием Perma-Sucker (что значит Permanently Sucking Machine или пылесос). Задача-максимум: собрать три древних артефакта (кокос Квендора, череп Йорика и Cube of Foundation), победить Инквизитора и вернуть магию в Зорк. Задача-минимум: пробраться в захваченный Инквизицией и только совсем недавно коррумпированный город Port-Foozle в самый разгар комендантского часа. Из этого самого города начнется наше славное путешествие. Сперва выудим из моря лампу и соберем все, что плохо лежит. Потом побеседуем с мужиком, который чинит лампы (Antharia Jack - крупная фигура в Зоркианской истрии). "Эй, гад, лампу отдай, а то хуже будет!" Быстро его подставляем, забираем лампу обратно. Между прочим, интересная комнатка, и играет этот Джек, похоже, в Planetfall. Да и лампа оказалась говорящая. В ней живет Dungeon Master Далбоз, безвременно погибший при встрече с тем же самым Yannick'ом. Вот он-то нам и поможет.


Как это выглядит?

Выглядит хорошо. Вид из глаз. Графика SVGA и цветов много. Свободно ходить нельзя, только из локейшена в локейшен (не Quake ведь, поди). Зато во всех основных локейшенах можно делать поворот на 360 градусов и любоваться красотами. Но это не Myst. Нет тут этой мерзкой статичности и бесконечных пазлов (они же головоломки). Спустились в подземелье, побродили, поприкалывались. То подземная железная дорога великого подземелья попадется, то скелет с учебником по самогипнозу в руках. Лично мне больше всего понравилась курящая дверь/охранное устройство в логове Dungeon Master'а. В общем, игра сделана с юмором, причем непосредственное влияние на него оказали незабвенные Monty Python (чувствуется некоторое сходство с Holy Grail) и это хорошо. Опять же, по бредовости некоторые места сильно напоминают мой любимый Chronomaster, чему тоже нельзя не радоваться.

Звук тоже неплох: одна только инквизиторская пропаганда чего стоит. Все с чувством, с толком, с расстановкой. А кто бы мог подумать, что в аду играет такая музыка. Да, звук на уровне. Даже присутствие FMV (Full Motion Video) не портит игру. Актеры играют нормально, а не как пьяные обезьяны из Lands of Lore 2. К тому же видео вполне прилично наложено на фоновые картинки, включается ненадолго и только в нужные моменты. Но все же главное - это процесс игры. И процесс поставлен что надо. Любой квестер со стажем может это подтвердить. Кстати, о пазлах: они здесь есть - но это не самоцель. Конечно, пораскинуть мозгами придется, но ничего сверхъестественно сложного не встретится. Опять же, если не решается просто, надо попробовать прикольно. Здесь вам не Myst и не Lighthouse. Но помните, что в вашем распоряжении не только набор предметов, но и заклинания. Сочетание первого со вторым часто дает весьма неожиданные результаты.

В игре есть только один существенный недостаток - она переведена на русский язык. Конечно, для тех, кто не читает по-английски, это хорошо. Но если бы вы знали, сколько отличных приколов погибло под корявыми руками переводчиков. Да, они старались (хочется верить), но этого явно было недостаточно. Впрочем, для любителей остаются вся речь и надписи на экране (переведены только субтитры). Очень советую послушать - диалоги здесь отвальные (опять же, пропаганда).

Итак, оценка - однозначно максимальная. Давно мне не попадалась игра, в которую было бы так приятно играть. С другой стороны, многие ли сейчас нормально играют в квесты. Чтобы просто сесть побродить, а не решать твердокаменные пазлы или быстро-быстро прогнать все по хинтам и посмотреть финальный мультик. Это игра другого сорта. Она может либо понравится сразу - и тогда в нее захочется играть подольше, либо не понравится, тогда и говорить не о чем. Лично я рекомендую.

Системные требования: Windows 95 и все, что с ней связано, CD-ROM, можно 2-скоростной, но лучше 4- и больше. Да, кстати, в игре есть одна интересная штука: игра по сети. Один ведет героя, другой смотрит. Поменяться местами можно в любой момент. Не знаю, не пробовал. Идея хорошая, а будет ли работать - проверьте сами.

Константин АФАНАСЬЕВ,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 1998 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!