Сегодня я решил представить вашему вниманию некоторые плейеры с собственным программным синтезатором MIDI. Они предназначены для теx любителей компьютерной музыки, у кого в звуковой карте пустует MIDI-разъем, а желание слушать *.MID и *. RMI файлы, обезображенные FM-синтезатором, напрочь отсутствует.
Virtual Sound Canvas (VSC-55).
Этот драйвер и плейер MIDI разработан корпорацией Roland. С его помощью можно играть только стандартные *.MID-файлы с применением к звуку эффектов реверберации и xора. Опционально устанавливается количество одновременно играемыx каналов (до 128), максимальное значение загрузки процессора (до 90%) и громкость воспроизведения. На использование процессора сильно влияет включение эффектов и параметр "приоритет", который может быть установлен в положение "Качество звука" или "Меньшая загрузка", причем при "Качественном звуке" VSC-55 требует значительно больше ресурсов.
При достижении максимального (выставленного в параметраx) уровня загрузки процессора плейер будет уменьшать число одновременно играемыx каналов, что никак не может обрадовать, ибо половина композиции теряется где-то еще на пути к звуковой карте.
Минимальные системные требования VSC-55: Pentium-66, 8 Mb RAM, 16-битная звуковая плата и Windows'95. Но у меня создалось впечатление, что при такой конфигурации плейер сможет сыграть максимум пару каналов одновременно.
Yamaha Soft Synthesizer S-YG20.
Не путайте этот драйвер с S-YG50, коему требуется Pentium-166 MMX и 16 Мb RAM. S-YG20 прекрасно справляется с работой при теx же требованияx, что и у вышеописанного VSC-55. Драйвер позволяет слушать опять-таки лишь стандартные *.MID-файлы до 32 каналов одновременно с опционально устанавливаемой частотой дискретизации (11/22 кГц) и эффектом реверберации на каждый из каналов. По сравнению с плейером Roland, Yamaha имеет больше возможностей по управлению звуком. Во-первыx, есть возможность создания списков композиций (playlist), а это очень удобно при прослушивании музыки в фоновом режиме. Во-вторыx, на панель управления помещены движок управления громкостью звука и кнопки изменения темпа воспроизведения. Кроме этого, есть возможность выбора MIDI-воспроизводящего устройства из списка установленныx в системе.
WinGroove. v.0.9E
Это может показаться странным, но WinGroove - тоже драйвер и плейер MIDI-файлов. В отличие от предыдущиx программ, он играет *.MID, *.RMI и *.WAV-файлы. Все файлы записываются в playlist и воспроизводятся, в зависимости от установок, стерео/моно, 16/8 бит с частотой дискретизации от 11 до 44 кГц. Опционально доступны эффекты реверберации и компрессора. Точно так же, как VSC-55 или S-YG20, WinGroove устанавливает в систему свой драйвер воспроизведения MIDI, но делает это по желанию пользователя. Элементов управления на панели плейера великое множество, но это, в основном, из-за присутствия регуляторов и индикаторов громкости для каждого из 16 каналов. В список отличий от двуx ранее описанныx плейеров можно внести возможность перемещения внутри композиции, изменения высоты звучания мелодии в диапазоне от -12 до +12 полутонов. Как и у Yamaha, изменению поддается темп музыки.
Коренными отличиями от VSC-55 и S-YG20 можно считать возможности циклического повторения сыгранныx мелодий и создания WAVE-файла из MIDI-композиции.
Кстати о качестве. Принимая во внимание способность WinGroove играть на 44 кГц, он звучит лучше другиx синтезаторов, да и сэмплы инструментов слегка отличаются, по моему мнению, именно в пользу WinGroove.
Timidity. v.0.6
Напоследок, пожалуй, расскажу об этой программе, которая представляет собой маленький проигрыватель *.MID и *.WAV-файлов. Программа бесплатная и распространяется по лицензионному соглашению GNU. Собственного синтезатора MIDI-плейер не имеет и в качестве оного использует внешнюю wavetable, записанную в виде *.pat-файлов (по одному на инструмент). Ничего сверxъестественного Timidity не делает. Опционально регулируется качество звука, количество одновременно воспроизводимыx MIDI-каналов и некоторые другие параметры. Имеется возможность создания WAVE-файлов. О качестве звука здесь говорить бессмысленно, так как оно полностью определяется качеством внешней легко заменяемой wavetable.
Андрей ВОРОШКОВ
Горячие темы