Компьютеров сейчас стало больше. Временами даже случается, что их плотность превышает две штуки на отдельно взятое помещение. И сразу же начинаешь думать про всякие там излишества разные: multiplayer какой или там файлы перекачать без дискеток. Но ведь локальную сеть тоже просто так ставить не хочется (тем более, если знакомый принес свой компьютер всего на пару дней).
На этот случай существует народное средство под названием нуль-модем (null modem). Правда, к модему он никакого отношения не имеет, разве только подключается к тому же порту (COM). Для тех, кто не знает: нуль-модем - это просто два разъема и три провода, то есть просто соединительный кабель. Соединять им можно COM порты в любой комбинации: COM1 - COM1, COM1 - COM2, COM2 - COM2. Надо только следить за соответствием сигналов. Сигналы последовательного порта (он же интерфейс RS232C) и соответствующие выводы приведены в таблице, а схема простейшего нуль-модема показана на рисунке.
Сигнал | Вывод 9 контактного разъема | Вывод 25 контактного разъема |
DCD — Data carrier detect | 1 | 8 |
Rx — Receive data (прием) | 2 | 3 |
Tx — Transmit data (передача) | 3 | 2 |
DTR — Data terminal ready | 4 | 20 |
DSR — Data set ready | 6 | 6 |
RTS — Request to send | 7 | 4 |
CTS — Clear to send | 8 | 5 |
RI — Ring Indicator | 9 | 22 |
GND (сигнальная земля) | 5 | 7 |
Как видите, приемный вывод одного порта соединяется с передающим другого, и наоборот. Земля соединяется с землей. В принципе, можно обойтись тремя проводами, но лучше сделать каждый канал витой парой, сдублировав, таким образом, "земляной" провод. Это уменьшит вероятность "поймать" помеху во время передачи информации. Сигналы DTR, DSR, RTS, CTS служат для подтверждения готовности приема и передачи, а, значит, и для повышения надежности, однако в большинстве случаев это не обязательно, поэтому проще всего их будет замкнуть так, как показано на рисунке. Вот, собственно говоря, и все. Нуль-модем готов к употреблению и позволяет получить скорость передачи до 115200 бит в секунду (порядка 14 кб/с). Скорость передачи данных будет чуть ниже, поскольку на каждые восемь бит данных приходится 2-3 служебных бита.
Для перекачки данных по нуль-модему, кроме кабеля, необходима еще и программа, которая этой перекачкой будет управлять. Во-первых, такая возможность имеется в старом добром Norton Commander и называется Commander Link (в меню одной из панелей). В DOS 6.x для этого предназначена пара программ Interlnk.exe и Intersvr.exe - запускаются на клиентской и серверной сторонах соответственно. Игры, как правило, предлагают при настройке multiplayer пункт serial link, или что-то в этом роде. Даже во всеми (не)любимом Win95 есть функция Direct Connection, служащая для связи через последовательный порт. Правда, необходимо, чтобы на втором компьютере тоже стояла Win95.
Вообще, основное неудобство соединения по нуль-модему состоит в том, что на обоих компьютерах должны быть запущены одинаковые программы. Причем тот, который находится в режиме Server или Slave (то есть предоставляет свои ресурсы) в это время не реагирует на внешние раздражители и ждет конца связи. Еще одна проблема - опасность полностью или частично спалить микросхему контроллера портов. Но об этом разговор отдельный.
Константин
АФАНАСЬЕВ,
AKG_Monster@usa.net
Горячие темы