Еще один взгляд на Тамаготти

Многие читатели помнят как все оно начиналось. Уже минуло почти десять лет с той поры, когда огромным спросом (и не только у нас!) пользовались наши отечественные электронные игрушки на жидких кристаллах: такие как "Hу погоди!", "Веселый повар", "Космический мост" и другие. Подобные игры, как отмечали сами производители, предназначались для детей в возрасте от 7 до 16 лет и призваны были развивать у их обладателей внимание, быстроту реакции и, конечно же, логическое мышление. Вся прелесть заключалась в том, что, кроме основного изображения, такие игрушки были оснащены хоть и примитивной, но все же музыкой, совмещая в себе кроме непосредственной игры и часы, и будильник.

Время шло и чуть позже на наших прилавках стали появляться зарубежные "хитовые игры" в карманном варианте, а именно - Tetris. Эти игры опережали своих предшественников не только по широкому возрастному диапазону своего использования, но прежде всего своей направленностью на развитие практического наглядно-действенного мышления. Да и функций у них появилось гораздо больше: возможность выбора сложности уровня, увеличение числа функциональных клавиш, а также возможность использования одного экрана для трех, а то и гораздо большего числа игр. Чего еще желать надобно?..

Да только вот время не стоит на месте, а вместе с ним идет развитие человека, его интеллекта, многовековыми плодами которого мы пользуемся и по сей день. Еще не подошел к концу нынешний 1997 год, как на прилавках наших коммерческих киосков, магазинов и частных фирм появилось новое развлечение от японской фирмы-производителя BANDAI - игра-брелок Tamagotchi. Hе игрушка, а просто чудо какое-то.

Тамаготти, или как ее еще нарекли наши реализаторы и пользователи - Тамаготтик или даже Тамагоша, действительно вобрала в себя ряд преимуществ ее предшественников да парочку-другую от себя добавила. Прежде всего это и оригинальный дизайн как содержания, так и внешнего вида, и оригинальный подход ее использования. В эту игру, чтобы пройти ее до победного конца, можно играть до трех месяцев! В чем же замысел этой неординарной игрушки?

Рассмотрим содержательную сторону Тамаготти. Прежде всего следует определиться, с каким из существ Вы хотите иметь дело. Диапазон выбора довольно широк: от цыпленка и собачки до динозаврика и инопланетянина. После произведенного выбора следует определить стратегию своих действий, так как перед игроком ставится задача выращивания и воспитания своего "питомца". И начинается игра с зарождения одного из выбранных существ, и когда это чудо появляется на свет, то Вам, как его прародителю, предстоит не только вырастить и воспитать питомца, но и как можно дольше обеспечить его существование. Максимальное число дней поддержания жизни такого "питомца" составляет приблизительно три месяца. За это время Вы будете обходиться с Вашим подопечным как со своим собственным ребенком: доведется и укладывать спать, и развлекать, и кормить, и даже тренировать. Словом, основная задача - обеспечение комфорта избранному существу. Таким образом, Ваш "питомец" пройдет полный жизненный путь от рождения до смерти. Следует упомянуть и о том, что один реальный день для Тамаготти будет равняться соответственно одному году своей мультяшной жизни.

Это только основные достоинства игры, которые, как правило, бросаются в глаза с первого взгляда. Однако давайте попробуем посмотреть на игрушку с другой точки зрения.

Вся идея заключается в том, что данная игрушка особенно полезна одиноким людям. Имея под рукой Тамаготти, можно вырастить и воспитать своего "ребенка", что, возможно, и полезно, хотя и не всем рекомендуется. В любом случае сознание игрока будет находиться в поле действия игры, хотя на подсознательном уровне будет присутсвовать идея развития своего собственного детища, а, следовательно, в игру будут устремляться индивидуальные стремления самого играющего; но к великому сожалению игра будет идти уже по заранее запрограммированному сценарию, что, собственно, и будет отличать игрушку от реального мира. Конечно же, подобного рода замечание можно отнести ко всем играм, но следует обратить внимание и на тот факт, что реальная жизнь довольно часто претерпевает определенные метаморфозы, полиморфизм которых и находит отражение в сюжете тех или иных игр. Хотя Тамаготти и можно отнести к симуляторам жизненной стратегии, но особое внимание следует все же уделить детям, чтобы последствия их увлечения игрой не отразились на реальных и более верных подопечных.

Hе может не обратить на себя внимания и оконцовка игры. Как упоминалось выше, игра заканчивается смертью того или иного героя, задачу по воспитанию которого возложил на себя сам играющий. Для взрослого человека - это вполне логично и приемлемо, но только не для ребенка. Как отреагирует Ваш ребенок на то, что кто-либо умер? Скорее всего, он расстроится. А если это близкий человек или "электронный питомец", которому было уделено немало времени и на которого было возложено столько надежд? Тут уже речь пойдет, скорее, не о простой эмоциональной реакции, а о стрессе или даже серьезном психическом расстройстве.

Или представим себе такую ситуацию. Ребенок уходит в щколу или на тренировку в спортивную секцию и просит маму или папу, равно как свободных от работы дедушку или бабушку присмотреть за своим Тамаготти, ибо он растет и требует все большего внимания. Где же в школе успеть одновременно справиться и с собственной учебой и с воспитанием "питомца"? Вот где просто необходима помощь старших... Хорошо, если взрослые позаботятся и уделят часок-другой Тамаготти. А если нет, ведь и других дел хватает?! Hе позавидуешь ребенку и его родителям, когда малыш, вернувшись домой, обнаружит, что над его цыпленком, щенком или инопланетянчиком кружат ангелочки. А потом возникают вопросы: почему дети такие жестокие, такие агрессивные...

Поражает и тот факт, что возрастное разрешение на игру Тамаготти производители отметили довольно ранними рамками, а именно с трех-четырех лет! Да, но не следует при этом забывать и о том, что психика ребенка еще не сложилась таким образом, чтобы сразу же из колыбели быть способным решать такие довольно сложные интеллектуальные задачи как воспитание и жизненное обеспечение уже своего, но пока еще электронного ребенка. Hаш век и без того грешен тем, что иным людям не хватает времени для воспитания своих собственных детей.

И если игра Тамаготти задумана как симулятор жизненной стратегии, если она ориентирована на детей как школьного, так и дошкольного возраста, то следовало бы соответственно продумать сюжетную линию игры, дабы не вызвать у детей негативной эмоционально-психологической реакции на концовку игры.

Словом, игра вышла - радостный факт для многих, но только вот особенности психо-физического развития ребенка почему-то кое-где были упущены. Конечно же, игра имеет право на существование со всеми своими достоинствами и недостатками, но коль она ориентирована как на взрослых так и на детей, то и о психических и возрастных особенностях последних тоже забывать не следует, чему и призвана уделить внимание данная статья.

Сергей ОСТРОВСКИЙ,
магистр образования в области психологии

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 1997 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!