Охота за спамом

Спам появился одновременно с широким распространением электронных конференций Usenet и общедоступности электронной почты. Сам же термин возник позже. Под спамом понимают непрошенные сообщения не по теме, которые некоторые личности рассылают по новостным группам, равно как и подобные e-mail письма, рассылаемые напрямую. Слово "spam" ("спам") было взято в начале 90-х из скетча английской комедийной труппы "Monthy Python", где группа викингов, навязчиво рекламируя название консервированного фарша, викрикивала: "Спам, спам, спам".

Почему же спам стал настоящим бичом Интернет? Первое, и самое естественное, объяснение этому - тот поток ненужной информации, который создается рассылкой такого количества бессмысленной почты. Естественно, что спамеры (те, кто занимается спамом) преследуют при этом свои цели. Как правило, в своей массе спам состоит из назойливой, навязчивой рекламы, приглашающей вас посетить такой-то сайт или купить то-то и там-то. Кроме того, он может быть направлен для дискредитации отдельного человека или компании.

Беда в том, что эти письма забивают каналы провайдеров, иногда даже приводя к перегрузке и зависанию серверов. Один из самых крупнейших американских провайдеров - America Online - обрабатывает ежедневно около 30 миллионов электронных писем. По расчетам персонала AOL, треть из них - это спам. Это весьма неприятно, но не смертельно для такой крупной и обладающей большими техническими возможностями компании. Совсем по-другому выглядит ситуация для мелких ISP (провайдеров Интернет), которые арендуют каналы у своих более крупных собратьев: не обладая достаточным техническим потенциалом, чтобы справиться с потоком нежелательных писем, они либо погибают коммерчески (т.к. кому нужна ненадежная компания с медленными каналами), либо начинают в панике без выбора блокировать наиболее крупные источники спама. А это приводит к неприятностям для их клиентов. Вот небольшая история-пример.

Маргарет Бадер впервые испытала на себе действие фильтра от спама несколько месяцев назад, когда попыталась отправить письмо своей сестре, подключенной к маленькому ISP в Сан-Франциско. Ее письмо вернулось обратно. Она попробовала отправить его еще раз, но результат был тот же самый. Дальнейшие попытки также ни к чему не привели.

Как оказалось, ISP Маргарет, MCI Internet, блокировался фильтрами против спама, установленными у провайдера ее сестры. По постоянному потоку спама, текущему из каналов MCI, компания была идентифицирована как источник спаммеров. И поэтому, чтобы не возиться с блокировкой каждого из них в отдельности, маленький ISP сестры Маргарет заблокировал целый домен.

"Это было очень неприятно", - говорит Маргарет, - "Если бы я могла добраться до почтового администратора, то придушила бы его. Но я не могла даже послать ему письмо!!!"

Благодаря усилиям Маргарет и ее зятя, фильтр был снят.

Тем не менее, проблема осталась. Большое количество маленьких ISP не имеют достаточных технических возможностей для целевого блокирования спама. Поэтому они руководствуются т.н. "списками спаммеров", рассылаемыми в предназначенные для этого Usenet-группы и создаваемые самими ISP. Часто случается так, что сами провайдеры заносят друг друга в список. Наибольшие шансы попасть туда имеют компании, предлагающие услуги бесплатной электронной почты. По мнению других ISP, это заставляет их быть "более ответственными" в проведении активной политики против спама.

Некоторое облегчение способна принести установка фильтров от спама. Стив Аткинс, инженер по телекоммуникациям, постоянно использующий Интернет в своей работе, разработал комплект утилит, доступный на http://www.blighty.com и призванный упростить жизнь пользователям. Кроме того, сейчас многие компании предлагают клиентам свои наборы утилит-фильтров почты и новостных групп. Стив Аткинс говорит, что благодаря использованию целого набора фильтров, он избавляется от основной массы спама, но, тем не менее, около 15-20 непрошенных писем ежедневно пробиваются сквозь защиту. Тогда он определяет их источник и пишет жалобу.

Существенно улучшить положение сможет лишь принятие американским правительством положения об оплате спаммером использованных ресурсов получателя. Именно так ранее американцы смогли избавиться от волны рекламных факсов. Но это касается и нас, так как основной источник подобной почты - Соединенные Штаты. И если положение улучшится там, то и нам станет легче дышать.

Сейчас спаммер и получатель его потока информации не в равных условиях. Спаммер может бесплатно рассылать тысячи писем одновременно во все стороны света (в рамках его подключения к Интернет), а получателю, возможно, приходится оплачивать сами письма, а также время, потраченное на скачивание их с сервера провайдера.

По мнению активистов CAUCE (коалиции против нежелательного коммерческого e-mail'a), жизненно необходимо хоть немного разбираться в принципах работы Интернет, чтобы иметь возможность вычислить человека или компанию, засыпающую вас горами ненужных писем, и правильно составить и подать на них жалобу.

Андрей КОНОНОВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

47 за 1997 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!