Accelerated Graphics Port: вопросы и ответы

(Продолжение, начало в № 43)

4.Какие операционные системы поддерживают AGP?

Уже достаточно давно Microsoft объявила о поддержке AGP в будущих версиях как Win95 (OSR2.1, VGARTD.VXD от Intel), так и Win NT 4.0 (с Service Pack 3). К настоящему моменту более ста компаний, включая крупнейших производителей графических акселераторов и их компонентов, а также производителей специализированного ПО, подтвердили перспективность и высокий технический уровень AGP, вступив в "AGP Implementor Forum". Все остальные крупные игроки на рынке операционных систем, которые еще не объявили о поддержке AGP, должны сделать это в самом ближайшем будущем.

5.Можно ли утверждать, что AGP - всего лишь новое название архитектуры UMA?

Нет. Прямым назначением AGP является поддержка high-end'овой 3D-графики на PC при помощи использования системной памяти для 3D-эффектов (таких как текстуры, альфа-буферы и z-буферы) вместо применявшегося ранее расположения специализированной памяти на самой видеоплате. Архитектура UMA в свою очередь преследует цель переместить практически все графические операции в системную память и таким образом уменьшить стоимость за счет полного отказа от размещения памяти на видеоплате. AGP разрешает динамическое обращение к памяти, что означает возможность для операционной системы в случае необходимости затребовать обратно ту часть системной памяти, которая используется архитектурой AGP для 3D эффектов. UMA же, напротив, предполагает выделение части системной памяти для своих нужд сразу в процессе загрузки, причем впоследствии операционная система никак не может затребовать ее обратно.

6.Чем AGP отличается от PCI?

Различия между AGP и PCI представлены в таблице.

AGP PCI
Конвейеризованная пересылка запросов на чтение/запись данных Неконвейеризованная
Операции передачи адресов/данных демультиплексированы Операции передачи адресов/данных мультиплексированы
Пиковая пропускная способность 32-разрядной шины AGP - 528Mбит/с Пиковая пропускная способность 32-разрядной шины PCI – 132Mбит/с
Одна цель, один инициатор Мультицелевая, мультиинициаторная
Только операции чтения/записи в память, отсутствие других I/O операций Обеспечение связи узлов всей системы
Высокий/низкий приоритет очередей запросов на доступ к данным Отсутствие приоритета очередей запросов

7.В чем заключаются преимущества AGP?

· Прямой доступ к текстурам, находящимся в системной памяти:

- наличие двух трактов обмена с памятью обеспечивает параллельное извлечение и обработку данных;

- становится возможным использование более богатых текстур без увеличения объема буфера кадров;

- графический чип и центральный процессор получают возможность длительного просмотра структур графических данных из "GART" (Graphics Address Re-mapping Table) hardware.

· Передача адресов и данных осуществляется по раздельным шинным трактам (sideband addressing, SBA), в результате чего становится возможным осуществление упреждающих запросов на операции чтения/записи данных, а также создание очередей запросов с различными приоритетами на доступ к данным.

· Пиковая пропускная способность, равная 528 Мбит/с, позволяет добиться лучшего управления процессами обмена данными.

· Вчетверо большая по сравнению с шиной PCI пиковая пропускная способность в сочетании с SBA и конвейеризацией обеспечивает существенный прирост производительности.

· Наличие двух режимов работы: обычного DMA и режима Execute, реализующего все преимущества AGP.

· Использование AGP уменьшает "споры" центрального процессора и I/O устройств за шину и доступ к памяти. Шина PCI, как правило, обслуживает дисковые контроллеры, LAN-чипы, возможность видеозахвата и пр. AGP работает параллельно и независимо от большинства PCI-операций. Более того, центральный процессор может обращаться к системной памяти в то же самой время, когда графический AGP-чип осуществляет чтение RAM. Немаловажным является и то, что, несмотря на немалые аппетиты графического чипа, использование AGP предотвращает искажения аудио и другие проявления деградации центрального процессора.

· Отдельный порт для обеспечения доступа к системной памяти позволяет обеспечить параллельное чтение текстур из AGP-памяти вместе с чтением/записью из локальной памяти. Эффективное использование одновременно двух портов позволяет добиться суммарной скорости 1,3 Гбит/с против 0,8 Гбит/с при использовании только порта локальной RAM.

· AGP позволяет центральному процессору осуществлять запись непосредственно в выделенную для нужд AGP область системной памяти.

8.Какова архитектура AGP?

Приведенный ниже рисунок в упрощенном виде показывает AGP-систему с указанием пиковых значений пропускной способности и вариантов использования памяти.

К рисунку следует сделать некоторые пояснения. Как правило, ширина шины между контроллером памяти и системной памятью составляет 64 бита. Шина делится между центральным процессором, графической платой и PCI. Ввиду необходимости поддержки достаточно больших объемов RAM, ее тактовая частота обычно меньше, чем у локальной графической шины. В настоящее время поддерживаются пиковые значения пропускной способности системной шины вплоть до 528 Мбит/с, хотя уже в ближайшем будущем эта величина существенно возрастет. Приведенное на рисунке значение пиковой пропускной способности (800 Мбит/с) между локальной памятью графической платы и графическим чипом соответствует современному высокопроизводительному 64-битному видеоакселератору со 100 МГц-й памятью SGRAM.

9.Что такое Direct Memory Execute (DIME)?

Наиболее мощной чертой AGP является использование DIME. При помощи DIME графический чип AGP получает возможность непосредственного доступа к системной памяти для выполнения сложных операций наложения текстур.

Без DIME большинство PCI графических контроллеров могут осуществлять подобные операции только путем обмена данными с локальной памятью, подключенной непосредственно к чипу. Это предполагает передачу информации из системной памяти в центральный процессор, а затем через чипсет в локальную память (все это происходит через шину PCI для каждого названного этапа). Графические чипы AGP, имеющиеся сегодня на рынке, могут как воспроизводить базовые принципы архитектуры PCI, так и обходится без этого. Шина AGP обеспечивает более высокую пропускную способность по сравнению с PCI, но в то же время в целях сохранения совместимости AGP реализует режим передачи текстурных карт в буфер кадров целиком, где над ними выполняются все последующие операции.

10.Каким образом можно сопоставить производительность AGP-видеоакселераторов с производительностью традиционных VGA-плат?

AGP-видеоакселераторы могут быть подвергнуты тестированию так же, как и любая другая графическая плата. Однако для получения более достоверных результатов тесты должны предусматривать операции с большим объемом текстур (>8Мб). Кроме того, поскольку основные различия между AGP видеоакселераторами и обычными платами наблюдаются при обработке трехмерных операций, то и используемые для сравнения тесты должны иметь возможность оценки именно 3D-производительности. Наиболее предпочтительным пакетом для тестирования является текущая версия Winbench 3D, где есть субтест с большими текстурами, что обеспечивает достаточно правдоподобное моделирование реальных 3D приложений.

11.Какова действительная производительность AGP видеоакселераторов?

Результаты тестирования ряда популярных PCI-видеоакселераторов и плат на основе AGP приведены в таблице.

Разрешение:640 x 480 x High Color
Материнская плата LX97 KN97-X
Intel Media BenchMark ATI 3D RAGE PRO AGP-133 2MB SGRAM ATI 3D RAGE II 2MB SGRAM ASUS PCI-V264GT 4MB SGRAM
Вывод многоугольников 111 64.4 71.5
Direct 3D Benchmark
Разрешение:800 x 600 x256 (частота кадров 60Hz, мелкий шрифт)
Материнская плата LX97 KN97-X
Intel Media BenchMark ATI 3D RAGE PRO AGP-133 2MB SGRAM ATI 3D RAGE II 2MB SGRAM ATI 3D RAGE II 2MB SGRAM
Вывод многоугольников 290.16 278.35 276.77
Разрешение:800 x 600 x True Color
Материнская плата LX97 KN97-X
Intel Media BenchMark ATI 3D RAGE PRO AGP-133 2MB SGRAM ATI 3D RAGE II 2MB SGRAM ATI 3D RAGE II 2MB SGRAM
Вывод многоугольников 202.37 185.07 185.07

12.Где можно получить дополнительную информацию об AGP?

Дополнительную информацию можно найти на следующих WEB-сайтах:

  • AGP Implementors Forum: список компаний, поддерживающих AGP-архитектуру, а также последние новости об AGP hardware & software;
  • На WEB-сайте Intel: обзор AGP hardware;
  • На WEB-сайте Microsoft: информацию о поддержке AGP операционными системами Microsoft.

При подготовке статьи были использованы материалы ASUSTeK COMPUTER INC.

Виктор МОРОЗОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

44 за 1997 год

Рубрика: 

Пользователь - пользователю
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!