Герой нашего времени

Визитная карточка
Netscape Communications

Президент: Джим Барксдейл (Jim Barksdale)

Штаб-квартира: Маунтин-Вью (Mountain View), Калифорния, США

Количество сотрудников: около 2000 человек

Годовой доход: $460,4 млн.

WWW: http://www.netscape.com

Билл Гейтс на шоу в Москве: "Microsoft пропустила момент критического роста Интернета, поэтому некоторые мелкие компании воспользовались этим и смогли нас временно опередить."

Netscape Communications - действительно удачливая фирма, правильно и вовремя уловившая тенденции развития рынка, благодаря чему она начала стремительно захватывать рынок и заставила весь мир сначала удивленно наблюдать, а потом смириться и начать считаться с молодым "героем нашего времени".

Стремительный рост Интернета не ускользнул от взгляда Джима Кларка (Jim Clark), который в апреле 1994 года основал новую компанию - Netscape. Джим Кларк - довольно крупная фигура в компьютерном бизнесе. До того, как стать председателем совета директоров новой и никому не известной компании, он заведовал конторой посерьезней - в Netscape Джим Кларк ушел, бросив руководящий пост фирмы Silicon Graphics.

Понятно, что такое мероприятие Кларк мог осуществить, только будучи полностью уверенным в собственном успехе. Поэтому Кларк прихватил с собой в новую фирму команду молодых и талантливых студентов-программистов во главе с Марком Андрисеном (Marc Andreessen) из университета штата Иллинойс. Марк Андрисен со своей группой незадолго до этого создал браузер для Интернета NCSA Mosaic. Этот браузер за один год приобрели более 2 миллионов пользователей, и он стал негласным стандартом в Сети. А Андрисен незамедлительно получил степень бакалавра компьютерных наук в Иллинойском университете.

Таким образом, будущий успех фирмы Netscape был предопределен еще до ее основания. И он не заставил себя долго ждать.

Основной продукт компании - браузер Netscape Navigator - почти мгновенно завоевал огромную популярность. Начиная со второй версии он уже фактически представлял собой коммуникационный набор программ, включая в себя приложения для работы с почтой (mailers) и новостями (newsreaders). Объединение всех этих продуктов в один стало удачным решением и позже послужило толчком к будущему выходу Netscape Communicator.

Еще совсем недавно Netscape почивала на лаврах наиболее быстро развивающейся компании в компьютерной индустрии. Однако уже сейчас ей на пятки наступают конкуренты. Точнее, один конкурент - небезызвестная компания Microsoft, отхватывающая все большую долю на рынке программного обеспечения. Похоже, что Microsoft устроила настоящую войну конкурирующей технологии и на любое движение конкурента отвечает своим, альтернативным.

Каждая технология Netscape имеет альтернативную от Microsoft. Возьмем, к примеру, Java-апплеты. Это "виртуальные клиенты", являющиеся аппаратно независимыми модулями, которые загружаются на пользовательский компьютер, перекачивают готовые страницы и порождают новые. Microsoft тут предпочитает не стандартные апплеты Java, а компоненты ActiveX - на основе собственного стандарта.

Или, скажем, расширения стандарта HTML. Странички в Интернете уже перестают быть просто текстом на цветной подложке в обрамлении красивых картинок. Теперь каждая HTML-страница - это достаточно сложная структура, для создания которой стандартных возможностей языка HTML не хватает. Если не пользоваться "универсальным решением" - Java-апплетами, - то HTML должен описывать только содержание страницы, а ее представление на экране остается на совести браузера. Но в этом случае требуются жесткие стандарты, чтобы пользователь увидел на экране именно то, что он должен был увидеть по задумке web-дизайнера. Microsoft решает эту проблему с помощью HTML Layout Control, требующего ActiveX-среды собственного изготовления. Netscape же предлагает альтернативные решения, не привязывающие пользователя к своим технологиям. Одна из них - "слои" (layers), набор которых содержится в HTML-документе. Слои выборочно активизируются по сценарию и для их создания не потребуется ничего, кроме HTML и JavaScript. Их можно реализовать на Java, но программа будет более громоздкой и медленнее загружаться.

Вообще о соперничестве двух компаний можно рассказывать очень долго. Оба производителя ведут непримиримую борьбу за администраторов информационных систем и поставщиков информационного наполнения. Каждый стремится убедить их разрабатывать приложения именно для своей собственной платформы технологии принудительного распространения (push-технологии). Характерной особенностью платформы компании Microsoft является формат Channel Definition Format (CDF) - стандарт, находящийся на рассмотрении консорциума World-Wide Web Consortium. Формат CDF дает пользователям возможность выбирать для загрузки только определенные страницы узла или только конкретные части страницы. Кроме того, он позволяет планировать загрузку и определять объем загружаемой информации. Официальные лица Netscape заявили, что продукт Netcaster обладает такими же функциями, что и Internet Explorer 4.0. Платформа компании Netscape основана на языках Hypertext Markup Language, Java и JavaScript - технологиях, которые, как заявляет Netscape, разработчики уже приняли в качестве стандартных. В этой компании считают, что необходимости в новом стандарте, таком как CDF, нет. В любой борьбе за стандарт (в том числе и push-технологий) главное - привлечь к себе как можно больше сторонников. Вот таблица, где перечислены некоторые партнеры по push-стандарту компаний Netscape и Microsoft для сравнения. Итак, "кто за кого":

Партнеры Netscape: Партнеры Microsoft:
ABCNews.com, CBS Sportsline, Cnet, CNNfn, CondeNet, International Data Group Forbes, Fortune, Individual, MSNBC, Dow Jones, Dun & Bradstreet, Ernst & Young, PointCast,Reed Elsevier, The Wall Street Journal

Говоря о соперничестве Internet Explorer и Netscape Navigator, можно упомянуть про некоторые тенденции: Netscape все еще имеет около 61% рынка браузеров, Microsoft - 35%, но доля Internet Explorer увеличивается с каждым месяцем, так как Microsoft небезуспешно использует свое положение в области операционных систем и огромный маркетинговый потенциал.

Netscape прекрасно понимает сложившуюся ситуацию (с кем связались...) и ищет все новые пути для расширения бизнеса. Не так давно Netscape объявила о создании фирмы под названием Navio Communications, которая будет заниматься проблемами внедрения Web-браузера Navigator во все виды новых бытовых электронных устройств. Эта независимая компания, основная доля акций которой принадлежит Netscape, сосредоточит свое внимание на устройствах, работающих с Интернетом, таких, как телевизионная аппаратура, телефоны, телеприставки, игровые пульты, сетевые компьютеры и даже автомобили.

Председателем совета директоров Navio станет Джим Кларк. История повторяется?

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 1997 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!