(продолжение)
В одном из прошлых номеров "КВ" был начат разговор об изделиях компании Turtle Beach Systems - одного из лидеров в области современного компьютерного аудиоhardware. В частности, была рассмотрена достаточно доступная и универсальная плата Tropez Plus, предназначенная для тех из нас, кто еще не готов пожертвовать игровой совместимостью в пользу по-настоящему профессионального качества звука, а также для тех, кто с радостью бы принес такую жертву, но пока не может это сделать по банально простой причине в лице отсутствия "энной" суммы $. Сегодняшний материал будет посвящен изделиям, реализующим абсолютно бескомпромиссный подход к качеству звука и ориентированным, соответственно, на людей, которым абсолютно неведомы вышеназванные проблемы. Речь пойдет о том, что является предметом гордости Turtle Beach Systems и предметом зависти ее конкурентов: серии аудиоплат MultiSound Pro, включающей в настоящее время плату Fiji, предназначенную для высококачественной многоканальной записи на жесткий диск, а также плату Pinnacle, способную удовлетворить потребности профессиональной студии начального уровня. Здесь также стоит отметить, что, несмотря на достаточно почтенный по компьютерным меркам возраст, сохраняют свою актуальность и платы предшествующего поколения (серия MultiSound). В первую очередь это касается Tahiti и в меньшей степени Monterey. Что касается Tahiti, то характеристики ее аудиотракта сравнимы с показателями изделий стоимостью 700-800$, и комментарии тут, как говорится, излишни. С Monterey дело обстоит несколько сложнее. Обладая качественным аудиотрактом и DSP производства Motorola, данная плата имеет ничем не примечательный GM синтезатор ICS WaveFront. Поэтому покупка Monterey имеет смысл только в том случае, если вам предлагают ее по "сходной" цене, и если вы к тому же обладаете приличным источником звука (например, тон-генератором, обеспечивающим соединение с компьютером через последовательный порт).
Теперь вернемся к героям нашего времени. Первой в нашем списке идет плата Fiji. Даже одно лишь ее название наводит на мысль о близком родстве с уже упомянутой платой Tahiti, да и одного взгляда на ее характеристики будет вполне достаточно, чтобы увидеть у этих аудиоплат слишком много общего. В данной ситуации совсем не обязательно быть семи пядей во лбу, чтобы сделать правильный вывод: Fiji - есть не что иное, как реверансы Turtle Beach в сторону Windows'95 и Plug'n'Play. Естественным и главным предназначением данной платы является предоставление ее владельцу возможности многоканальной записи звука на жесткий диск. Иной любопытный читатель может подумать: "И это все?" Да, и это все, но с рядом оговорок. Следует иметь в виду, что Fiji имеет коннектор типа WaveBlaster для подключения дочерней платы. Если на последней находятся чип синтезатора и достаточного объема ПЗУ с сэмплами, то вы получаете "связку", способную удовлетворить требования самого привередливого аудиофила. "А если мне нужен сэмплер?" - может спросить тот же любопытный читатель. Если вам так уж необходим сэмплер, то его можно приобрести отдельно. Это может быть как отдельная плата, так и отдельный модуль с соответствующим интерфейсом (о сэмплерах стоит поговорить отдельно, к тому же в рамках данной статьи нет возможности рассматривать все существующие варианты). Во всяком случае, сама Turtle Beach, говоря о создании Fiji, подчеркивает, что разработка данной платы велась в расчете только на одного человека, имя которому "абсолютоман" (The Perfectionist). Однако слова словами, а что же мы имеем в действительности?
Fiji представляет собой ISA плату. Изюминкой Fiji является "фирменная" архитектура Hurricane. Не слишком вдаваясь в детали, можно отметить, что использование Hurricane обеспечивает значительное увеличение как количества одновременных потоков аудиоданных, так и скорости их передачи. Hurricane позволяет достичь восьмикратного превосходства в скорости передачи данных, по сравнению с традиционно применяемой в аудиоплатах технологии, использующей DMA. Естественно, что такая "ураганная" быстрота возможна только при наличии мощного DSP. В этом отношении Fiji вас не разочарует: к вашим услугам чип Motorola 56002.
Характеристики полнодуплексного аудиотракта данной платы достойны того, чтобы называться эталонными (вот, что значат 20-битные АЦП/ЦАП). Судите сами. Отношение сигнал/шум - не менее 97дБ, гармонические искажения не превышают 0,005%, интермодуляционные искажения - не более 0,01%. Разделение стереоканалов на частоте 100Гц составляет 90Дб, на частоте 1КГц - 90Дб и даже на частоте 10Кгц - все те же 90Дб. Диапазон воспроизводимых частот лежит в пределах 10Гц - 22КГц +0/-1Дб, а уровни сэмплирования поддерживаются от 5КГц до 48КГц. Для полноты картины остается добавить, что Fiji имеет ряд приятных мелочей, таких как возможность подключения джойстика, полноценный MIDI интерфейс в случае наличия дочерней wavetable платы и возможность поддержки различных типов микрофонов. Fiji оборудована микрофонным входом, а также линейным входом и выходом. Есть вариант платы с цифровым S/PDIF входом/выходом, что делает Fiji приемлемым выбором и для "крутых" профессионалов. Излишне напоминать, что Fiji с цифровым I/O стоит существенно дороже. Для того, чтобы в полной мере оценить потенциал этой платы, позаботьтесь о наличии у вас Pentium'а и хотя бы 16МБ ОЗУ (принимая в расчет наши реалии, не повредит и наличие качественной акустики). Для работы Fiji требует одно прерывание и 32КБ блок верхней (upper) памяти. Кроме того, по отзывам пользователей, она неплохо уживается с Windows'95.
Однако венцом "аудиоплатостроения" Turtle Beach на сегодняшний день является все же не Fiji. Это почетное звание по праву принадлежит плате MultiSound Pinnacle. Как и все рассматриваемые платы, MultiSound Pinnacle достаточно молода (выпущена в прошлом году), но уже успела завоевать определенное признание. Эта плата представляет собой гибрид устройства для многоканальной записи на жесткий диск, мощного сэмплера и синтезатора. Исторически появлению Pinnacle предшествовала комбинация плат Tahiti и Rio, однако у такой "двойки" был один существенный недостаток: наблюдались искажения звука на частотах в районе 10КГц (система "Tahiti+Rio" попросту слегка "подвывала"). Для подобного класса устройств это недопустимо, хотя на практике встречается сплошь и рядом. К тому же появление Windows'95 потребовало от Turtle Beach принести положенные жертвы идее Plug'n'Play. В результате осмысления собственных проблем и веяний времени было создано то, что получило название Pinnacle.
Конструктивно Pinnacle представляет собой полноразмерную ISA плату, имеющую полнодуплексный аудиотракт с характеристиками, аналогичными Fiji. Единственное незначительное отличие состоит в том, что диапазон поддерживаемых уровней сэмплирования начинается не с 5КГц, а с 8КГц. Это, как вы понимаете, сказано исключительно для соблюдения буквы закона, так как реальной потребности в звуке с такой частотой дискретизации, по-моему, никогда уже больше не возникнет. В Pinnacle, также как и в Fiji, реализована архитектура Hurricane и используется тот же чип DSP Motorola 56002. Такой подход позволяет в значительной степени разгрузить центральный процессор, а на практике дает возможность в полной мере использовать преимущества программ, работающих в реальном времени. Следующей ключевой чертой Pinnacle является наличие полноценного, аппаратно реализованного интерфейса MPU-401, что избавит вас от часто возникающих у дешевых плат проблем, связанных с подключением внешних MIDI-устройств. На Pinnacle установлен GM синтезатор Kurzweil "MASS[ies]" с 4МБ-м набором сэмплов. Реальный объем ПЗУ, однако, составляет всего 2МБ, так как сэмплы сжаты с использованием "фирменных" алгоритмов Kurzweil. О достоинствах и недостатках компрессии сэмплов можно спорить до бесконечности, поэтому окончательное решение "за" или "против" сэмплов Pinnacle должно принадлежать вам лично. Сам я, к примеру, считаю, что сжатые сэмплы все же теряют в качестве, хотя в каждом конкретном случае стоит, как говорится, разобраться. По отзывам независимых источников у Pinnacle неплохо звучат ударные инструменты, в особенности медь, хотя, с другой стороны, звучанию соло барабана не хватает резкости. Оставляет желать лучшего и звучание роялей, но не будем забывать, что рояль в этом смысле не самый удобный инструмент (для сравнения в основу звучания рояля Ensoniq "TS-10" положен сэмпл объемом 1МБ). Во всяком случае разумному человеку не следует возлагать чересчур большие ожидания на звуки из ПЗУ, тем паче, что энджин синтезатора Kurzweil позволяет использовать и звуки, загружаемые в оперативную память Pinnacle. Здесь мы подходим к одной из самых впечатляющих сторон этой платы. Pinnacle поддерживает до 48МБ RAM с использованием обычных 72-контактных модулей SIMM. Поставляется плата, естественно, без RAM, так что придется вам раскошелиться, если вы планируете использовать Pinnacle в качестве сэмплера. Кое-какие дополнительные сэмплы для Pinnacle можно получить через Интернет. Кроме того, учитывая качество аудиотракта данной платы, можно и самому сделать сэмплы вполне профессионального качества. Возможности в этом плане открываются широчайшие. Еще одной приятной чертой Pinnacle является наличие поканального эффект процессора, что, к примеру, позволит вам использовать реверберацию, хорус и пр. эффекты независимо для каждого MIDI-канала.
Рассматриваемая плата имеет неплохие возможности по расширению своей функциональности. Коннектор типа WaveBlaster позволяет при помощи дочерней карты добавить еще один синтезатор. Pinnacle опять-таки при помощи дочерней карты может быть оснащена цифровым интерфейсом ввода/вывода. К плате могут быть подключены джойстик и CD-ROM.
Pinnacle имеет линейный стереовход, линейный стереовыход, вспомогательный стереовход (aux in) - сигнал от устройств, подсоединенных к aux in, может быть только воспроизведен, но не записан, а также микрофонный вход (стерео). Все коннекторы, включая цифровой S/PDIF вход/выход, выполнены в виде 1/8" миниджэков. В случае активизации цифрового интерфейса вы теряете микрофонный вход, что представляет собой определенный недостаток.
Теперь несколько слов об аппетитах Pinnacle и известных проблемах. Для работы Pinnacle требует два свободных прерывания и 32КБ блок верхней памяти (в одной из предшествующих статей я упомянул три прерывания, но, признаюсь, несколько слукавил, зачислив сюда прерывание, потребное при подключении к Pinnacle CD-ROM). Как и подавляющее большинство изделий Turtle Beach, данная плата может успешно проинсталлироваться лишь со второй-третьей попытки, в особенности это касается Windows'95. Кроме того, отмечены проблемы с MIDI IN при работе с внешними устройствами. Turtle Beach по этому поводу заявила, что причина тому - недоработка драйверов версии 1.0, пообещав устранить недостаток в версии 1.1. (покупая Pinnacle, не забудьте обратить внимание и на эту вторую единичку). При переключении аудиовходов возможны небольшие щелчки, но подобный недостаток присутствует практически у всех относительно недорогих аудиоплат. В Интернете есть информация о невозможности переключения аналогового и цифрового входа Pinnacle непосредственно из "SAW Plus", однако насколько это верно, вы можете проверить только сами.
Вместе с Pinnacle, помимо драйверов для Windows 3.1, Windows'95 и программного микшера, поставляется следующее программное обеспечение: Wave SE, MicroWave, Sierra Audio Rack, Mouse Player, Synth Control Panel и Voyetra Digital Orchestrator Plus.
Подытоживая все сказанное о Pinnacle и приняв в расчет ее стоимость, можно сделать только один вывод: ничего лучшего для домашней полнофункциональной студии за те же деньги вы не найдете.
В заключение хотелось бы упомянуть и о существовании укомплектованного "под завязку" варианта Pinnacle, носящего название Pinnacle Project Studio. Этот продукт представляет собой готовую компьютерную аудиостудию, т.е. то самое комплексное аппаратно-программное решение, о котором говорилось в первой части статьи. Какие же отличия имеет Pinnacle Project Studio от обычной Pinnacle? Во-первых, Pinnacle Project Studio комплектуется дочерней платой со вторым GM синтезатором Kurzweil "HOMAC". Это позволит вам получить 32 MIDI-канала (16+16) и 64-голосную полифонию (32+32). Добавьте сюда второе ПЗУ с 2-мя МБ сэмплов и второй эффект-процессор. Эффект-процессор, правда, не поканальный, а общий, что несколько снижает его реальную ценность. Оба синтезатора (и "MASS[ies]", и "HOMAC") имеют выходные 20 битные ЦАП, что гарантирует высокое качество звука. Во-вторых, в комплект Pinnacle Project Studio входит дочерняя плата цифрового интерфейса, что позволяет, в частности, осуществить прямой обмен данными с DAT магнитофоном. Единственным "но" здесь является невозможность работы с выходом со второго синтезатора и с сигналом от aux in. Стоит также обратить внимание и на такие полезные мелочи, как наличие MIDI-кабеля с 15-контактным разъемом, а также коаксиальных кабелей для цифрового интерфейса. Есть даже видеокассета с инструкцией как всем этим пользоваться. На компакт-диске с программным обеспечением вы найдете полную retail версию Digital Orchestrator Plus 3.0, драйвера для Windows NT 4.0, некоторое количество сэмплов и массу других интересных вещей.
Виктор МОРОЗОВ
Горячие темы